|
|||
Анализ текста ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Анализ текста А. Шафф «Куда ведет дорога?» Прежде всего, в связи с ростом социального богатства в высокоиндустриализованных странах наступит с большой степенью вероятности отход от образцов потребительского общества. Стремление к потребительству и возможность ориентации на соответствующие установки характеризует людей «голодных», и лишь в этих условиях может иметь место соперничество богатств "напоказ", что в свою очередь, порождает и потребление «напоказ". Несоблюдение в этом отношении определенной меры приводит к пресыщению и обратной тенденции - не к похвальбе богатством "напоказ", а к отказу от него, также "напоказ". Психологически это объяснимо, но такую экстравагантность могут позволить себе только люди «сытые", то есть такие, у которых уже есть "все"... С большой степенью вероятности можно предвидеть утрату материальным богатством характера ценности, которой - как в сегодняшнем обществе - определяется цель деятельности большинства людей. Когда общество будет располагать всем необходимым для жизни человека, при чем на высоком уровне потребления, накопление богатства и подчинение жизни этому как цели станет не только излишним, но и попросту смешным, Это значит, что альтернатива человеческих установок «иметь или быть" о которой писали такие гуманисты, как Маритен и Фромм, будет решена в пользу "быть", тогда как "иметь" утрачивает смысл в качестве цели, будучи чем-то реализуемым в обыденной жизни - естественно, в соответствующих масштабах. Эта ситуация означала бы фундаментальное изменение в системе человеческих ценностей... Это изменение системы ценностей должно привести в результате к существенным преобразованиям моральной и социально-политической сферы человеческой жизнедеятельности. В моральной сфере оно естественным образом открывает дорогу к установкам альтруизма и филантропии; узкий эгоизм, так часто встречающийся у людей сегодня, вызывается, в первую очередь, страхом впасть в нищету, даже если этот страх лишен каких-либо реальных оснований. В социально-политической сфере это изменение ценностей открывает пути эгалитаризму (включая в это понятие и равноправие женщин) и социальной ангажированности личности. Нетрудно выявить органическую (а также генетическую) связь этих ценностей с обусловленными ими установками. Фактически мы имеем здесь дело с позитивной перестройкой системы ценностей человека, если в качестве системы отсчета принять широко понимаемый гуманизм- Перспектива прекрасна, но следует помнить: это только возможность, ее реализация в настоящее время более вероятна, чем ранее, промышленная революция выступает в этом плане мощной движущей силой, но в конечном счете все будет решаться сознательной деятельностью людей. Примат "быть" как ценности (т. е- ценность - это то, чем и каким есть человек) влечет за собой цепь следствий в социальной шкале ценностей, Вопросы и задания к тексту - Выделите базовые параметры возможной системы ценностей непосредственного будущего, учитывая мнение мыслителя и реальности достижений цивилизации. -Как реализуются общечеловеческие идеалы в новой возможной системе ценностных ориентации людей? -Как связаны между собой ценности потребительства, принцип «быть» и идеал гуманности? -Почему техника, согласно мнению автора, создает только условия для создания новой системы ценностей? Какие факторы необходимы для утверждения более гуманных ценностей?
|
|||
|