Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое задание. Фронтальный опрос



Практическое задание

Задание 1. Объясните значение фразеологических единиц (п. 1). Подберите к ним фразеологизмы-синонимы (п. 2).

 

1. С глазу на глаз. Засучив рукава. Держать ухо востро. Попасть впросак. Приказал долго жить.

2. Отдать богу душу. Попасть пальцем в небо. Глядеть в оба. Сыграл в ящик. Сесть в калошу. Навострить уши. Один на один. В поте лица. Отошёл в мир иной. Не покладая рук.

 

Задание 2. Объясните значение фразеологизмов (п. 1). Подберите к ним антонимические пары (п. 2).

 

1. Рукой подать. Ни шатко ни валко. Во весь дух. Семи пядей во лбу. Водой не разлить.

2. Олух царя небесного. Как кошка с собакой. У чёрта на куличках. Черепашьим шагом. Семимильными шагами.

 

Задание 3. I. Докажите, что данные фразеологизмы многозначны.

Образец: мокрая курица – «безвольный, бесхитростный человек, размазня»; «человек, имеющий жалкий вид».

 

Валять дурака, боевое крещение, увидеть свет.

 

II. Докажите, что данным фразеологизмам свойственно явление омонимии, – употребите словосочетание как свободное и как фразеологизм.

Образец: Чтобы не разбудить домашних, она ходила на цыпочках («ходила на кончиках пальцев ног»). Перед барином все ходят на цыпочках («стараются угодить»).

 

Бросить перчатку, пустить петуха, намылить шею, махнуть рукой, протянуть ноги, мыльный пузырь, куры не клюют.

 

Задание 4. Распределите данные фразеологизмы и фразеологические выражения на две группы: 1) нейтральные, 2) эмоционально окрашенные.

 

Бюрократический аппарат, белая ворона, сводить к нулю, очная ставка, во всю ивановскую, дать по мозгам, иметь в виду, дырка от бублика, курам на смех, гонять собак, адамово яблоко, служить Отечеству, сгущать краски, дать в зубы, вправить мозги, вылететь в трубу, гражданский долг, ввести в эксплуатацию, центр тяжести, ни рыба ни мясо, развесить уши.

 

Задание 5. Исправьте ошибки во фразеологических сочетаниях.

 

Блуждающий сын, одержать поражение, заклятый друг, закадычный враг, потупить ногу, бархатный месяц, повальная заболеваемость , щекотливое решение, втемяшиться в лоб, груша раздора, развесить нос .

 

Задание 6. Проанализируйте предложения с точки зрения соответствия фразеологизмов и фразеологических выражений нормам употребления. В каких предложениях отклонение от норм осуществляется намеренно? Там, где это необходимо, внесите исправления.

 

1) Британский представитель явно стремится войти в историю. Но известно, что можно в неё и влипнуть. («Литературная газета») 2) Пришел, увидел, отойди – дай другим посмотреть. («Новая газета»). 3) Он в дело вкладывает не только голову, руки и ноги, но ещё и душу. («Известия»). 4) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов. («Московский комсомолец»). 5) Но тут, как гроза среди ясного неба, Диму отчислили из института и призвали в армию. («Калейдоскоп») 6) Вот тебе, избиратель, и Александров день. («Итоги»).

 

Задание 7. Определите автора каждого ряда крылатых выражений.

 

1) Дела давно минувших дней. Береги платье снову, а честь смолоду. 2) Сильнее кошки зверя нет. Слона-то я и не приметил. 3) Свежо предание, а верится с трудом. А судьи кто? И дым отечества нам сладок и приятен. 4) Есть ещё порох в пороховницах. Не по чину берёшь. 5) Как бы чего не вышло. На деревню дедушке. 6) Человек! это звучит гордо. Безумству храбрых поём мы песню! 7) Что такое хорошо и что такое плохо? Лет до ста расти нам без старости. «Кто больше?»

 

Задание 8. Кто больше? Назовите как можно больше фразеологизмов, включающих в свой состав данные слова. Например: снимать – снимать пенки, снимать последнюю рубашку, снимать стружку, снимать шляпу и т.д. Объясните значение фразеологизмов. В случае затруднений обратитесь к словарю.

 

Глаз, душа, семь, язык, зуб, стоять, ставить, во весь (все, всё, всю).

 

Задание 9. Создайте текст в жанре заметки, включив в него как можно больше данных фразеологизмов.

 

С красной строки, ни пуха ни пера, прочитать от доски до доски, филькина грамота, на лбу написано, ни аза не знает, смешенье языков, ума палата, эзопов язык, заруби на носу, круглые пятёрки, бить баклуши, отпетый двоечник.

 

Фронтальный опрос

1. В чём своеобразие фразеологических выражений по сравнению с собственно фразеологизмами?

2. Приведите примеры использования фразеологизмов и фразеологических выражений в разговорной и книжной речи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.