Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории



Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

Ключевые понятия

Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.

Локальные цивилизации - замкнутые цивилизации.

Локально-цивилиазационный подход - подход к историческому процессу, при котором главной «единицей» общественного истори­ческого процесса являются самостоятельные, достаточно замк­нутые (локальные) общности - цивилизации.

Базис - определенная система общественных отношений

Надстройка - комплекс политических, правовых, идеологиче­ских, этических и других отношений и форм общественного соз­нания,

Общественно-экономическая формация - ступень развития об­щества со своим базисом и надстройкой.

Тестовый контроль

1. Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, З. Бжезинский, Г Кан, О. Тоффлер -что объединяет эти имена?

а) это ученые - сторонники теории постиндустриального общества;

б) это известные политические деятели Западной Европы;

в) это философы-марксисты.

2. Что составляет точки зрения М. Вебера основу «духа капита­лизма», определившего рождение цивилизованного капитализма?

а) аскетическая этика протестантских сект;

б) особенности католического вероисповедания;

в) крайний индивидуализм в выборе веры, присущий запад­ному человеку

3. Сторонки постиндустриального общества выделяют ряд  факторов, которые свидетельствуют о переходе в новую стадию. Назовите один из них:

а) превосходство сферы услуг над сферой производства;

б) не классовое, а профессиональное деление общества;

в) теоретическое знание как основа политики;

г) создание новой интеллектуальной технологии;

д) все выше указанное,

 4.Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, в марксистской теории называется:

а) базисом;                                                            б) надстройкой;

в) цивилизацией;                                                         г) общественно-экономической формацией;

д) классовым обществом.

5. К производительным силам общества относятся:

а) предмет труда;                                                          б) человек с предметом и средствами труда;

в) средства труда;

г) предмет и средства труда;                                     д) человек и его производственные отношения.

6. Собственность - это:

а) владение материальными благами;

б) право распоряжаться какими-либо вещами;

в) «собственность есть кража»  (П. Прудон, 1809-1865, фран­цузский философ и социолог};

г) отношения между людьми по поводу вещи;

д) право на получение доли природных ресурсов.

7. Что из перечисленного является определяющим ресурсом экономики?

а) природные богатства»            б) культурные ценности;

в) люди;                                                           г) средства производства:

д) орудия труда.

8. Сгруппируйте понятия, характеризующие цивилизационный и формационный подходы к изучению исторического процесса. (Цивилизационный - ...; формационный - ,)

а) производительные силы;                                      б) производственные отношения;

в) общечеловеческие ценности;                               г) способ производства;

д) базис;                                                                                           е) надстройка;

ж) социокультурная общность;                                з)ступень развития;

и) культурно- исторические типы;                          к) пять стадий роста в развитии общества.

9. Существуют два подхода к объяснению истории развития общества:

а) информационный;                                                  б) технологический;

в) стадиально-эволюционный;                                 г) цивилизационный;

д) социокультурный;                                                   е) формационный.

10. К экономически активному населению относятся:

а) собственники средств производства;                  б) подростки;

в) студенты;                                                                    г) пенсионеры;

д) безработные;                                                             е) работающие по найму.

11. Какие достоинства и недостатки формационного подхода к истории человечества отмечают ученые (Достоинства -...; не­достатки - ...)

а) позволяет представить историю человечества как единый закономерный процесс;

б) исторический процесс рассматривает как сверхсложную систему;

а) история общества определяется в конечном счете эконо­мическими (материальными) факторами;

г) общественное развитие - универсальный и прогрессивный процесс;

д) исторический процесс представляет собой линейное одно­стороннее движение от одной формации к другой;

е) характер общественных явлений объясняется преимущест­венно взаимодействием базиса и надстройки.

12. В марксистском учении об обществе ступени исторического развития получили название:

а) цивилизация;

б) общественно-экономическая формация;

в) экономический строй общества;

г) стадия культурного развития;

д) стадия эры общества высокого потребления.

13. Какое (какие) из следующих противопоставлений формации и цивилизации является верным?

а) формация - это по сути социально-экономическое образо­вание, в то время как цивилизация - образование прежде всего социокультурное;

б) цивилизация есть явление не только исторически стади­альное, как, например, формация, но и «неисчерпаемо» длительное;

в) формация фиксирует дискретность (прерывность) истории, цивилизация - ее преемственность;

г) формационный подход нацелен на выявление основы че­ловеческого общежития, цивилизационный - на его цело­стность и многообразие;

д) формационный подход отражает определенный уровень ис­торического развития, цивилизация - исторически определенный уровень развития (в смысле высоты зрелости)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.