|
|||
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеорииСтр 1 из 3Следующая ⇒ Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории Ключевые понятия Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития. Локальные цивилизации - замкнутые цивилизации. Локально-цивилиазационный подход - подход к историческому процессу, при котором главной «единицей» общественного исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности - цивилизации. Базис - определенная система общественных отношений Надстройка - комплекс политических, правовых, идеологических, этических и других отношений и форм общественного сознания, Общественно-экономическая формация - ступень развития общества со своим базисом и надстройкой. Тестовый контроль 1. Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, З. Бжезинский, Г Кан, О. Тоффлер -что объединяет эти имена? а) это ученые - сторонники теории постиндустриального общества; б) это известные политические деятели Западной Европы; в) это философы-марксисты. 2. Что составляет точки зрения М. Вебера основу «духа капитализма», определившего рождение цивилизованного капитализма? а) аскетическая этика протестантских сект; б) особенности католического вероисповедания; в) крайний индивидуализм в выборе веры, присущий западному человеку 3. Сторонки постиндустриального общества выделяют ряд факторов, которые свидетельствуют о переходе в новую стадию. Назовите один из них: а) превосходство сферы услуг над сферой производства; б) не классовое, а профессиональное деление общества; в) теоретическое знание как основа политики; г) создание новой интеллектуальной технологии; д) все выше указанное, 4.Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, в марксистской теории называется: а) базисом; б) надстройкой; в) цивилизацией; г) общественно-экономической формацией; д) классовым обществом. 5. К производительным силам общества относятся: а) предмет труда; б) человек с предметом и средствами труда; в) средства труда; г) предмет и средства труда; д) человек и его производственные отношения. 6. Собственность - это: а) владение материальными благами; б) право распоряжаться какими-либо вещами; в) «собственность есть кража» (П. Прудон, 1809-1865, французский философ и социолог}; г) отношения между людьми по поводу вещи; д) право на получение доли природных ресурсов. 7. Что из перечисленного является определяющим ресурсом экономики? а) природные богатства» б) культурные ценности; в) люди; г) средства производства: д) орудия труда. 8. Сгруппируйте понятия, характеризующие цивилизационный и формационный подходы к изучению исторического процесса. (Цивилизационный - ...; формационный - ,) а) производительные силы; б) производственные отношения; в) общечеловеческие ценности; г) способ производства; д) базис; е) надстройка; ж) социокультурная общность; з)ступень развития; и) культурно- исторические типы; к) пять стадий роста в развитии общества. 9. Существуют два подхода к объяснению истории развития общества: а) информационный; б) технологический; в) стадиально-эволюционный; г) цивилизационный; д) социокультурный; е) формационный. 10. К экономически активному населению относятся: а) собственники средств производства; б) подростки; в) студенты; г) пенсионеры; д) безработные; е) работающие по найму. 11. Какие достоинства и недостатки формационного подхода к истории человечества отмечают ученые (Достоинства -...; недостатки - ...) а) позволяет представить историю человечества как единый закономерный процесс; б) исторический процесс рассматривает как сверхсложную систему; а) история общества определяется в конечном счете экономическими (материальными) факторами; г) общественное развитие - универсальный и прогрессивный процесс; д) исторический процесс представляет собой линейное одностороннее движение от одной формации к другой; е) характер общественных явлений объясняется преимущественно взаимодействием базиса и надстройки. 12. В марксистском учении об обществе ступени исторического развития получили название: а) цивилизация; б) общественно-экономическая формация; в) экономический строй общества; г) стадия культурного развития; д) стадия эры общества высокого потребления. 13. Какое (какие) из следующих противопоставлений формации и цивилизации является верным? а) формация - это по сути социально-экономическое образование, в то время как цивилизация - образование прежде всего социокультурное; б) цивилизация есть явление не только исторически стадиальное, как, например, формация, но и «неисчерпаемо» длительное; в) формация фиксирует дискретность (прерывность) истории, цивилизация - ее преемственность; г) формационный подход нацелен на выявление основы человеческого общежития, цивилизационный - на его целостность и многообразие; д) формационный подход отражает определенный уровень исторического развития, цивилизация - исторически определенный уровень развития (в смысле высоты зрелости)
|
|||
|