|
|||
ПрактикумПрактикум 1. «Пять типов общественно-экономических формаций предстают вехами истории». В чем суть этой позиции? 2. «В XXI в, возможно появление цивилизации с коллективным общепланетарным разумом и памятью» (Н. Моисеев). Какое отношение можно выразить к данной позиции? 3. Что наиболее уязвимо в концепции А. Тоффлера о трех волнах развития человечества? 4. Сторонники «теории факторов» утверждают, что нет однозначной детерминации общественного развития. Ни экономика, ни политика, ни философия, ни религия не играют какой-то решающей роли. Все факторы равнозначны и одинаково влияют на общественное развитие. Есть ли в этом утверждении предмет для дискуссии? 5. В одной современной книге по проблемам экологии приводится цитата известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который однажды заметил: «Все мы пассажи одного корабля по имени Земля». Значит, делают вывод авторы книги, пересесть с него просто некуда. Если у человечества не найдется средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный памятник с такой скорбной надписью: «и каждый хотел лучшего для себя». Как вы понимаете высказывание Сент-Экзюпери? Каков, на ваш взгляд, смысл гипотетической надгробной надписи? Если бы вам предложили сочинить такого рода надпись, что бы вы написали и почему? Хотя, конечно, горько, приходится фантазировать на эту тему. 6. Отдельные стратеги ядерных держав внушают, что войны не так уж страшны. Их можно ограничить, локализовать, предоставив погибнуть в них, конечно же, противнику, а самим как-нибудь и где-нибудь отсидеться, выжить. Они не рассматривают проблем войны и мира в качестве глобальной, угрожающей «единому дому человечества». Может быть, они правы? А что по этому поводу думаете вы? Свой ответ поясните. 7. В результате американских атомных взрывов над японскими городами Хиросима и Нагасаки радиоактивное вещество рассеялось по всей планете. Изучение годовых колец деревьев показывает, что прах японцев присутствует в годовом кольце 1945 г. всех деревьев том числе и тех, что произрастают на территории нашей страны, например в Сибири. Сделайте все возможные выводы из приведенного факта. 8. Связанность судеб природы и человека, соборность, собранность воедино всей твари (творения) - одна из любимых идей русских философов. Они считали, что в человеке как высшей ступени природы проявляется творческое сознание, через него и природа приобщается к сознанию жизни. «Все ответственны за всех», - писал русский философ Н, Бердяев. С исключительной силой эта идея находит свое выражение в русском искусстве. Известный русский философ и богослов князь Е. Трубецкой высказал мысль о том, что древнерусский храм в своей идее «являет собой не только собор святых и ангелов, но и собор всей твари». Особенно замечателен в этом отношении древний Дмитровский собор во Владимире на Клязьме (XII в.). Там наружные стены покрыты лепными изображениями зверей и птиц среди роскошной растительности. Как вы понимаете высказывания Н. Бердяева и Е. Трубецкого 9. В Библии сказано, что Бог, создав первых людей, благословил их и сказал; «Наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Как вы понимаете это утверждение? Включает ли термин «владычествование» в данном случае потребительское отношение к природе, или он несет в себе иной смысл? Какой именно? Свой ответ поясните. 10. Многие считают, что проблемы культуры и нравственности имеют глобальное значение. В этой связи приводим несколько известных изречений известных вам людей. • Красота спасет мир (Ф. Достоевский). • Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести — и больше ничего (Б, Пастернак). • Не моя это, вроде, боль. Так чего же я бросаюсь в бой (А. Галич) Как вы понимаете эти утверждения? В чем связь культуры и нравственности?
|
|||
|