|
|||
Задания и игры по выработке хронологических умений учащихся. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 4. Задания и игры по выработке хронологических умений учащихся. Выработке умений хронологического характера способствуют специально подобранные задания и игры. Многие виды упражнений и познавательных заданий помогают диагностировать качество подготовки учащихся по хронологии и использовать хронологический материал для более глубокого проникновения в суть исторических фактов и развития умственных способностей школьников. Задания по выработке хронологических умений могут быть различными - это и определение даты события, или, наоборот, определение события по дате; выбор нужной даты из перечня; соотнесение событий и дат; определение длительности, хронологической последовательности событий; составление хронологических рядов, таблиц; определение этапов в развитии событий; отнесение событий к какому-либо периоду; выявление ключевых событий; обоснование критериев периодизации и т.д. Сами задания, мы можем разделить на четыре вида: 1) упражнения, 2) задачи, 3) игры, 4) тесты. При введении основных единиц исторического времени в начальном курсе истории, сопутствующей задачей учителя является - формулирование правила установления их соотношения (год - век - тысячелетие). Обычно этот механизм иллюстрируется на аналогии с часами: 11 часов 17 минут, т.е. 12й час - 1117 год, XII век. Более сложные хронологические ситуации могут отрабатываться в упражнениях: на определение века и тысячелетия предложенных дат; на подбор дат, принадлежащих указанному веку и тысячелетию; на сопоставление пар дат, относящихся к одному столетию. С помощью линии времени учащиеся могут потренироваться в решении хронологических задач. Типология стандартных хронологических задач, следующая: 1) Посчитайте, сколько лет назад произошло событие, если известна его дата 2) Посчитайте, на сколько лет одно событие произошло раньше другого, если известно, в каком году они состоялись 3) Определите, сколько лет длилось событие, если известны его хронологические рамки 4) Посчитайте, в каком году произошло событие, если оно случилось … лет назад Для закрепления в памяти учащихся дат основных исторических событий и проверки их усвоения рассчитаны хронологические примеры. Мы можем плюсовать или минусовать даты необходимых событий, итоговая цифра так же должна обозначать какое-либо событие. Действенным средством закрепления дат исторических событий и развития логических способностей школьников являются хронологические уравнения. Расставляя условные знаки тождества (=), противоположности (-), следствия (>) между парами дат, а также дают обоснование своему решению. Например: 1240 =1242 - победы Александра Невского над крестоносцами. На знание исторических дат можно проводить игры: это могут быть различные эстафеты по датам; по "привязке" дат к фактам, именам, географическим названиям; составление хронологических рядов; игра "Сквозные даты" - назвать событие, происходившее в разных странах в один и тот же год; игры с хронологическими карточками; домино, лото, кроссворды. Активные и креативные учителя могут сами составлять различные игры на актуальном учебном материале. Игры являются эффективным средством формирования и диагностики хронологических знаний и умений.
|
|||
|