|
||||||||||
ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИСтр 1 из 3Следующая ⇒ ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Общение и коммуникация
Язык – часть культуры, а общение – основной механизм культуры, обеспечивающий связь между людьми, их мыслями, словами и делами. Оно пронизывает все сферы человеческой жизни, поэтому изучается разными науками, следовательно, существуют разные определения понятия «общение». Интересную мысль выразил Д.С. Лихачев, сказав: «Общаясь, люди создают друг друга». И действительно, общение – процесс взаимовлияния, самосознания и развития. Однако следует отличать понятия «общение» и «коммуникация». Коммуникацию переводят как связь. Речевая же коммуникация – связь субъекта с тем или иным объектом, при этом выделяют разные сферы: внутригрупповые, на уровне организаций и массовая коммуникация. Коммуникация – исключительно информационный процесс, носящий односторонний, монологический характер и предполагающий информационную связь «субъект – объект», при этом в роли объекта может выступать даже неодушевленный предмет. Общение – процесс взаимодействия, возникающий только между субъектами, поэтому он имеет практическую и духовную составляющие и характеризуется двусторонностью, диалогичностью. Можно говорить о том, что основное отличие состоит в отношении участников друг к другу: как к объекту, способному лишь «принять» информацию, или как к полноправному мыслящему и чувствующему субъекту. Однако диалогичная форма не может расцениваться как признак общения, если нет взаимодействия или «приращения смысла». Хорошо об этом сказал ирландский писатель и драматург Б. Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
Общение следует отличать от псевдообщения, речевой ситуации, в которой нет взаимодействия и взаимопонимания между коммуникаторами. Классический пример псевдообщения находим в словаре пословиц русского народа В.И.Даля: – Здорово, кума! – Да на рынке была. – Никак глуха? – Купила петуха (потроха). – Прощай, кума! – Пять алтын дала. В этом «диалоге» каждый из коммуникаторов разыгрывает свою ситуацию бытового общения. Первый – реальную ситуацию приветствия, вторая – ответы на воображаемые вопросы о цели и результате выхода из дома. Таким образом, общение – это взаимодействие субъектов в процессе выработки новой информации, единой для общающихся людей и рождающей их общность или повышающей степень их общности при сохранении неповторимой индивидуальности каждого. Общение и его функции рассматриваются с разных позиций. Мы будем основываться на классификации А.А. Брудного. Он выделяет четыре основные функции общения: 1. Инструментальную, т.к. общение – вспомогательный компонент какой-либо деятельности. 2. Синдикативную (объединения), т.к. предполагается создание единства участников общения. 3. Самовыражения, ориентированного на взаимопонимание, контакт. 4. Трансляционную, т.е. передачу конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ. В ходе общения человек выполняет ряд функций: коммуникативную (взаимосвязь), информационную (самовыражение), когнитивную (взаимопознание), эмотивную (переживание), конативную (управление), креативную (преобразование). При этом важную роль играет ситуация общения, к основным параметрам которой относят: · Образ адресата и адресанта – пол, возраст, род занятий, психологическое состояние, личностные особенности, интересы, ценности, потребности, мотивы и т.п. того, с кем будет разговаривать субъект общения. · Намерения и цели общения – ведущие характеристики общения. Коммуникативные намерения(интенции) – замысел, который должен быть достигнут в ходе диалога, и средства его достижения. Интенции разных сфер общения неодинаковы: такая неоднородность влияет на степень конкретизации (выделяют общие и частные). Цель речи – более конкретный образ результата общения, соответствующий коммуникативным и этическим нормам. Основные цели речи по содержанию делятся на три группы: передача информации, выражение эмоций, воздействие и зависят от ситуации общения, формируя ее типы, влияют на выбор жанра и набор критериев оценки речевого поведения. Цели, преследуемые говорящими, могут быть классифицированы: – по значимости: основные и сопутствующие. Например, можно не только донести информацию, что будет являться основной целью, но дополнительно сделать это интересно для слушателей. – по степени гармоничности: общие (синонимичные), разные, противоположные; – по степени выраженности: явные и скрытые. Обстоятельства общения подразделяют на внешние и внутренние. К первым можно отнести время, место, длительность, форму общения, наличие контакта. Ко вторым – мотив, причины общения, психологическое состояние, этические установки участников общения, характер информации, традиции, умение общаться и т.п. Результат речи определяют на основании того, достигнута цель или нет и в какой мере она достигнута. К основным факторам, способствующим гармонизации общения, можно отнести следующие: · признание не на словах, а на деле наличия многообразия точек зрения; · предоставление возможности высказать собственную точку зрения; · предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции; · понимание необходимости конструктивного диалога; · определение общей платформы для дальнейшего сотрудничества; · умение слушать собеседника. Учет перечисленных компонентов общения непосредственно влияет на выбор вида и формы общения. Н.И. Формановская выделяет следующие его разновидности: По цели: фатическое – информативное. По знаковой системе: вербальное – невербальное. По форме: устное – письменное. По роли участников: монологическое – диалогическое. По положению коммуникантов: контактное – дисконтактное. По количеству участников: межличностное – публичное – массовое. По характеру взаимоотношений: частное – официальное. По степени соблюдения правил: свободное – стереотипное и т.п. Нормы общения конвенциональны, они устанавливаются людьми и для людей, т.е. носят социальный характер. Нормы помогают войти в общество и быть принятым им, проявлять уважение друг к другу, понимать друг друга. Богатая история человечества способствовала развитию форм и формул общения, традиций и обычаев. Систематизация знаний позволила обосновать максимы общения, сочетающие коммуникативный и этический аспекты.
|
||||||||||
|