|
||||
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. Картина перваяСтр 1 из 3Следующая ⇒
Действующие лица:
Марк Клара, его жена Жак Натали, его жена
Гостиная современно обставленного дома. В глубине широкое, во всю стену, окно. Две двери - слева и справа.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
Сцена пуста. Неожиданно с улицы доносится громкое карканье ворон. МАРК появляется из левой двери и спешит к окну. Смотрит на улицу. Карканье понемногу стихает. Марк с отвращением на лице подходит к бару, наливает полный стакан, выпивает одним глотком. Опять наполняет бокал, садится с ним на диван и откидывается на спинку. Из правой двери входит КЛАРА.
Клара (наводя порядок в комнате). Марк?.. Привет! Мне послышалось, что ты пришел, но я не была уверена… Эти рок-группы по радио так орут, что ничего не слышно… Никак не могу привыкнуть к этой их манере исполнения… хотя, скажу честно, кое-что у них мне нравится, особенно на фоне слащавой попсы… Что-то ты сегодня рано... Вот так бы почаще… Меньше работы – больше пользы для здоровья, я тебе давно говорю… Слава Богу, хоть бросил привычку брать работу на дом. Никак не могла отучить тебя… Я здесь читаю или пялюсь в телевизор, а ты у себя в кабинете возишься со своими бухгалтерскими книгами или начитываешь письма в диктофон… Эй!.. Впервые вижу, чтобы ты выпивал в такой час... Марк.Я тоже впервые в таком состоянии. Клара. Тебя что-то беспокоит? Марк (морщится). Желудок. Клара. Опять поел в заводской столовой… Я тебя тыщу раз просила: обходи ее за километр. Ты же можешь приезжать обедать домой. Уж точно от моего мяса на гриле или рыбы в белом вине… Марк. Это не из-за того, что я съел в обед. Это из-за того, что я только что видел. Клара. Видел? Где? Марк. На тротуаре перед домом… Стая ворон на раздавленной собаке. Клара. Господи, кошмар какой! Марк. Ее сбила машина… она даже еще не умерла… а они уже слетелись добить ее. Клара. И не было никого, кто бы прогнал их? Марко. Да ты что! Никто бы даже и пальцем не пошевелил. Вороны у нас стали священными, как коровы в Индии. Клара. Они уничтожают крыс, это правда. Но это не значит, что они могут хозяйничать в городе. Марк. Или крысы, или вороны. Ты кого предпочитаешь? Клара. Ужасная альтернатива, тебе не кажется? Марк. Нет. Просто стоит пересмотреть старые категории ужаса. Клара. Что-то ты сегодня вечером очень пессимистичен. Марк ложится.
Устал? Марк. Не больше, чем всегда. Клара. Хочешь, я тихонько включу музыку? Марк. Нет, спасибо. Клара. Обычно она действует на тебя расслабляюще. Марк. Да, но не сегодня. Клара (садится рядом и нежно гладит его по волосам). Попробуем разобраться, почему. Видимо, потому, что мой ненаглядный муженек, хотя и пришел сегодня домой пораньше, слишком много работал… Марк. Не больше, чем всегда. Клара. Пусть так. Но если приплюсовать работу, что ты делал вчера, позавчера и днем раньше… Марк. Не в этом дело. Клара. Тогда в чем?.. Есть хочешь? Марк пожимает плечами. Клара. То есть не очень. Марк. То есть не очень. Клара. Я тебя спросила, потому что сегодня вечером ужин будет попозже… придут Жак и Натали… Марк. Ах да, совсем забыл! Клара. А ты сам знаешь, как с ними… могут придти в семь, а могут в двенадцать. Марк. Мне нетрудно подождать. Клара. Все еще не прошло?.. Хочешь еще каплю? Марк. Нет, достаточно. Не то я, правда, разрушу себе желудок. Клара. Знаешь, я иногда завидую Жаку и Натали. Тому, как они живут. Марк. Это ты-то! Такая организованная и помешанная на порядке! Клара. Представь себе, очарование беспорядка привлекает меня самым загадочным образом. Марк. Это как с пропастью. В нее так и тянет спрыгнуть. Клара. Ты когда-нибудь обращал внимание на то, что наша жизнь состоит из одних и тех же действий? Мы совершаем их в одно и то же время, я дома, ты на фабрике… Кстати, ты не смотрел почту? Марк. Ах, да… (Неохотно перебирает письма на столике). Клара. Вскрывать не будешь? Марк. Нет желания. Хватает посмотреть, от кого они. Клара. Тебе, наверное, надоели все те, что приходят не работу. Марк. Вот именно. Клара. Да, так возвращаясь к Жаку и Натали… В их жизни происходит все точно так же, как и у нас… у меня, может, слишком разыгралась фантазия, но они воспринимают все с какой-то… безалаберностью, что ли… и в этом очарование их семейки. Они постоянно что-то теряют, забывают обещания, опаздывают на встречи, а мы… Ты себя хорошо чувствуешь, Марк? Марк. Что за странный вопрос? Клара. Я как только вошла, сразу заметила, что с тобой что-то не в порядке. У тебя такое лицо… Марк. Я же сказал, это из-за ворон. Вся сцена до сих пор перед глазами. Никогда прежде не видел, чтобы они нападали на еще живое животное. Клара. А когда они нападают на крыс? Марк. С крысами другое дело. Клара (берет книгу со столика). Я сейчас читаю это. Мне кажется, интересно. Ты уже прочитал? Марк. Пытался осилить и не смог. Клара. Почему? Марк. Не мог сконцентрироваться. Глаза бегают по строчкам, а мозг не фиксирует смысла. Клара. Это все от усталости. Я же говорила, ты слишком много работаешь, Марк. Клара, ты знаешь, что причина совсем не в этом. (Сжимает голову руками). Клара. У тебя болит голова? Марк. Я тебе сказал, ничего у меня не болит. Клара. Тогда объясни, что с тобой. Марк. Тебе все нужно объяснять? Клара (показывая на письма). Там приглашение на теннисный турнир, в субботу и воскресение. Ты ведь свободен в выходные? Марк. Сходи одна. У меня нет желания. Клара. Ты же знаешь, что без тебя я не пойду. Почему ты не хочешь пойти вместе? Тебе же раньше очень нравился теннис. Марк. Вот именно раньше. Клара (встает и подходит к окну). Сегодня воздух тяжелее обычного, ты не находишь? Если вдыхаешь глубоко, то как будто в горле что-то застревает... Подумать только, когда мы купили этот дом, я так хотела, чтобы здесь все было в цветах… ковер из цветов до самой калитки… жасмин, ландыши, гиацинты… все с сильным ароматом… чтобы забить отвратительные запахи города… Какая наивность! Я даже не предполагала, что они откажутся цвести в этой атмосфере… здесь растут только какие-то желтые кусты и…
Звонит телефон. Клара идет снять трубку, но Марк жестом останавливает ее. Еще несколько звонков, и телефон замолкает.
Хорошо, я не буду брать трубку, успокойся… И перестань смотреть на телефон как на опасного зверя, от которого надо держаться подальше. Марк. Тебе кажется, это легко сделать? Ты все забыла? Клара. Я ничего не забыла, но прошло уже столько времени, что… Марк. Всего двадцать шесть дней. Клара. Уже двадцать шесть. Я уверена, что они оставили тебя в покое. Марк. Откуда твоя уверенность? Клара. Некоторые вещи чувствуются… или, по крайней мере, хочется верить, что чувствуются... Марк. Твоими бы устами... Клара. Факт остается фактом: прошел месяц… Марк. Двадцать шесть дней. Клара. Ладно, двадцать шесть дней. Двадцать шесть дней они больше не напоминают о себе. Марк. Собака не забывает недогрызенную кость. Каждый день, просыпаясь, я с ужасом жду, что они позвонят. Клара. Пока они этого не сделали. Так что ты зря дергаешься. И сегодня ни одного звонка. По крайней мере, пока я была дома. Марк. А на автоответчике? Клара. Есть пара звонков, но, вероятно, ошиблись номером, молчание. Марко. Вот видишь! Клара. Но такое часто случается. Марк. Это были они. Клара. Как ты можешь знать? Марк. Это были они. И этот последний звонок тоже... Клара. Мне кажется, ты сгущаешь краски. (Приласкав мужа). Постарайся не думать об этом. Марк. Как-то жарко в комнате. Клара. Хочешь, я открою окно?.. Хотя нет, лучше не надо. В это время вонь почему-то еще невыносимей… Ты принимал сегодня свои аллергические таблетки? Марк. Да. Клара. Никогда не забывай. Раньше, выходя из дома, достаточно было надеть перчатки, а теперь нужно заботиться, чтобы не надышаться какой-нибудь гадостью... Может, включить тебе телевизор? Марк. Ты когда-нибудь видела, чтобы я смотрел телевизор в это время? Клара. А тебе никогда не хотелось сделать что-нибудь не как всегда? Выйти за рамки привычек? Это твоя работа довела тебя. Все спланировано, все упорядочено, разложено по полочкам… Ты не мог бы иногда забывать о своей проклятой фабрике? Марк. Сегодня я не был на фабрике. Клара. Ездил на встречу с клиентом? Марк. Нет. И встречи не было. Клара. Где же ты тогда был? Марк. В парке. Клара. В парке? Что ты там делал? Марк. Ничего. Клара. Как ничего? Ты не из тех, кто… Марк. Просто сидел на скамейке у пруда с лебедями. Клара. Весь день, не вставая? Марк. Весь день. Не вставая. Клара. Хоть убей, Марк, не могу представить тебя сидящим весь день на скамейке у пруда с лебедями. Марк. И тем не менее это так. Клара. Отчего ж ты вернулся домой таким уставшим? Марк (стучит себе по лбу пальцем). Здесь моя усталость, понимаешь? Здесь. Клара. Понимаю. Ну так прогони ее оттуда! Марк. Не получается, Клара. Клара. Ты должен заставить себя. По-любому. Марк. Я пытался. Бесполезно. Я чувствую, как из головы она растекается по всему телу, вниз по позвоночнику, в руки, ноги… Клара. Тебе надо было не сидеть в парке, а вернуться домой и хорошенько выспаться. Марк. Дома телефон. Как и в офисе. Клара. Можно не снимать трубку. Марк. Легко сказать. Клара. А что трудно? Марк (после паузы). Где я сделал ошибку? Клара. Не надо, Марк, не начинай. Ты мне обещал больше не думать об этом. Марк. Ничего я не обещал. Как я могу обещать что-то, что я не могу выполнить? Клара. Я попросила тебя больше не возвращаться к этой теме, и ты не ответил мне «нет». Марк. Я не хочу, но я постоянно думаю об этом и ничего не могу с собой поделать. Клара. Тогда это, правда, серьезно. И очень опасно. Так и свихнуться недолго. Марк. Я должен разобраться, в чем моя ошибка. Клара. Почему ты говоришь только о себе? На мне тоже лежит вина. Марк. Прекрати. Ты хорошо знаешь, что решение принимал я. Клара. Да, но если я и оставила последнее слово за тобой, то исключительно из страха взять ответственность на себя. Марк. Я слишком легко сдался. Они так сильно напугали меня, что я не смог скрыть это. Клара. Ладно, Марк, какой смысл говорить об этом сейчас? И какое значение имеет, как оно произошло? Сейчас важнее понять, как нам выкарабкаться из этой ситуации. Если они и правда не оставили тебя в покое. Марк. Ты права. Я должен прекратить терзать себя. Клара. Наконец-то, слова не мальчика, но мужа! Марк. Все. С бессмысленным самобичеванием покончено. К чему оплакивать совершенные ошибки!.. Но они были, эти ошибки! Клара. Ну вот, опять все сначала… Марк. Прости, прости. Ни слова больше об этом. И никакой рефлексии. Я вычеркиваю все это полностью, как будто этого всего никогда не было. Клара. Так и будет. Если ты, действительно, этого захочешь. Марк. Я уже хочу! Увидишь, все будет, как раньше. Вернется наша обычная жизнь. Может, немного монотонная, но спокойная. Только это и имеет значение. Спокойная жизнь. Без проблем. Эти мерзавцы больше не позвонят. Сейчас я в этом тоже уверен. Клара. Долго же я ждала, чтобы ты заговорил так! Марк. Ты у меня мудрая женщина, Клара. Довольно захотеть чего-то по-настоящему… Да-да, это всего лишь вопрос желания. Единственная реальность - та, что существует в нашем мозгу. Мозг решает, что есть настоящее, а что нет. Все, что он отвергает, для нас не существует. Любая проблема, которая…
Звонит телефон. Оба переглядываются в отчаянии. Клара протягивает руку к трубке, взглядом спрашивая мужа, взять или нет. Он отрицательно трясет головой. Телефон продолжает звонить.
Клара. Не хочешь, чтобы я ответила? Но если это, как ты считаешь, они, то это долго не прекратится, ты же знаешь. А если прекратится, они опять перезвонят минут через десять. Они будут звонить и звонить, пока ты не будешь вынужден снять трубку и придумать предлог… Может, сказать, что тебя нет дома?.. Нет, бессмысленно. Они начнут спрашивать, где ты и когда вернешься…Давай, я отвечу. Скажу, что ты вернешься очень поздно. Так мы выиграем время, хотя бы на сегодняшний вечер. И потом, неизвестно, они ли это… Отвечаю?
Марк согласно кивает, Клара снимает трубку.
Алло? Простите, я была в саду и… А, это вы, синьорина? (Марку). Твоя секретарша.
Марк с облегчением вздыхает.
(В трубку). Что вы говорите?.. (Марку). Она спрашивает, не ты ли только что звонил в офис, она уже уходила и услышала звонок за дверью, тут же вернулась, но не успела… (В трубку). Нет, синьорина, это был не мой муж… Не беспокойтесь, перезвонят завтра, идите домой, и хорошего вам вечера! (Кладет трубку). Видишь, ложная тревога. Марк. Кто это мог звонить мне в офис? Клара. Какой-нибудь клиент. Марк. В такой поздний час? Клара. Не такой уж и поздний. Марк. Да, но в это время офисы уже закрыты. Клара. Тогда с какой стати этим типам звонить тебе на работу, если в это время офисы уже закрыты? Марк. Им, видимо, известно, что я часто задерживаюсь после работы. Клара. С таким же успехом это мог знать и какой-нибудь клиент. Марк. Не исключено. Клара. Если бы это были они, они сразу же перезвонили бы сюда. Марк. Они высчитывают время, которое мне нужно, чтобы добраться до дома, а потом позвонят сюда. Можешь быть уверена, они не собираются простить мне это. Клара. Ради Бога, Марк, прекрати! Не заставляй меня сходить с ума! Марк. А о моем уме ты не думаешь?.. Это как нож, который постепенно входит в черепную коробку, все глубже и глубже… Я не могу больше ждать, понимаешь? Клара (подходит и гладит его по волосам). Успокойся, милый, прошу тебя. Марк. Еще немного, и я начну орать… если этот проклятый телефон не зазвонит… я больше не вынесу!..
Звонит телефон. Марк как парализованный смотрит на него.
Клара. Вот, ты же хотел. Подойди и ответь… Что ты стоишь как столб? Давай! Почему ты не снимешь трубку? Марк. Если бы кто-то помог мне поднять руку… я даже пальцем не могу пошевелить… словно в этой коробке затаился мой смертельный враг… готовый задушить меня телефонным проводом… нет, я не могу заставить себя сунуть голову в эту петлю!!.. Клара. Ладно, я отвечу. Марк. Нет!! Подожди… Клара. Я скажу, что тебя нет. Марк. Глупо. Раз они не нашли меня в офисе, значит, я должен быть дома. Где еще я могу быть? Они знают мои привычки. Клара. Бывает, что привычкам изменяют. Марк. Не притрагивайся к телефону! Клара. Ты хочешь, чтобы он звонил, не переставая? Марк. Нет!.. Не знаю… у меня голова раскалывается от этого звона… (Тянет руку к телефону)… Нет, не могу… Клара (решительно поднимает трубку). Алло?.. Алло!.. Алло!.. Положили трубку… Хотя нет, подожди… я слышу чье-то дыхание… Марк. Спроси, кто это… Заставь сказать что-нибудь!.. Клара. Алло!.. Кто это?.. Ну говорите же, раз позвонили!.. Теперь, действительно, положили. Марк. Это было спокойное глубокое дыхание? Клара. По-моему, да. Марк. Так всегда, когда они молчат в трубку. Это, точно, они. Клара. Может, они просто хотят попугать тебя? Марк. Черт! Что же мне делать? Клара. Прежде всего, не подыгрывать им. Демонстрировать хладнокровие и твердость. Марк. Это надо было делать раньше. Теперь слишком поздно. Клара. Никогда не поздно показать им свое твердое решение порвать с ними. Марк. Ты прекрасно знаешь, что последует. Клара. Постараемся пережить эти последствия… стиснем зубы… еще раз обратимся в полицию… Марк. Зачем? Чтобы в очередной раз выслушать то, что там нам уже говорили?.. Где имена, фамилии, конкретные факты?.. Клара. Для начала - пожар на нашей вилле. Это разве не конкретный факт? Марк. А полицейские тебе скажут: короткое замыкание. Клара. А ты им скажешь, что это сделано с целью заставить тебя сотрудничать. Марко. А они ответят, что это совпадение. Помнишь, когда нам проткнули все колеса, полицейские назвали это всего-навсего хулиганским актом. Клара. А дырки от пуль в лобовом стекле тоже хулиганы сделали? Марк. Нам нечего заявить в полицию, кроме того, что кто-то, постоянно изменяя голос, звонит по всем телефонам. Клара. Но мы не должны сдаваться! Марк. Не предъявлять же им вырезки из газет, которые кто-то упорно кладет в наш почтовый ящик. Все эти заметки о покушениях, увечьях, убийствах, о загадочных и необъяснимых случаях с разными людьми… Клара. Да, даже если они не были причастны к самим преступлениям, они используют эту информацию, чтобы держать тебя в постоянном напряжении. Но как это доказать? Марко. Если помнишь, мы так и считали с самого начала. Хотя оставалось сомнение: а вдруг все эти покушения, действительно, дело их рук. Клара. Наши сомнения лишали нас воли. И вместо того, чтобы продолжать говорить «нет», мы дрогнули. Марк. И подумали, что можно пойти на маленький компромисс, чтобы избежать больших неприятностей и обезопасить себя. Ты помнишь то первое поручение, которое я должен был выполнить? Пойти ночью и написать на стене баллончиком с краской «Карл вернулся». Клара. Нам показалось это глупой, но невинной шуткой. Марк. А они восприняли это как согласие сотрудничать с ними. И неделю спустя новое поручение: заблокировать на десять минут движение на горной дороге под предлогом, что у меня сломалась машина. Клара. Кому могла понадобиться эта пробка на дороге? Марк. Ты только сейчас это спрашиваешь? А тогда, по-моему, ты даже не задалась вопросом, кто такой этот Карл, откуда он вернулся и зачем? Клара. Как же, ты забыл, что мы с тобой весь вечер обсуждали это! И оба пришли к мнению, что «Карл вернулся» - сигнал к началу какого-то преступного деяния… Марк. Да-да, и ты еще сказала, что преступление, даже самое жестокое, может быть разбито на несколько фрагментов, на первый взгляд, вовсе непреступных, исполнение которых поручено разным людям. А через некоторое время нам стало ясно, что два первых поручения просто не несли никакого смысла. Кроме одного: узнать, созрел ли я для выполнения любых их приказов. Это случилось, когда пришло третье поручение, и мы, наконец, поняли, ради чего они все это затеяли. Клара. Еще бы, порядочный человек, абсолютно вне подозрений… Марк. Самый подходящий персонаж для транспортировки их отравы с наименьшим риском. Клара. Ты думаешь, в том пакете, что ты отвозил по адресу, который они тебе дали, были наркотики? Марко. Скорее всего, нет. Вряд ли в первый раз они рискнули бы таким ценным товаром. Но в следующий это будут точно наркотики, можешь не сомневаться. Клара. По крайней мере, их игра понятна. И у нас больше нет никаких иллюзий. Марк. Как, в случае чего, нет и алиби. Клара. Алиби? То считаешь, это подходящее слово в нашем случае? Марк. Единственно подходящее, если хорошенько подумать. Мы же не могли не догадываться, в чем суть их действий? Клара. Да, но это были только подозрения. До конца мы в них не были уверены. Марк. Не лукавь, Клара. Это были не подозрения. Это было знание. Просто мы не хотели в этом признаться даже себе самим. Мы обманывали себя, и вот, к чему привело наше лицемерие. Клара (подумав). Ты прав. Мы прекрасно знали, о чем идет речь. По крайней мере, я знала. Но изо всех сил старалась не зацикливаться на этом. Марк. Дальше тянуть невозможно. Пришел момент принимать решение. Клара. Ты знаешь, какое? Марк. Да. Я откажусь работать на них. Клара (подходит к окну). Над холмами опять тучи. Я не удивлюсь, если разразиться гроза. Сегодня весь день было жарко и душно. Ты заметил, что в последние годы грозы участились? Раньше они случались только летом, а теперь… Я хочу написать в газету, узнать мнение метеоролога, пусть объяснит это явление… Значит, ты решил сказать им «нет»? Марк. Да, я решил сказать им «нет». Клара. Не заботясь о последствиях? Марк. Они взяли меня за глотку. Мне уже нечем дышать. Клара. Ты готов сказать им это прямо сейчас? Марк. Да. Как только они позвонят. Ждать недолго. Клара. Еще неизвестно, позвонят ли они вообще. Марк. Известно, не обманывай себя. Клара. То, как ты собираешься поступить, может обернуться большими неприятностями. Марк. Что поделать. Я должен собрать волю в кулак и сказать «нет», чего бы это ни стоило. Клара. Ты хорошо подумал, Марк? Марк. Все двадцать шесть дней я только этим и занимался. И понял: у меня нет другого выхода. Клара (после паузы, спокойно). У нас нет другого выхода, Марк. Мы будем сопротивляться вместе и вместе выйдем из этого положения. Вот увидишь. Я рада, что ты, наконец, собрался с духом, обрел мужество. И я, глядя на тебя, сейчас готова на все, ради того, чтобы вернуть нашу прежнюю жизнь. Марк. Когда мы не были ничьими рабами. Клара. А теперь успокойся. И давай подумаем, как ты будешь говорить с ними. Марк. Коротко и недвусмысленно. Достаточно одного короткого «нет», и все отчаяние последних дней развеется как дым. (Смеется). Если бы ты знала, как легко мне стало с той минуты, что я принял решение!.. Подумать только, я даже не осмеливался посмотреть в эту сторону!.. Клара. Все, Марк, возьми себя в руки. Ты весь потный. Жарко, правда? Может, включить кондиционер? Сходи ополосни лицо холодной водой. Марк. Пойду приму душ. У меня ведь есть время до ужина, да? Клара. Сколько угодно. Марк (направляется к правой двери). Я недолго… (Останавливается и показывает на телефон). А если случайно… Клара. Я попрошу перезвонить позже. Марк. Нет, попроси их подождать, и сразу позови меня. Я хочу избавиться от этого геморроя как можно скорее. Я хочу нормальной жизни, когда мы перестанем думать и говорить о них. Мы были счастливы и не отдавали себе в этом отчет. (Опять смеется). Это как в случае с красивой женщиной, когда она проходит мимо, а мы оцениваем ее, только глядя ей вслед.
Марк идет к двери. Звонок телефона останавливает его. Клара тянется к телефону, но Марк, опережая ее, кладет руку на трубку.
Клара. Как мы решили? Марк. Как мы решили. Клара. Ты чувствуешь, что ты готов сделать это? Марк. Я должен сделать это во что бы то ни стало. (Решительно поднимает трубку). Алло!.. Кто? Сюзанна, ты?!.. Дорогая моя, как ты там?.. Мама здесь, рядом… Да, у нас все отлично. Как дела в колледже?... Получила пятерку за классную работу по французскому? Молодец, моя девочка! А по математике? Исправила тройку?.. Молодец! Хвалю… Что ты говоришь?.. Думала о нас?.. После телефонного звонка?! Но мы тебе не звонили… Мой друг?! Какой друг?.. Послушай, Сюзанна, расскажи мне все поподробней… Вчера кто-то позвонил тебе в колледж… Искал меня?.. Думал, что я поехал к тебе, потому что не смог найти меня ни на работе, ни дома… Сказал, что он мой друг, и что я сразу пойму, кто он… Нет, я не знаю, о ком речь… И что он хотел, я тоже не знаю… Это странно, очень странно… Потому что название колледжа я не давал никому и тебе не велел. Надеюсь, ты держала язык за зубами?.. И своим подружкам ничего не говорила?.. Как же его узнал этот тип? Очень странно. Ничего больше он тебе не сказал?.. Хотел поговорить со мной, и все… Ладно, сейчас я дома, если позвонит еще, скажи ему, что я дома. Передаю трубку маме… Чао, обнимаю тебя! (Протягивает трубку Кларе). Клара.Привет, роднулька!.. Я слышала все, что ты сказала папе. Хвалю за отметки. Жду тебя в конце следующего месяца… Поедем в горы, развлечемся немного… Я тебя тоже целую…
Кладет трубку. Оба, подавленные, переглядываются. Марк (севшим голосом). Они нашли ее. Клара. Как это им удалось? Марк. А черт его знает, как! Клара. Никто, кроме нас, не знал названия ее колледжа! Никто! Марк. Но они узнали! От них невозможно что-либо скрыть. Мы полностью в их руках. Клара. Да, теперь я тоже в этом убедилась. Для них не составило труда поднять телефонную трубку и позвонить такой же несчастной жертве, как ты, чтобы узнать, где мы прячем дочь. Марк. Они дали ему задание и он нашел то, что искал. Не знаю, как, но нашел. Наверняка руководство колледжей не держит в секрете имена своих учеников. Клара. Видимо, не думают, что эта информация может кому-то нанести вред. Марк. Значит «Карл вернулся»? Клара. Выходит, так. И что теперь? Марк. К чему этот вопрос? Ты не понимаешь, что означает этот телефонный звонок Сюзанне? Клара. Понимаю. Марк. Тогда, черт побери, почему ты задаешь мне такой вопрос? Клара. Потому что я хочу понять, обоснованы твои подозрения. Марк. Это не подозрения, Клара. Это жестокая реальность. Это стена, о которую разбиваются все наши прекраснодушные намерения. Клара. Такое впечатление, что они знали о твоем решении. Марк. А так и есть, знали. Во всяком случае, догадывались. Они великолепные психологи, им известно, до какого предела может дойти человеческая выдержка. И чтобы сделать следующий ход, они хотят иметь в руках козырную карту. Клара. И эта козырная карта - безопасность нашей дочери. Марк. Именно так. Сволочи, загнали меня в угол. Сковали по рукам и ногам. Теперь в их силах заставить меня выполнить любое их поручение… доставить по адресу наркоту… или совершить какую-нибудь еще большую гнусность… Теперь я в их власти. (Садится на диван, откидывается на спинку и закрывает лицо руками). Карла. Может, попробовать еще раз поговорить с полицейскими? Марк. Чтобы еще раз услышать, что мы страдаем галлюцинациями или манией преследования? А ты не задумывалась о самих полицейских? Клара. В каком смысле? Марк. В том, что полицейские тоже люди, и у них тоже есть семьи, дети… и они тоже могут явиться жертвами шантажа, как и мы… Клара. Ты хочешь сказать, что у этих типов такие возможности, что они и полицию прибрали к рукам? Марк. А ты не задавалась вопросом, как они узнавали обо всех наших визитах в полицию? Клара. Конечно, задавалась. Марк. А о том, что они плевать хотели на эти наши визиты? Клара. Я думаю, они чувствуют себя неуязвимыми, потому что действуют абсолютно анонимно, и до них не добраться. Марк. Сначала мне тоже это объяснение казалось убедительным. Но когда я увидел, как полицейские реагировали на наши заявления… Клара. …всегда через губу и с кривой ухмылкой… Марк. …как не предположить, что и полицейские попали в их сети… Клара. Но это же ужасно, Марк! Ужасно!.. Если уж полиция не может нас защитить… Марк. …то нам остается одно… Клара. Что? Марк. Попытаться убедить себя в том, что мы преувеличиваем серьезность ситуации. Что речь всего лишь о хулиганстве. О неприятных совпадениях. О дурацких шутках. Клара. Все! Хватит об этом! Или мы в самом деле сойдем с ума. (Отходит от дивана). Как парит сегодня вечером… эта влажная жара, от которой ломит кости... Лето пришло раньше срока. В прошлом году в это время было еще холодно, а сейчас дышать нечем. А мы опять не сможем поехать поплавать и позагорать. Скажи мне, зачем нам этот дом на море, если мы туда не ездим? Может, продать его? Как ты думаешь? Марк. Кому? Сейчас больше никто не покупает дома на море. Клара. Почему? Я читала, что власти занялись оздоровлением береговой полосы. Марк. Выбрось из головы эту чепуху. Ничем они там не занимаются. И не собирались. Клара. Ну как же! А проект, о котором они трезвонили на всех углах? Марк. Обычная болтовня, чтобы успокоить общественное мнение. А пока они болтают языком, засрали уже весь берег. Дошло до того, что волны не доходят до него, не могут преодолеть барьера из мусора, дохлых рыб и нефтяной пленки …
За окном слышится грохот мотоциклетных моторов. Марк и Клара бросаются к окну. Клара. Что там происходит? Марк. Не знаю. Клара. Это же у нашей калитки!.. Смотри, сколько их! Марк. Вижу... носятся по кругу… вокруг чего-то… или кого-то…
Беспрерывно начинает звенеть дверной звонок.
Клара. Они хотят войти?!.. Марк. Это, наверное, Жак и Натали! Клара. Надо скорее открыть! Оба выбегают в левую дверь. Шум мотоциклов становится несколько тише. Звук закрываемой металлической калитки и возбужденные голоса. Входят Клара и НАТАЛИ, за ними ЖАК и Марк. Натали (взвинчено). Господи, наконец-то!.. Это просто чудо, что нам удалось прорваться к вам! Клара (усаживает Натали на диван, садится рядом). Успокойся, Натали… все же хорошо кончилось, вы здесь… Натали. Калитка!.. Ты как следует закрыла калитку?.. Клара. Даже на засов, успокойся. Натали. Они еще там? Не уехали? Жак. Ты боишься, что мотоциклы перелетят через ограду? Клара. Все, Натали, хватит… Ничего страшного не случилось. Марк. Почему вы не въехали прямо в гараж? Клара. Зачем вы вообще вышли из машины, если увидели их? Жак. Мы без машины. Марк. Без машины? Жак. Мы бросили ее в паре сотен метров отсюда. Марк. Что-то сломалось? Жак. Нет, просто Натали забыла заправиться. Клара. И вы прошли эти двести метров пешком?.. В такой час?.. Натали. Улица была пуста, и мы подумали, что нам нечего опасаться. И тут вдруг на нас налетели эти психи! Жак. Они прятались за углом дома. Марк. За углом нашего дома?!.. Жак. За углом вашего гаража. Даже если бы мы были на машине, они не дали бы нам въехать в гараж. Натали. Они ждали нас! Клара. С чего ты взяла, что именно вас? Натали. Иначе зачем бы им здесь прятаться… Клара. С тем же успехом они могли быть в другом месте. Натали. Но они здесь, и не собираются уезжать. Жак. Послушай, любимая! Когда в следующий раз соберешься в гости, постарайся обойтись без такого громкого сопровождения! Марк. Да уж! Ваш приход оказался поистине триумфальным. Прямо-таки явление Радомеса. Жак. Явление кентавров! Как тебе название для оперы? Натали. У меня сердце вот-вот выскочит из груди, а тебе все бы шутить! Засранец. Клара. Но это же все ради тебя. Чтобы снять с тебя напряжение. У меня другой рецепт. Я предлагаю что-нибудь выпить…
Идет к бару. Звуки мотоциклов стихают.
Натали. Никак убрались? Марк (выглядывает в окно). Нет, просто выключили моторы. Стоят у калитки. Натали. Ждут, когда мы выйдем. Марк. Пусть ждут. Ничего им не обломится, потому что я отвезу вас на своей машине. Натали. А если они ждут не нас? Что тогда они делают перед вашим домом? Клара (подходит с бокалами). Не бери в голову, дорогая… лучше выпей… Натали (пьет). Все-таки они что-то задумали. (Встает, идет к окну). Клара. Ты куда? Натали Хочу посмотреть. Клара. Сядь, Натали, и не заморачивайся этим. Натали. Посмотри на них… рожи наглые, руки в карманах, в зубах сигареты … Жак. Ты знаешь еще какое-нибудь место, куда можно засунуть горящую сигарету, когда руки в карманах? Натали. Кого же они тогда ждут? Жак. Кто их знает… может, другую синьору, забывшую заправить свою машину. Клара (обнимает Натали за плечи и отводит от окна). Довольно, Натали. Натали. Как ты можешь оставаться такой спокойной, Клара? Ты что, газет не читаешь? Не знаешь, что творится по ночам в городе? Клара. Конечно, знаю. Натали. И тебя это не пугает? Жак. Ну, это не страшнее, чем обнаружить на ночной дороге, что в машине кончился бензин. Клара. Жак, оставь Натали в покое! Натали. Они все еще там. Теперь стоят как истуканы, вроде ждут приказа. Клара. Все, Натали! Плюнь и забудь! Натали. Стараюсь, но не могу. До сих пор чувствую на себе их липкие взгляды, когда они крутились вокруг на своих мотоциклах… Жак. Это были мотоциклетные фары, а не взгляды. Клара. В конце концов, ничего же не случилось. Натали. Может, позвонить в полицию? Жак. Отличная идея! Алло, комиссар, я чувствую на себе липкие взгляды... Натали (Жаку). Я не понимаю, откуда в тебе столько храбрости шутить, когда за окном банда опасных негодяев! Жак. Что в них опасного, можешь сказать? Марк. По правде говоря, и я не вижу в них ничего опасного. Рокеры как рокеры. Натали. Да? А карусель, которую они устроили вокруг нас? По-твоему, это не грозило опасностью? Жак. Это круги почета в честь твоей небесной красоты. Может, слегка чрезмерного. Тебе это должно быть лестно. Натали. А их рожи? Безмолвные, свирепые, словно у зверей, готовы
|
||||
|