Пояснительная записка
Пояснительная записка
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
· сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
· воспитание культурно-гигиенических навыков;
· формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
· развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации);
· накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
· формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании*.
Во всех формах организации двигательной деятельности необходимо не только формировать у детей двигательные умения и навыки, но и воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, развивать умение поддерживать дружеские отношения со сверстниками.
На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества. Полученные на занятиях знания о значении физических упражнений для организма человека помогают воспитать потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни. Педагогам необходимо продолжать начатую в младшей группе работу по укреплению здоровья детей. Для этого необходимо ежедневно проводить: прогулки на воздухе в соответствии с режимом дня, комплекс закаливающих процедур; утреннюю гимнастику продолжительностью 6–8 мин.
Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям являются физкультурные занятия, которые состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них достигается определенный уровень развития интегративных качеств ребенка. Продолжительность всего занятия 20–25 мин.
В средней группе проводятся три физкультурных занятия в неделю, одно из них – на прогулке. Продолжительность каждой части увеличивается по сравнению с предыдущим годом за счет усложнения упражнений, отработки техники движений и увеличения времени выполнения.
К концу пятого года дети могут:
· ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений;
· лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками;
· принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см;
· ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;
· выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;
· строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
· скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м);
· ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку;
· кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево;
· ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону;
· придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения;
· выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.
Освоение и совершенствование умений и навыков в основных видах движений, подвижных играх и спортивных упражнениях должно предусматриваться во всех формах работы, организуемых воспитателем: на физкультурных занятиях, на утренней прогулке, во время индивидуальной работы на вечерней прогулке.
В недельном цикле и в течение дня физкультурные занятия, игры и физические упражнения, индивидуальная работа могут чередоваться, например:
Понедельник:
– физкультурное занятие в зале;
– подвижная игра и упражнение в основном виде движения на утренней прогулке;
– индивидуальная работа: упражнение в основном виде движения на вечерней прогулке.
Вторник:
– физкультурное занятие на утренней прогулке;
– индивидуальная работа: физические и спортивные упражнения на вечерней прогулке.
Среда:
– подвижная игра, спортивное упражнение, игровое упражнение в основном виде движения на утренней прогулке;
– индивидуальная работа: спортивное упражнение (упражнение в основном виде движения) на вечерней прогулке.
Четверг:
– физкультурное занятие в зале;
– подвижная игра и спортивное упражнение на утренней прогулке;
– индивидуальная работа: подвижная игра (спортивное упражнение) на вечерней прогулке.
Пятница:
– подвижные игры (2) и упражнение в основном виде движения (спортивное упражнение) на утренней прогулке;
– индивидуальная работа: упражнение в основном виде движения (спортивное упражнение) на вечерней прогулке.
Возможны и другие варианты чередования упражнений, игр и упражнений, индивидуальных заданий. Но при этом должно соблюдаться важное условие – ежедневность проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и продолжительность различны в разные дни недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале на прогулке организуются одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (продолжительность 12–15 мин). В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, должны быть организованы две подвижные игры и спортивное упражнение или одна игра, спортивное упражнение и игровое упражнение в основном виде движения (продолжительность 20–25 мин). Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам.
Во время игр и упражнений на прогулке закрепляются освоенные на занятиях основные виды движений (бег с различной скоростью, прыжки, подскоки, метание, бросание, различные движения с мячом) и спортивные упражнения. Спортивные упражнения планируются в зависимости от времени года: катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах (зимой), катание на велосипеде, самокате (весной и летом). В средней группе в течение месяца с детьми разучивают две-три подвижные игры на утренней прогулке (в зависимости от сложности содержания они повторяются от трех до пяти раз). При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо сочетать основные виды движений, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое – новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.
Подвижные игры и упражнения на прогулке*
Месяц
| Дни недели
| 1-я неделя
| 2-я неделя
| 3-я неделя
| 4- я неделя
|
|
|
|
|
|
|
| Понедельник
| 1. Подвижная игра с бегом «Трамвай».
2. Упражнения с мячом: прокатывание мяча друг другу, в ворота (ширина 50–40 см) с расстояния 1,5–2 м
| 1. Подвижная игра с бегом «Самолеты» (разучивание).
2. Упражнения с мячом: прокатывание с попаданием в предметы (расстояние 1,5–2 м)
| 1. Подвижная игра с прыжками «Зайцы и волк» (разучивание).
2. Игровое упражнение с мячом «Прокати по дорожке» – катание мяча (шарика) между палками (расстояние 2–3 м)
| 1. Подвижная игра с лазаньем «Пастух и стадо» (разучивание).
2. Упражнения с мячом: бросание вверх и ловля (не менее 3–4 раз подряд); удар о землю и ловля
| Вторник
| Физкультурное занятие на воздухе № 1**.
Задачи: учить детей медленному бегу; упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке и спрыгивании с нее
| Физкультурное занятие на воздухе № 2.
Задачи: учить детей во время бега соблюдать расстояние; упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед; развивать ориентировку в пространстве
| Физкультурное занятие на воздухе № 3.
Задачи: упражнять в ползании по гимнастической скамейке на четвереньках, опираясь на ступни и ладони
| Физкультурное занятие на воздухе № 4.
Задачи: учить детей бегать врассыпную; упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед
| Среда
| 1. Подвижная игра с лазаньем «Наседка и цыплята».
2. Упражнения в беге: в колонне, со сменой направления.
3. Езда на трехколесном велосипеде по прямой дорожке, по кругу
| 1. Подвижная игра с прыж- ками «По ровненькой дорожке».
2. Игровое упражнение «Вот какие быстрые ножки» – бег на носках, широкими шагами.
3. Езда на велосипеде по прямой, по кругу
| 1. Подвижная игра с метанием «Попади в круг».
2. Упражнения в беге: в колонне по одному и парами, в разных направлениях, с ловлей друг друга.
3. Езда на велосипеде по прямой и по кругу
| 1. Подвижная игра с прыжками «Зайцы и волк».
2. Упражнения в беге: по кругу, держась за руки, за шнур.
3. Езда на велосипеде по кругу с выполнением задания
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Четверг
| 1. Подвижная игра с метанием «Кто дальше бросит мешочек».
2. Игровое упражнение «Не задень» – подлезание под веревку (высота 40–60 см), не касаясь руками пола
| 1. Подвижная игра с бегом «Самолеты».
2. Упражнения в лазанье: ползание на четвереньках на расстояние 6–8 м
| 1. Подвижная игра с прыжками «Зайцы и волк».
2. Игровое упражнение в равновесии «Пройди – не упади» – ходьба по шнуру, положенному прямо, по кругу, зигзагообразно
| 1. Подвижная игра с лазаньем «Пастух и стадо».
2. Упражнения в беге и равновесии: бег по площадке, по сигналу воспитателя встать на куб или скамейку
| Пятница
| 1. Подвижная игра с прыжками «Перепрыгни через ручеек».
2. Подвижная игра с бегом «Быстро в домик».
3. Упражнения в ходьбе: на носках, высоко поднимая колени, приставным шагом вперед, в стороны
| 1. Подвижная игра с бегом «Спящая лиса».
2. Подвижная игра на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
3. Игровое упражнение «Маленькие зайчики скачут на лужайке» – прыжки на двух ногах с продвижением вперед
| 1. Подвижная игра с бегом «Самолеты».
2. Упражнения в лазанье: ползание по гимнастической скамейке на четвереньках поточным способом (3–4 раза).
3. Упражнения в прыжках – подскоки на месте (ноги вместе – врозь, одна – вперед, другая – назад)
| 1. Подвижная игра с бегом «Добеги до предмета».
2. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед до середины площадки, обратно вернуться спокойным шагом (3–4 раза).
3. Ходьба на пятках, на внешней стороне стопы, мелким и широким шагом
|
| Понедельник
| 1. Подвижная игра с прыжками «Лиса в курятнике» (разучивание).
2. Упражнения с мячом: бросание друг другу и ловля (расстояние 1–1,5 м)
| 1. Подвижная игра с бегом «Цветные автомобили» (разучивание).
2. Упражнения с мячом: бросание двумя руками от груди через сетку или веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (расстояние 2 м)
| 1. Подвижная игра с бегом «У медведя во бору» (разучивание).
2. Упражнения с мячом: бросание мяча двумя руками из-за головы в положении стоя и сидя
| 1. Подвижная игра с лазаньем «Пастух и стадо».
2. Упражнения с мячом: отбивание после удара о землю двумя руками, одной рукой (правой и левой) не менее 5 раз подряд
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Вторник
| Физкультурное занятие на воздухе № 5.
Задачи: учить ползать на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь на руках; упражнять в подлезании под шнур
| Физкультурное занятие на воздухе № 6.
Задачи: учить прыгать в высоту через шнур; развивать ориентировку в пространстве
| Физкультурное занятие на воздухе № 7.
Задачи: учить лазить по наклонной доске на четвереньках, по гимнастической стенке; упражнять в беге с увертыванием
| Физкультурное занятие на воздухе № 8.
Задачи: упражнять в прыжках в высоту через шнур прямо и боком
| Среда
| 1. Подвижная игра с метанием «Сбей кеглю».
2. Упражнения в беге: змейкой, обегая поставленные в ряд предметы.
3. Езда на велосипеде с выполнением заданий
| 1. Подвижная игра с прыжками «Воробышки и кот».
2. Упражнения в беге: с ускорением и замедлением темпа, со сменой ведущего.
3. Езда на велосипеде по дорожкам с поворотом
| 1. Подвижная игра с прыжками «С кочки на кочку».
2. Упражнения в беге: по узкой дорожке, между линиями.
3. Езда на велосипеде и самокате
| 1. Подвижная игра с лазаньем «Кролики».
2. Упражнения в беге: по всей площадке, по сигналу воспитателя найти свое место в колонне.
3. Езда на велосипеде и самокате
| Четверг
| 1. Подвижная игра с прыжками «Лиса в курятнике».
2. Упражнения в равновесии: ходьба по шнуру с мешочком на голове
| 1. Подвижная игра с бегом «Цветные автомобили».
2. Упражнения в лазанье: подлезание под веревку, дугу, поднятую на высоту 40 см, прямо и боком (правым и левым)
| 1. Подвижная игра с бегом «У медведя во бору».
2. Упражнения в лазанье: пролезание в обруч, приподнятый от земли на 10 см; ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь на руках
| 1. Подвижная игра с бегом «Бегите ко мне».
2. Упражнения в лазанье: по гимнастической стенке вверх и вниз, не пропуская перекладин, пытаясь применить чередующийся шаг
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Пятница
| 1. Подвижная игра с лазаньем «Обезьянки».
2. Подвижная игра с прыжками «Воробышки».
3. Ходьба и бег по гимнастической скамейке прямо и боком
| 1. Подвижная игра на ориентировку в пространстве «Найди себе пару».
2. Подвижная игра с бегом «Ловишки».
3. Упражнения в ходьбе с разным положением рук (вверх, вниз, в стороны), по кругу, с переменой направления
| 1. Подвижная игра с бегом «Птички и кошка».
2. Подвижная игра с прыжками «Перепрыгни через руче-ек».
3. Упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на ладони вытянутой руки
| 1. Подвижная игра на ориентировку в пространстве «Не задень!».
2. Подвижная игра с прыжками «По ровненькой дорожке».
3. Упражнения в ходьбе: приставным шагом в сторону, вперед, назад
|
| Понедельник
| 1. Подвижная игра с бегом «Птички и кошка».
2. Упражения с мячом: бросание вверх и ловля (3–4 раза подряд), бросание о землю и ловля; бросание друг другу и ловля (расстояние 1–1,5 м)
| 1. Подвижная игра с бегом «Найди себе пару».
2. Упражнения с мячом: бросание друг другу снизу из-за головы (расстояние 1,6 м)
| 1. Подвижная игра с бегом «Лошадки» (разучивание).
2. Упражнения с мячом: пере-брасывание двумя руками из-за головы через сетку (расстояние 2 м)
| 1. Подвижная игра «Мыши и кот».
2. Игровое упражнение «Кто дальше?» – метание снежка вдаль правой и левой рукой
| Вторник
| 1. Физкультурное занятие на воздухе № 9.
Задачи: упражнять в ходьбе на четвереньках по гимнастической скамейке, в пролезании в обруч, быстром беге
| Физкультурное занятие на воздухе № 10.
Задачи: упражнять детей в прыжках с высоты, в беге с увертыванием
| Физкультурное занятие на воздухе № 11.
Задачи: закреплять умение лазить по гимнастической стенке чередующимся шагом, бегать с увертыванием
| Физкультурное занятие на воздухе № 12.
Задачи: учить детей находить свои лыжи в стойке, брать их и переносить к месту занятий;
учить раскладывать лыжи на снегу, закреплять и снимать лыжи, учить уверенно стоять на лыжах
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Среда
| 1. Подвижная игра с прыжками «Зайцы и волк».
2. Упражнения в беге в медленном темпе (1–1,5 мин).
3. Игровое упражнение «Слушай сигнал»: обычная ходьба, по сигналу – чередование с ходьбой на пятках, на внешней стороне стопы
| 1. Подвижная игра с бегом «Самолеты».
2. Упражнения в равновесии: ходьба по скамейке с перешагиванием через кубики.
3. Прыжки на двух ногах в обруч и выпрыгивание из него (6–8 раз)
| 1. Подвижная игра на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
2. Упражнение «Докати обруч до флажка».
3. Упражнения в беге со средней скоростью в чередовании с ходьбой (расстояние 40 м)
| 1. Подвижная игра с бегом «Найди себе пару».
2. Упражнения в прыжках: подскоки вверх на месте (ноги вместе – ноги врозь, одна – вперед, другая – назад).
3. Упражнения в ходьбе: мелким и широким шагом с разным положением рук
| Четверг
| 1. Подвижная игра с бегом «Воробышки и кот».
2. Упражнения в равновесии: ходьба по скамейке, ставя ногу на носок; руки в стороны
| 1. Подвижная игра с бегом «Птички в гнездышках».
2. Упражнения в равновесии: ходьба по шнуру, положенному прямо, по кругу, зигзагообразно
| 1. Подвижная игра с бегом «Лошадки».
2. Игровое упражнение «Великаны – карлики»: на сигнал «Великаны» – ходьба в колонне широким шагом, на сигнал «Карлики» – мелкими шагами
| 1. Подвижная игра с бегом «Лохматый пес».
2. Игровое упражнение «Стань первым» – ходьба в колонне за ведущим. (Воспитатель называет имя кого-либо из детей. Все останавливаются. Названный ребенок обгоняет колонну и становится первым. Ходьба продолжается.)
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Пятница
| 1. Подвижная игра с бегом «Кто добежит быстрее?».
2. Подвижная игра с прыжками «Лиса в курятнике».
3. Пролезание в обручи
| 1. Подвижная игра с лазаньем «Птицы и дождь».
2. Ходьба широким шагом по гимнастической скамейке, затем ходьба с перешагиванием через кубики.
3. Упражнения в прыжках: спрыгивание с гимнастической скамейки в обруч
| 1. Подвижная игра с прыжками «Лиса в курятнике».
2. Подвижная игра с бегом «Птички и кошка».
3. Лазанье по гимнастической стенке чередующимся шагом
| 1. Упражнения на лыжах: поочередно поднимать правую и левую ногу с лыжами; скользить вперед и назад сначала одной ногой, затем – другой.
2. Ходьба на лыжах по прямой (расстояние не менее 10 м)
|
| Понедельник
| 1. Подвижная игра «Бездомный заяц» (разучивание).
2. Метание снежков в цель правой и левой рукой. Дети строятся в колонну. Выполнив два броска, ребенок встает в конец колонны
| 1. Подвижная игра с бегом «Ловишки».
2. Метание снежков в вертикальную цель, поочередно правой и левой рукой
| 1. Подвижная игра с прыжками «Заяц серый умывается» (разучивание).
2. Игровое упражнение «Кто дальше бросит?»
| 1. Подвижная игра с бросанием «Кто дальше бросит мешочек?».
2. Игровое упражнение «Долгий путь по лабиринту» – бег друг за другом в колонне
| Вторник
| Физкультурное занятие на воздухе (повторение).
Задачи: учить детей закреплять и снимать лыжи, уверенно стоять на них, делать несколько шагов
| Физкультурное занятие на воздухе № 2.
Задачи: учить детей уверенно стоять на лыжах, ходить ступающим шагом
| Физкультурное занятие на воздухе № 3.
Задачи: развивать чувство равновесия при передвижении на лыжах; закреплять умение ходить ступающим шагом
| Физкультурное занятие на воздухе № 4.
Задачи: закреплять умение ходить ступающим шагом, ходить по снежному коридору
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Среда
| 1. Подвижная игра с бегом «Птички и кошка».
2. Игра «Санный круг». Санки расставляются по большому кругу на расстоянии 2– 3 м друг от друга. Каждый играющий становится около своих санок внутри круга. По сигналу «Бегом» дети бегут друг за другом. По сигналу «Остановка» каждый старается сесть на санки.
3. Игровое упражнение «Из следа в след» – ходьба по снегу
| 1. Подвижная игра с бегом «Бездомный заяц».
2. Парное катание на санках: двое детей везут санки, на которых сидит один ребенок. (Друг за другом едут 4 пары.)
3. Ходьба в колонне по одному по снежному валу (руки в стороны), затем спрыгнуть на обе ноги
| 1. Подвижная игра с бегом «Ловишки».
2. Поочередное катание друг друга на санках.
3. Прыжки со снежных валов (высота 20 см)
| 1. Подвижная игра с прыжками «Зайка серый умывается».
2. Игра «Веселые трой-ки». Трое детей везут санки, на которых сидят двое детей. Правит тройкой сидящий впереди.
Через некоторое время дети меняются местами.
3. Игровое упражнение «Сохрани равновесие». Ходьба и бег по снежному валу, спрыгивание со снежных валов
| Четверг
| 1. Подвижная игра с бегом «Бездомный заяц».
2. Скольжение по ледяной дорожке: один за другим дети разбегаются и скользят по небольшим ледяным дорожкам
| 1. Подвижная игра с бегом «Цветные автомобили».
2. Игра «Кто дальше проскользит?». Дети строятся в две колонны около двух длинных ледяных дорожек. Один за другим они разбегаются и скользят, отодвигая во время скольжения кубик, лежащий на дороге
| 1. Подвижная игра с прыжками «Зайка серый умывается».
2. Ходьба по ледяным дорожкам (2 раза). Затем скольжение с разбега, в конце присесть (4 раза)
| 1. Подвижная игра с бросанием и ловлей мяча «Попади в круг».
2. Скольжение по ледяным дорожкам, в конце присесть и затем встать (3–4 раза)
| Окончание табл.
|
|
|
|
|
|
| Пятница
| 1. Упражнения на лыжах: поочередное поднимание правой и левой ноги с лыжами.
2. Ходьба ступающим шагом по прямой (расстояние 10–15 м)
| 1. Упражнения на лыжах: по-очередное поднимание правой и левой ноги с лыжей, пружинистые приседания – «пружинка».
2. Ходьба ступающим шагом по дорожке (расстояние 10–15 м)
| 1. Упражнения на лыжах: руки вперед – назад («Где же наши ручки?»); поочередное вы-ставление правой и левой ноги с лыжей («Где же наши ножки?»); «пружинка».
2. Игра «Лошадки» (на лыжах)
| 1. Упражнения на лыжах: хлопок руками над головой, «пружинка», поднимание правой и левой ноги с лыжами.
2. Ходьба ступающим шагом по учебной лыжне (20–30 м)
|
|