|
|||
УРОК 13: ЗАКЛЮЧЕНИЕУРОК 13: ЗАКЛЮЧЕНИЕ С именем Аллаха Милостивого и Милосердного Шейх Салих али Шейх дает определение понятию "Страх"(Хауф). Страх (الخوف) -арабском языке это – "Движения в сердце по причине того, что человек ожидает что его постигнет что-то дурное".Шейх Мухаммад ан-Неджди привел довод на то, что "страх" является поклонением и на то, что его нельзя посвящать никому, кроме Аллаха: "Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими".(3:175). В этом аяте Аллах запретил один страх -"не бойтесь же их" и приказал другой "а бойтесь Меня", а слова "если вы являетесь верующими" означает то, что Аллах сделал страх-условием веры.Всевышний запретил бояться кого-либо, кроме Него, а значит Он любит, когда боятся Его Одного, а значит "страх" является поклонением. А также слова: "Если вы являетесь верующими" указывают на то, что если кто-то боится не Аллаха в том, в чем бояться можно только Аллаха, то этот человек не является верующим. Страх бывает трех (3) видов: 1) Естественный (боязнь хищника, огня и т.п.) 2)Страх запретный (когда боязнь человека мешает ему выполнить религиозную обязанность). 3) Страх тайный "тайный страх" (الخوف السر)? "Тайный страх (хауфус сир)" – это когда человек боится кого-либо без явных на то причин, подобно тому как он боится Аллаха, что Всевышний нашлет на него болезнь или смерть родственников, или потерю имущества или несчастье. На все это способен только Всевышний, поэтому тот, кто боится в этих явлениях кого-либо, кроме Аллаха – тот многобожник. Например,это очень распрастранено среди суфистов, особенно в Египте, когда местное население чрезмерно почитающее своего имама Бадауи, боятся, что он причинит им какой либо вред, накажет их или нашлет проклятие. Чрезмерное почитание привело к тому, что они испрашивают у Бадауи прощение, взывают к нему, клянутся его именем и наконец, боятся его тайным страхом, который нужно посвещать лишь Аллаху, ибо нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха. Таким образом страх-это дело сердечное и основа его в сердце, однако иногда страх может проявляться внешне (дрожание рук,седина и т.д) Ибн Кайим (да будет милостив к нему Аллах) сказал: "Страх требуется для того, чтобы человек, боясь Аллаха, выполнял обязанности и остерегался запретного." т.е страх сам по себе не требуется, а нужен лишь как причина для достижения цели. Доводом на это являются слова об обитателях Рая "... и не познают они там ни страха, ни печали"-это значит,что у обитателей Рая не будет страха перед будущим и печали о прошлом. более того, им в рАю не понадобится страх, так как в Раю они получат все, что пожелают. После того, как шейх разъяснил понятие "страх", он перешел к следующему понятию-"надежда". "Надежда" (الرجاء)– это совершение деяний для достижения желаемого. Надежда (ар-Раджа) тоже является поклонением, как и страх, и довод на это :"Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом"(Пещера,110).В этом аяте указание на то, что проявление надежды на Аллаха дело требуемое и похвальное, а значит этим делом доволен Аллах, а значит оно является поклонением.Саляфы толковали в этом аяте слово "встреча" 2-мя тафсирами: 1) Встреча 2) Видение глазами. Основа надежды-в сердце, а сущность надежды в том, что человек у которого есть какое либо желание, пытается достигнуть этого, надеясь на хороший результат. Первой ступенью надежды является хорошее мнение об Аллахе(حسن الظن بالله). Существуют виды надежды: 1) Надежда на кого-либо в тех вопросах, в которых может помочь только Аллах – это большое многобожие 2) Надежда на кого-либо, кроме Аллаха в тех вопросах, в которых этот кто-либо может принести пользу, этот вид надежды не является грехом, не говоря уже о многобожии. Также не следует путать такие понятия, как "мечта" и "надежда". разница между "надеждой" (الرجاء), "мечтой" (التمني) в том, что Мечта – это надежда на достижение чего-то благого без приложение усилий для его достижения. Надежда – то же самое, что мечта, но с приложением усилий.Доводом на то, что "надежда" не будет действительной, пока человек не совершит действия для достижения результата являются слова Аллаха:"Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, именно они надеются на милость Аллаха. А ведь Аллах – Прощающий, Милосердный". (2: 218). В завершении Хвала Аллаху. Если есть какие либо ошибки прошу братьев и сестер исправить меня ради Аллаха...
|
|||
|