Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теоретические подходы



Теоретические подходы

В философии сложилось несколько подходов к пониманию ценностей:

ü Натуралистический психологизм (Дж. Дьюи). Ценности рассматриваются как объективные факторы реальности. Они эмпирически наблюдаемы, их источник - биологические потребности человека Þ любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

ü Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Здесь – ценности – не объективная реальность, а идеальное бытие. Они независимы от человеческих желаний. Это такие ценности, как добро, истина, красота. Они – самодостаточны. Носителем такой ценности-идеала является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный субъект. Кроме того, здесь ценности рассматриваются также как нормы, не зависящие от человека и образующие общую основу конкретных ценностей и культуры.

ü Персоналистический онтологизм (М. Шёлер). Ценности существуют объективно, они образуют онтологическую основу личности. Следует различать вещи и ценности в них (цвет и цвет предмета). Þ Ценности могут созерцаться независимо от вещей, свойствами которых они являются. Познание ценностей основано на чувствах любви - ненависти. Ценности тем выше, чем выше удовлетворение людей от них. Низший уровень – материальные блага, а высший – это прекрасное и познавательное. Наивысшая ценность – это идея Бога.

ü Социологический подход (М. Вебер). Ценности – это нормы, которые имеют определенную значимость для индивида.

Все эти различные трактовки отражают определенную, реальную сторону ценностей. Поэтому их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Следовательно, каждый из подходов имеет право на существование, ведь он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. Скажем, религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются вполне реальными ценностями. Они служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков.

В русском языке слово «ценность» явно связано со словом «цена». Но это слово в первоначальном смысле имело значение «возмездие», «воздаяние». Ценность выражает представления о совершенном человеке в различных культурах. Каждую культуру можно представить как набор конкретных, разделяемых большинством ее представителей ценностей, находящихся в определенной иерархии. Ценность – это представление о том, что свято для человека, группы, общества в целом.

Ценности – это понятие, указывающее на культурную, социальную или личностную значимость тех или иных вещей, явлений и свойств для человека и общества в целом. Ценности – это отношение к предмету, а не сам предмет.

Общая структурная модель, с которой связывается представление о ценностях, основана на том, что человеческое поведение носит интенциональный (т.е. направленный) характер. Различные элементы реальности могут вызывать у человека или коллектива либо притяжение, либо отталкивание. Исходя из этого, ценность может быть охарактеризована как качество, в силу которого предмет или явление становится объектом социальных устремлений.

В повседневной общественной практике ценности наглядно проявляются в ситуациях выбора, когда от субъекта требуется отдать предпочтение тому или иному варианту поведения.

Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не в силу природы или внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечён в сферу общественного бытия человека и стал носителем определённых социальных отношений. Для субъекта (человека) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, его установок и практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. «Предметные» и «субъектные» ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.

Все многообразие мира может выступать в качестве предметных ценностей и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять его разнообразные потребности. Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты, выраженные в виде норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и выступают предметные ценности и субъектные ценности. Ценностями могут быть

ü вещи;

ü идеалы;

ü нормы.

В современной философии понятие «ценности» употребляется в различных значениях:

ü ценность как новая идея, выступающая в качестве индивидуального или социального ориентира;

ü ценность как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение;

ü ценность как культурно-исторический стандарт;

ü ценность как тип «достойного» поведения, как конкретный стиль жизни.

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. Весь жизненный опыт человека и система его знаний и убеждений непосредственно влияют на характер его ценностей.

Ценности задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека. Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер.

Ценность фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления. Ее содержание раскрывается с помощью конкретного комплекса идей. Однако ценность никак не может быть отождествлена с идеей, ибо между ними существует принципиальное различие. Идеи могут быть истинными или ложными, научными или религиозными, философскими или мистическими. Они характеризуются через тот или иной тип мышления, который им дает нужный импульс. Главный критерий – степень истинности той или иной идеи.

Ценности тоже ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении, однако не всегда в соответствии с результатами познания.

На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования – биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание и восприятие и обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Но не следует думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными. Общечеловеческие – это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

На основе человеческой практики, потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Природу ценностей Т. Шибутани объяснил так: «Об объекте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес» [2].

В силу того, что ценности непосредственно не даны и не представимы, они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов, прежде всего, через нормы. Каждая исторически конкретная форма общественной жизни может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней фиксируются те критерии социально признанного, на основе которых развёртываются более конкретные и специальные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей — как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу её формирования и поддержания нормативного порядка в обществе.

Ценности трактуются также как смыслообразующие основания человеческого бытия, задающие направленность и мотивированность человеческой жизни (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Понятие «ценность» играет центральную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования как вариантов ценностного причинения (телеологической причинности). Поэтому ценности, обеспечивая временную преемственность, позволяют разделить мир сущего (с его ресурсными ограничениями) и мир должного (независимо от ресурсных ограничений) и структурировать будущее – как преодоление наличных условий, как мир ценностно обоснованных целей, необязательно достижимых, но всегда определяющих вектора изменений и развития как возможный мир.

 

Значение ценностей, их функции:

ü мотивационная f.: ценности формируют мотивы действий человека;

ü ориентационная f: ценности задают ориентиры и критерии деятельности;

ü нормативная функция;

ü критерии выбора;

ü функция социального контроля.

 

Ценностные категории, поскольку они выражают предель­ную ориентацию сознания и поведения людей, применимы ко всем сферам человеческой жизни. Там, где люди осуществляют свою целеполагающую деятельность, они руководствуются теми или иными ценностными установками. В этом смысле ценности в качестве способа освоения действительности универсальны,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.