Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Максимы общения



Максимы общения

Главными принципами коммуникативного (и этического) кодекса являются: принцип кооперации британского философа Герберта Пола Грайса и принцип вежливости британского лингвиста Джеффри Лича.

Сам Грайс описывает принцип кооперации следующим образом: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога».

Принцип кооперации включает 4 максимы:

· максима полноты информации: высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется, и не больше;

· максима качества информации: любое высказывание должно быть истинным и иметь достаточное обоснование;

· максима релевантности: нельзя отклоняться от темы;

· максима манеры: в речи не должно быть непонятных выражений, фраз, которые можно трактовать двояко, при этом нужно быть кратким и организованным.

Максимы Дж. Лича способны продолжить, расширить максимы манеры Г.П. Грайса:

· максима такта: не нарушай границ личной сферы собеседника;

· максима великодушия: не доминируй в общении;

· максима одобрения: выражай позитивную оценку говорящему;

· максима скромности: оценивай себя реалистично;

· максима согласия: ищи пути согласия в общении;

· максима симпатии: будь благожелателен.

Культура речи предполагает также соблюдение ряда принципов общения:

· Принцип равной безопасности, суть которого в непричинении психологического ущерба партнеру по общению.

· Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие.

· Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, заключается в непричинении ущерба сказанному собеседником путем намеренного искажения смысла.

Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, подменяя смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимуществ в разговоре. Эта тактика не способствует достижению хороших результатов в общении, так как вызывает новые разногласия и разрушает контакт. Соблюдение принципа вежливости создает среду позитивного взаимодействия, обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.

 Каждый из перечисленных компонентов влияет не только на эффективность общения, но и на то, состоится ли оно как процесс. Если же какая-то составляющая отсутствует или деформируется, то говорят о коммуникативных неудачах (отсутствие взаимопонимания и согласия между участниками общения).

Факторы, которые негативно влияют на процесс общения и приводят к коммуникативным неудачам:

· Чуждая коммуникативная среда – отсутствие настроения, наличие посредников, малая степень знакомства, отвлечение от разговора (телефонный звонок), неправильная реакция на слова.

· Нарушение правил солидарности – один из говорящих ведет себя активнее, перебивает, задает неудобные вопросы, превращая диалог в монолог.

· Ритуализация речевого общения – употребление в речи клише, безаппеляционность высказываний, индифферентность говорящего к теме разговора.

· Несовпадение уровней культуры говорящих.                                                                                                                                                                  

· Неуместное замечание в адрес слушающего по поводу его действий, личных качеств, что может быть истолковано как недоброжелательное отношение.

· Неполнота высказывания, использование слов ограниченного употребления.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.