Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Хронология в обучении истории.



Хронология в обучении истории.

(Мейер)

1. Цели и задачи изучения хронологии в школе.

Хронология имеет большое значение в исторической науке, она устанавливает ход и картину событий, их причины и следствия. Выяснив время свершения событий, можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность.

Хронология имеет большое значение в исторической науке, она устанавливает ход и картину событий, их причины и следствия. Выяснив время свершения событий, можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность.

Основная цель изучения хронологии в школе: показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летоисчисления.

 

2. Приемы и средства изучения хронологии.

Выбор преподавателем тех или иных методических приемов и средств обучения напрямую связан с возрастными особенностями школьников. Младшие школьники с трудом воспринимают протяженность событий, и их размещение во времени. Восприятие времени является самой трудной задачей для них, ведь их собственный жизненный опыт несопоставим не количественно, ни качественно с многовековой историей человечества. Поэтому целесообразно начинать знакомство с хронологией, отталкиваясь от их личного опыта, от сегодняшней жизни, постепенно уходя вглубь веков. С этой целью, можно провести эмоционально-зрелищную презентацию главных свойств исторического времени: изобразить отрезок жизни ученика, отрезок жизни его родителей, отрезок жизни его дедушек и бабушек, поясняя хронологическую отдаленность и описывая свойства и изменения характерные для каждого отрезка. Это позволит продемонстрировать школьникам поступательность, последовательность, преемственность фактов истории.

Кроме понимания системы летоисчисления, изучая историю, ученики должны твердо выучить минимум обязательных дат, чтобы, опираясь на них, уметь определить место во времени всех известных им исторических событий.

Учащиеся, чаще всего, запоминают исторические даты по ассоциации. Задачей же учителя является помочь учащимся запомнить необходимые даты и по логическим связям. Это достигается введением хронологической даты в характеристику исторического явления (наглядно-образное обозначение времени). Учитель должен не просто упомянуть время какого-либо исторического факта, а описать обстоятельства важнейших событий максимально ярко и образно, дата должна вплетаться в изложение нового материала неоднократно, особенно в младших классах.

При характеристике исторических явлений, не имеющих твердых дат, учитель показывает эти факты во времени по логическим связям, имеющими опорные даты.

При введении хронологической даты в характеристику исторического события проводится ее фиксация. Простейшим приемом фиксации даты является ее запись на доске в тот момент, когда учитель по ходу изложения считает нужным обратить на нее внимание учащихся. Запись даты сразу привлекает к ней внимание учащихся и гарантирует их от неправильного запоминания на слух.

Другим способом фиксации даты является ее нахождение в тексте учебника или в хронологической таблице. Еще одним методическим средством в школьной практике являются диаграммы и графики. Назначение таких графиков - показать учащимся изменение исторических явление во времени, обнаружить тенденцию этого изменения. При работе с графиками учащиеся должны запомнить определенный период времени. Путем зрительной ассоциации, графики облегчают запоминание хронологического материала. Этой же цели служит и диаграмма.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.