Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Что такое шопеновский этюд; чем он отличается от учебного; как вы думаете: процесс рождения этюда у Шопена был сугубо письменным –или происходило нечто другое?



8. Что такое шопеновский этюд; чем он отличается от учебного; как вы думаете: процесс рождения этюда у Шопена был сугубо письменным –или происходило нечто другое?

Специфика шопеновских этюдов не в виртуозных сложностях, а в их абсолютном подчинении творческим задачам. Техника здесь выступает не как цель, а как средство раскрытия художественного образа. Каждая фактурная деталь «работает» на поэтическую идею.


9. Сколько прелюдий у Шопена, по какому принципу он расположил их в своем цикле ?

В отличие от «ХТК», Шопен расположил свои прелюдии по квинтовому кругу с чередованием параллельных тональностей. В каждой пьесе раскрывается только один образ, одно эмоциональное состояние (есть только два исключения – прелюдия cis-moll и Des-dur, построенные на контрастных образах). Идея лирической миниатюры выражена в прелюдиях в предельно лаконичной форме – большинство пьес отличается краткостью, порой максимальной (как, например, № 7 и № 20).


10. Расскажите о драматургии сонаты № 2.

Соната b-moll отличается исключительно конкретной драматургической логикой в развитии музыкального материала, что позволяет говорить о наличии в ней скрытой программы. Эмоциональным центром сонатного цикла стала его III часть – Траурный марш. Марш возник раньше остальных частей сонаты (убедительное доказательство того, что именно здесь родилась общая идея сочинения). Известно, что если окружающим удавалось упросить Шопена сыграть этот марш, то его настолько волновало исполнение музыки, что он затем тотчас уходил, не будучи в состоянии ни продолжать беседу, ни музицировать. По мнению Листа, «не смерть одного лишь героя оплакивается здесь; пало всё поколение». Нет сомнений в том, что трагедийный пафос сонаты явился отражением трагической судьбы польского народа.


11. Каковы, на ваш взгляд, черты полонезов Шопена? Как вы думаете, чем полонез Шопена отличается, скажем, от знаменитого полонеза Огинського?

Истоки полонезов Шопена восходят к танцу, бытующему в городских кругах Польши. Танец становится своеобразным символом Польши, ее истории, ее народа. Если в мазурках тема родины и ее образы запечатлены композитором в жанровом или лирическом плане, то та же тема, взятая в историческом, эпико-героическом аспекте, получила воплощение в монументальных формах полонеза.


12. Расскажите о жанре шопеновской мазурки. Перечислите три танца, признаки которых свойственны мазуркам Шопена; кратко опишите черты каждого из танцев (это есть в учебнике, в главе «Мазурки»).

- мазур, народный танец Мазовии – задорный и веселый. Характерна острая ритмика с «пунктиром» на первой доле, разнообразные акценты;

- оберек – более оживленная часть куявяка, имеет акцент на 3й доле каждого четного танца.

- куявяк, народный танец Куявии – более плавный, текучий, напоминает вальс, но с более изменчивой, акцентированной ритмикой;

Польская мазурка сохранила свою самобытность, практически не испытав иноземных влияний. Шопен бережно сохранил эту самобытность. Показательно, что из всех его сочинений именно мазурки труднее всего воспринимались западноевропейской публикой, воспитанной на иных музыкальных традициях.

В мазурках особенно наглядно проявилась прочная опора композитора на национальные народные истоки. Больше, чем где бы то ни было, он приближается здесь к собственно фольклорным образцам – при том, что прямое цитирование народных тем для него вовсе не характерно.


13. Поделитесь впечатлениями от драматургии баллады № 1 Есть ли в ней сонатные черты –и если есть, то какие?

Драматически-действенная концепция баллады вызвала обращение к сонатной форме, сохраняющей свои общие контуры и разделы. Тональное соотношение главной и побочной партий (g-moll — Es-dur) довольно обычно для романтической сонаты.Однако под воздействием специфически «балладных» свойств сонатная форма существенно видоизменяется. Это проявляется в самом характере тем, в повествовательной неторопливости и завершенности начальных разделов баллады, сочетающихся с динамичностью сквозного развития. Под его влиянием, например, реприза становится зеркальной, то есть начинается побочной, а завершается главной партией. Все эти особенности вызваны теснейшим переплетением черт эпических, лирических, драматических. Шопен ставит их в сонатные соотношения и преобразует методом действенно-драматического развития. Драматургический замысел произведения обнаруживается в переходах от лирики к героике и трагедийности, от эпического повествования — к активному драматическому «действию». При этом героическое и трагическое начала коренятся в самих лирико-эпических темах и раскрываются в остро конфликтном процессе развития. Интенсивность этого процесса, емкость музыкальных образов, многозначность жанровых связей позволили вместить целую эпопею в сжатую одночастную форму баллады.


14. Как вы понимаете высказывание «Шопен –бард, рапсод фортепиано»?

Русский композитор А.Рубинштейн назвал Шопена «бардом, рапсодом фортепиано». Я думаю, это потому, что и Шопен добавил в фортепианное творчество много красок чем помог данному инструменту раскрыться еще больше, преобразил многие жанры.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.