Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ноябрь — декабрь. Январь-февраль



Ноябрь — декабрь

 

Выступал с докладом «Свобода личности как теоретико-методологическая проблема» на Международной научной конференции «Права человека в диалоге культур» (РГГУ, 26-28 ноября). Написал статью «Права человека как теоретико-методологическая проблема».

Написал отзывы на рукопись кандидатской диссертации А. С. Сперкач «Кадетская эмиграция в Германии (1920-1931 гг.)».

Читал и редактировал автореферат диссертации Саши Федоренко, рукопись диссертации А. В. Горбунова «Экономические программы либеральных и социалистических партий» (Саша — сын моего университетского друга Валерия Горбунова).

Написал ряд статей-эссе: «Россия как культурно-исторический тип (Некоторые несвоевременные размышления)»; «Кризис отечественной исторической науки и пути его преодоления». Подготовил ответы на вопросы журнала «Перспектива» о роли Ельцина в истории, которые были разосланы историкам и политологам. Любопытно, что свои ответы прислали Раушенбах и я, больше, видимо, никто не решился, вполне естественно, что их редакция не опубликовала.

 

Январь-февраль

 

Получил два письма от Валерия Карнишина (14.1 и 19.2), пишет о своем житье-бытье и работе (конференции, командировки и проч.). Интересная зарисовка о Сердобске: «После Пензы даже, кажется, будто попал в вымерший город. Предприятия стоят. На улицах малолюдно. Можно увидеть только пожилых людей. И в гостинице, где жил эти дни, было пустынно. Многие махнули на все рукой. Люди деморализованы».

Выступал с докладом «Модернизация России как теоретико-методологическая проблема» на VI Международном симпозиуме «Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год» (Московская высшая школа социальных и экономических наук, 15-16 января). На этот представительный форум, который проходил в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, меня пригласил В. П. Данилов. Весьма интересно было послушать российских экономистов, политологов, историков, социологов. На Пленарном заседании с докладом выступали Т. Шанин, В. П. Данилов, Ю. А. Левада, Г. А. Явлинский, А. А. Кара-Мурза. Все ждали доклад Григория Явлинского, который опаздывал, но его выступление было пустым и разочаровало, ибо представляло набор лозунгов, партийных заклинаний. Что хорошего можно было услышать от человека, который еще недавно собирался преобразовать Россию за 500 дней? На секционные заседания не пошел.

Читал рукопись докторской диссертации и автореферат С. С. Секиринского «Русский либерализм от 40-х к 80-м годам XIX века (идеи, люди, среда)». Сережа написал великолепную работу, которую будет защищать в нашем Диссертационном совете. Рад ему оказать поддержку. Ибо он один из самых талантливых историков своего поколения, у него светлая голова, он много пишет, прекрасный редактор. Когда мы с ним работали над нашей совместной книгой, то часто встречались и беседовали не только о русском либерализме. Я ему давно предлагал защищать докторскую диссертацию, и вот, наконец, он решился.

Выступал в качестве официального оппонента по докторской диссертации Л. Ф. Писарьковой «Московская городская дума. 1863— 1917 гг.» на заседании Диссертационного совета в ИРИ РАН (25.2).

Читал рукопись докторской диссертации С. П. Карпачева «Российское масонство в общественно-политической и культурной жизни страны на рубеже XIX-XX веков». Сергей хороший и добрый человек, хочет, чтобы я стал его официальным оппонентом, но она еще «сыровата», о чем я ему сказал во время нашего продолжительного разговора. Конечно, такие беседы не очень приятны, но я все же предпочитаю сказать человеку правду, чем вводить его в заблуждение, а тем более укреплять какие-то иллюзии. Думаю, что Сергей все правильно понял и принял решение отложить защиту на некоторое время, чтобы еще поработать над текстом. Такие люди мне симпатичны.

Выступал на радио «Россия» и телеканале «Культура», где передачи ведет академик Е. П. Велихов, с которым я познакомился, когда писал статью о члене ЦК кадетской партии Л. А. Велихове. Чтобы получить доступ к личному делу Л. А. Велихова, которое хранилось в Центральном архиве ФСБ, надо было получить разрешение его родственников. Так состоялась наша первая встреча с Евгением Павловичем, который подробно рассказал о своем дедушке и дяде, репрессированных в 1930-1940-е гг., выразил согласие дать такое разрешение и желание самому приехать посмотреть следственные дела Л. А. Велихова. После того, как дела прибыли из Ростова, я ему позвонил, он приехал в ЦА ФСБ, чтобы их полистать. Когда моя статья о Велиховых была опубликована в журнале «Вопросы истории», я подарил номер Евгению Павловичу, который, в свою очередь, предложил мне принять участие в его телевизионной программе. После передачи зашел разговор о моем участие в выработке программы и платформы общероссийской политической общественной организации «Отечество», идеей создания которой был увлечен Евгений Павлович. Я написал свой отзыв на проект программы, сделал доклад на эту тему на каком-то предвыборном собрании (26.2). У меня уже был кое-какой опыт общения с желающими создать во время горбачевской перестройки и в поставгустовский период политические партии. В конце 1980-х гг. пришлось консультировать «лидеров» создаваемой конституционно-демократической партии, выступать с докладами на их собраниях об истории формирования и деятельности кадетской партии в дооктябрьский период и годы эмиграции. Позднее мне пришлось несколько раз участвовать в обсуждение программы и платформы «Гражданского союза». И вот теперь «Отечество».

После августовских событий я дал себе зарок, что больше ни в какую партию вступать не буду. За 20 лет пребывания в рядах КПСС мне пришлось на разных уровнях (институтском, райкомовском, а после перехода на работу в ИМЛ — цековском) многое увидеть, чтобы понять, что из себя на самом деле представляет «честь и совесть нашей эпохи». Полное разочарование. Не менее удручающей была картина формирования многопартийности в послевгустовский период, когда партии росли как грибы после дождя, а их организаторы не знали ни российской истории, ни истории российских политических партий дооктябрьского периода. К сожалению, вообще не наблюдалось ни малейшего желания узнать этот трагический российский опыт. Формируя новые политические партии, их лидеры во что бы то ни стало стремились пробиться к власти. Принимать участия в этой гонке я не хотел, ибо у меня было любимое дело, которому я посвятил ни один десяток лет. Консультации — дать готов, но входить в какую— либо партию — никогда.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.