Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





АКСИОЛОГИЯ. Вопрос I. Природа ценностей, их значение в жизни человека и общества.



 

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Н. Бурденко

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

АКСИОЛОГИЯ

 

текст лекции

 

 

доц. А.В. Смирнов

 

 

Воронеж – 2020

 

 

ПЛАН:

 

1. Природа ценностей, их значение в жизни человека и общества.

2. Свобода как личная и социальная ценность. Грани свободы. Свобода, необходимость и ответственность.

 

 

Вопрос I. Природа ценностей, их значение в жизни человека и общества.

Каковы ценности, таково и общество, и личность. Поэтому проблема ценностей становится одной из ключевых в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество. Сегодня время нестабильности, резких социальных сдвигов, время дезориентации личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей. В сущности, отрицание старых ценностей означает отрицание старых форм жизни общества и личности.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Аксиология представляет собой философскую теорию общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков. Сам термин «ценности был введен в конце XVIII в. в философии И. Канта.

Аксиологияфилософская наука о ценностях и ценностном отношении к миру. Аксиология изучает характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Она также включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле — всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом.

Аксиология ставит вопрос о соотношении ценности и оценки. Это — центральная проблема теории познания, этики и эстетики. Признание ценности истины, доброй воли и красоты не приводит к отождествлению ценности с благами, а оценки — с ценностями. Между трансцендентной ценностью и оценкой как смыслом деятельности человека нет полного совпадения. Ценности придают смысл человеческим действиям. Коренным противоречием аксиологии является признание в одних концепциях универсализма ценностей, наличия трансцендентных ценностей и отрицание этого в концепциях, придерживающихся эмпирической и плюралистической трактовки ценностей.

Ценностная проблематика быстро стала едва ли не преобладающей в европейской мысли. Пользуясь некоторыми современными классификациями, классическую аксиологию правомерно рассматривать как единство 4-х отраслей:

1) аксиология «формальная» — изучает предельно общие законы, заключённые в ценностных отношениях,

2) аксиология «материальная» — изучает структуру и иерархию наличных, «эмпирических» ценностей.

3) аксиологическая «онтология» — вопрос о субъективности (объективности) ценностей, исследование их бытийной локализации и их соотношения с существованием,

4) аксиологическая «гносеология» — вопрос о соотношении ценностей и познания.

Эти четыре области и составляют фундаментальную теорию ценностей.

 

В систему ценностных отношений входят, прежде всего, нравственность и нравственные отношения. Ценность есть все, что окружает человека и с чем человек вступает в какие либо отношения. Человек не может бесстрастно, только и исключительно объективно относиться к окружающему миру. Всегда что-то в этом мире для него имеет большее или меньшее значение, что-то первостепенно, что-то второстепенно. Выбор тех или иных ценностей, материальных или духовных определяет нравственную ориентацию личности, направленность ее поступков. Оценка есть отношение человека к конкретному явлению с точки зрения определенных интересов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.