|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 9Рисунок 9 Предприятие в данном случае выступает в виде системы и понимается как:
· производитель товаров (услуг, работ) для обеспечения рынка; · социальная организация, в которой сотрудники могут проявлять и развивать свои способности и удовлетворять потребности; · конкурент другим товаропроизводителям; · социальная единица, учитывающая интересы всего общества; · часть рыночной многоукладной экономики.
Миссия коммерческих организаций в России обычно формулируется очень просто и весьма прямолинейно – максимум прибыли. Прибыль – чисто внутренняя проблема предприятия, которую выставлять напоказ не очень прилично, а тем более записывать в учредительные документы. Любое предприятие является открытой системой и успешно развиваться оно может только в случае, если будет удовлетворять определенный спрос потребителей, находящиеся за его пределами во внешней среде. Если предприятие способно выполнять такую миссию, то оно одновременно будет получать необходимую прибыль. Поэтому только в окружающей среде можно найти цель и миссию коммерческой организации.
Фундаментальными истоками миссии предприятия являются его принципы и этика. Они выступают в качестве основополагающих правил действий, отражающих совокупность универсальных общественных требований к поведению сотрудников фирмы.
Этика предприятия или мораль деловых взаимоотношений с помощью совести бизнесмена в идеале позволяет соблюдать универсальные, безусловные высшие требования к поведению сотрудников фирмы в процессе предпринимательской деятельности. Этические ценности предприятия по отношению к партнерам на рынке – отказ от обмана, честное поведение, доверительность в совместной работе, уважение предпринимательских интересов собственников инновационных идей.
Миссия фирмы во многом определяется также ее ценностными ориентациями, которые существенно влияют на стратегическое поведение руководителей и всех сотрудников. В теории и на практике выделяют шесть видов ценностных ориентаций (см. табл. 5).
Таблица 5 – Ценностные ориентации и их связи с целевыми предпочтениями
Миссия предприятия тесно связана с его культурой – совокупностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж) предприятия. В реальной жизни она выражается в:
· поведении предприятия – единых принципах всех сотрудников; · коммуникациях фирмы – стиле передачи информации; · средствах наглядного представления предприятия – фирменных знаках, оформлении продукции, ритуалах, внешнем виде и т.п. Имидж предприятия во внешней среде поддерживают его этичные отношения с конкурентами и доверие участников рынка, и во внутренней – интегративный эффект в результате комплементарного поведения сотрудников, координации всех подразделений фирмы, лучшей мотивации и самоотождествления работников с системой ценностей предприятия. Он выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, районом и обществом. В данном случае миссия отражает стремление компании произвести на внешний мир желаемое впечатление.
Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана.
Цель – это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников. До 98% всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей.
В системе бизнеса цель выполняет пять функций:
· инициативы – сопоставление существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий; · критерия принятия решения – оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе; · инструмента управления – руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса; · координации – обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений; · контроля – сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.
В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия (см. табл. 6).
Таблица 6 – Различия между миссией и целями предприятия
Любое предприятие, как сложная социально-экономическая система, имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования организации наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных. С чисто экономическими тесно связаны социальные, технические и организационные задачи. Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективные будущие состояния компании. Поэтому при разработке целей необходимо учитывать целую совокупность требований, предъявляемых к их содержанию и форме (см. рис.10).
Требования к формулированию целей фирмы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|