Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ



ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Общение и коммуникация

 

Язык – часть культуры, а общение – основной механизм культуры, обеспечивающий связь между людьми, их мыслями, словами и делами. Оно пронизывает все сферы человеческой жизни, поэтому изучается разными науками, следовательно, существуют разные определения понятия «общение». Интересную мысль выразил Д.С. Лихачев, сказав: «Общаясь, люди создают друг друга». И действительно, общение – процесс взаимовлияния, самосознания и развития.

Однако следует отличать понятия «общение» и «коммуникация». Коммуникацию переводят как связь. Речевая же коммуникация – связь субъекта с тем или иным объектом, при этом выделяют разные сферы: внутригрупповые, на уровне организаций и массовая коммуникация.

Коммуникация – исключительно информационный процесс, носящий односторонний, монологический характер и предполагающий информационную связь «субъект – объект», при этом в роли объекта может выступать даже неодушевленный предмет.

Общение – процесс взаимодействия, возникающий только между субъектами, поэтому он имеет практическую и духовную составляющие и характеризуется двусторонностью, диалогичностью.

Можно говорить о том, что основное отличие состоит в отношении участников друг к другу: как к объекту, способному лишь «принять» информацию, или как к полноправному мыслящему и чувствующему субъекту. Однако диалогичная форма не может расцениваться как признак общения, если нет взаимодействия или «приращения смысла». Хорошо об этом сказал ирландский писатель и драматург Б. Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Общение Коммуникация
Возможно только между субъектами, т.е. между людьми, ощущающими свою индивидуальность и уникальность Исключительно информационный процесс связи субъекта с тем или иным объектом (человек, животное, машина).
Это процесс взаимодействия, он двусторонен и диалогичен. Односторонний процесс передачи информации. Монологичен.
«Двухслойно» - имеет и практический и духовный характер. «Однослойна» (может осуществляться на искусственных языках).

 

 Общение следует отличать от псевдообщения, речевой ситуации, в которой нет взаимодействия и взаимопонимания между коммуникаторами. Классический пример псевдообщения находим в словаре пословиц русского народа В.И.Даля:

– Здорово, кума!

– Да на рынке была.

– Никак глуха?

– Купила петуха (потроха).

– Прощай, кума!

– Пять алтын дала.

В этом «диалоге» каждый из коммуникаторов разыгрывает свою ситуацию бытового общения. Первый – реальную ситуацию приветствия, вторая – ответы на воображаемые вопросы о цели и результате выхода из дома.

Таким образом, общение – это взаимодействие субъектов в процессе выработки новой информации, единой для общающихся людей и рождающей их общность или повышающей степень их общности при сохранении неповторимой индивидуальности каждого.

Общение и его функции рассматриваются с разных позиций. Мы будем основываться на классификации А.А. Брудного. Он выделяет четыре основные функции общения:

1. Инструментальную, т.к. общение – вспомогательный компонент какой-либо деятельности.

2. Синдикативную (объединения), т.к. предполагается создание единства участников общения.

3. Самовыражения, ориентированного на взаимопонимание, контакт.

4. Трансляционную, т.е. передачу конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ.

В ходе общения человек выполняет ряд функций: коммуникативную (взаимосвязь), информационную (самовыражение), когнитивную (взаимопознание), эмотивную (переживание), конативную (управление), креативную (преобразование).

При этом важную роль играет ситуация общения, к основным параметрам которой относят:

· Образ адресата и адресанта – пол, возраст, род занятий, психологическое состояние, личностные особенности, интересы, ценности, потребности, мотивы и т.п. того, с кем будет разговаривать субъект общения.

· Намерения и цели общения – ведущие характеристики общения.

Коммуникативные намерения(интенции) – замысел, который должен быть достигнут в ходе диалога, и средства его достижения. Интенции разных сфер общения неодинаковы: такая неоднородность влияет на степень конкретизации (выделяют общие и частные).

Цель речи – более конкретный образ результата общения, соответствующий коммуникативным и этическим нормам. Основные цели речи по содержанию делятся на три группы: передача информации, выражение эмоций, воздействие и зависят от ситуации общения, формируя ее типы, влияют на выбор жанра и набор критериев оценки речевого поведения. Цели, преследуемые говорящими, могут быть классифицированы:

– по значимости: основные и сопутствующие. Например, можно не только донести информацию, что будет являться основной целью, но дополнительно сделать это интересно для слушателей.

– по степени гармоничности: общие (синонимичные), разные, противоположные;

– по степени выраженности: явные и скрытые.

    Обстоятельства общения подразделяют на внешние и внутренние. К первым можно отнести время, место, длительность, форму общения, наличие контакта. Ко вторым – мотив, причины общения, психологическое состояние, этические установки участников общения, характер информации, традиции, умение общаться и т.п.

    Результат речи определяют на основании того, достигнута цель или нет и в какой мере она достигнута.

К основным факторам, способствующим гармонизации общения, можно отнести следующие:

· признание не на словах, а на деле наличия многообразия точек зрения;

· предоставление возможности высказать собственную точку зрения;

· предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;

· понимание необходимости конструктивного диалога;

· определение общей платформы для дальнейшего сотрудничества;

· умение слушать собеседника.

Учет перечисленных компонентов общения непосредственно влияет на выбор вида и формы общения. Н.И. Формановская выделяет следующие его разновидности:

По цели: фатическое – информативное.

По знаковой системе: вербальное – невербальное.

По форме: устное – письменное.

По роли участников: монологическое – диалогическое.

По положению коммуникантов: контактное – дисконтактное.

По количеству участников: межличностное – публичное – массовое.

По характеру взаимоотношений: частное – официальное.

По степени соблюдения правил: свободное – стереотипное и т.п.

Нормы общения конвенциональны, они устанавливаются людьми и для людей, т.е. носят социальный характер. Нормы помогают войти в общество и быть принятым им, проявлять уважение друг к другу, понимать друг друга. Богатая история человечества способствовала развитию форм и формул общения, традиций и обычаев. Систематизация знаний позволила обосновать максимы общения, сочетающие коммуникативный и этический аспекты.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.