Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История аксиологии



История аксиологии

Аксиология прошла длительный период становления.

Первым поставил проблему ценностей в философию Сократ. При этом он рассматривал ценности только моральные: честь, отвага, храбрость, справедливость, мужество и др. Платон почитал за главные ценности благо и справедливость. Эти ценности выступают главными критериями бытия. Поэтому высшие ценности у Платона носят абсолютный характер. Не случайно Платон в основу своего идеального государства положил принцип справедливости. Для софистов все ценности индивидуальны и относительны, Протагор: «человек есть мера всех вещей».

У Аристотеля сравнительная ценность благ соотносится с категорией цели: ценнее то благо, которое ближе к цели; из двух благ более ценно то, которое является таковым не только для меня, но и «вообще». Философия, по Аристотелю, это — «заглавная наука о том, что всего ценнее», и потому она являет единство научного познания и «постижения умом вещей по природе наиболее ценных».

Аристотель впервые выделил два типа ценностей:

1) самоценности (человек, счастье, справедливость);

2) относительные ценности, куда входит большинство ценностей. Ведь разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям. Мудрость состоит как раз в «постижении умом вещей по природе наиболее ценных» [1].

В средние века ценности приобретают религиозный характер. Высшая ценность – бог. Таким образом, в древней философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Следовательно, ценности не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Таким образом, в античной и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии.

В эпоху Возрождения на первый план выходят ценности гуманизма. А в Новое время развитие науки и новых буржуазных общественных отношений определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

М. де Монтень указывал на субъективную природу ценности. Т. Гоббс выделял а) «ценность человека», которая не отличается от его «стоимости», и есть его «цена»;

б) «достоинство» — общественную ценность человека, которая есть та цена, которую ему даёт государство.

Р. Декарт видел назначение разума в установлении «подлинной ценности (valeur) всех благ». «Ценность», таким образом, соотносилась им с миром субъекта — с нравственной деятельностью. Необходимо знать истинную «цену» добра и зла и уметь различать их; наша любовь и неприязнь к вещам обусловливается тем, насколько они представляются нам ценными, а не наоборот.

Б. Паскаль различал среди человеческих достоинств условные (связанные с социальным статусом и легитимизуемые «внешними церемониями») и естественные (относящиеся к душе или телу). Ему же принадлежит афористическое словосочетание «порядок сердца» (ordre du coer), означающее «логику сердца», не совпадающую с логикой рассудка, но подчиняющуюся своим неисповедимым законам. Будущие аксиологи (в частности М. Шелер) придавали этому выражению Паскаля очень большое значение: здесь философия впервые признала права вслед за разумом и волей также и третьей, самой сокровенной области человеческой души — сердца как тайника царства ценностей.

У Г.В. Лейбница «ценное есть значительное с точки зрения блага» (противоположность ему составляет «пустое»), «значительное» же — то, из чего следует нечто «замечательное», которое есть в свою очередь вносящее какой-либо значительный вклад или вводящее «первенствующее по природе».

И. Кант впервые употребил понятие ценностей в специальном узком смысле. У ценностей, по И. Канту, нет бытия, но есть значимость. Они являют собой требования, обращенные к воле человека, иначе говоря, наряду с бытием Кантом признается долженствование. Данная сфера, или царство нравственности, является областью свободной воли человека, а природа понимается как мир, где господствует необходимость.

Предпосылкой аксиологии у него выступает разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности – это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности.

Г. Гегель впервые ввел разделение ценностей на утилитарные и духовные. Первые выступают как товары и измеряются количественно. Эти ценности всегда относительны и зависят от спроса и вкусов. Вторые – связаны со свободой духа, они все – духовные.

Вопрос о значимости как сущностном признаке познания после Канта разрабатывал Р. Лотце. Он считал «главным органом» ценностного мировосприятия некое «откровение», определяющее ощущение ценностей и взаимоотношения последних, которое не менее достоверно для познания ценностного мира, чем рассудочное исследование — для познания вещей. Без чувств субъекта ценности не существуют, т.к. не могут принадлежать вещам самим по себе, что, однако, не означает, будто ценности лишь субъективны. В пользу «объективности» свидетельствуют их интерсубъективный характер, соответствующий их общезначимости для «надэмпирического» трансцендентального субъекта; то обстоятельство, что оценивающие суждения обусловливаются оцениваемыми объектами; тот факт, что ценностные чувства не находятся в распоряжении субъекта, но «противостоят» ему в виде уже сложившейся системы.

В. Виндельбанд анализировал истину, красоту, добро, а также искусство, науку и религию именно как ценности. Соотечественник Р. Лотце и В. Виндельбанда, немецкий философ Г. Риккерт подчеркивал, что источником обязательных общезначимых ценностей является воля сверхиндивидуального субъекта. Далее смысл (или ценность) проникает в волю отдельного индивида и превращается для него в долженствование. Познавать, по мнению Г. Риккерта, означает занять определенную позицию по отношению к ценностям.

Из числа тех, кто продолжал серьезно заниматься этими вопросами, следует выделить М. Шелера, как одного из основателей философской антропологии и аксиологии. Он согласен с И. Кантом в том, что если человеческую волю поставить в зависимость от внешних целей (благ), то сами понятия добра и зла должны будут меняться с изменением этих целей. Но, по М. Шелеру, ценности не следует отождествлять с материальной природой различных благ. Познание ценностей происходит в сфере духа через акты, не имеющие ничего общего с восприятием и мышлением, а именно: путем переживания и предпочтения (симпатии).

Акты переживания складываются из процессов вчувствования, сочувствия, любви и ненависти. Предпочтения (симпатии) Шелер разделяет на подлинные и неподлинные. Любовь как встреча и соучастие в жизни другого представляет собой подлинную симпатию, а ненависть, которая нарушает экзистенцию другой личности, – неподлинное предпочтение.

Сами ценности априорны, т.е. существуют до всякого опыта индивида, и не зависят от его воли и деятельности. Как цвета даны зрению, так ценность дана эмоциям. В основе эмоций лежат ценности. И не к положительным переживаниям стремится человек, он стремится к ценностям. Совокупность ценностей определяет стремление людей к идеалам, а идеалы уже порождают нормы, нормативное долженствование.

Ценности абсолютны и неизменны. Шелер не приемлет исторический подход к ценностям. Однако его критика ценностного релятивизма во многом справедлива. Действительно, ценности не определяются произволом индивидов, они обладают объективным содержанием. Но каков источник этого объективного содержания этических норм – в Боге или социально-практической жизни людей?

Ответ М. Шелера однозначен. Существует иерархия ценностей. М. Шелер различает 4 типа:

1) ценности чувственного восприятия (приятное и неприятное),

2) витальные ценности (благородное и вульгарное),

3) духовные ценности (прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое),

4) религиозные ценности – это чистое знание истины, к ним относятся ценности святого и несвятого, а также вера, благоговение и поклонение.

Свободная воля субъекта позволяет ему оказывать предпочтение тем или иным ценностям, на верхней ступени которых стоит Бог. Любовь к Богу рассматривается М. Шелером как высшая форма любви. Саму же любовь он трактует как такое отношение к личности, которое возвышает не только любимого, но и любящего. Любить Бога – значит возвыситься до понимания высших ценностей, а не довольствоваться бесплодным альтруизмом. Таким образом, через отношение личности к личности Бог входит в мир.

Кризис индустриального общества обострил проблему ценностей. В философии сложились сциентистские и антисциентистские концепции. Для сторонников сциентизма наука и техника — те ценности, которые имеют абсолютное значение. Наука и техника способны быть средством лечения всех социально-экономических болезней общества. Общество массового потребления – это тот идеал, который достигнут человечеством с помощью научного и технического рационализма.

Противники абсолютизации ценности науки и техники образовали лагерь антисциентизма. Они высказывают ряд справедливых замечаний в адрес опьяняющего восторга от достижений ученых и инженеров. Научно-технический и социально-экономический прогресс противоречив. В деятельности людей содержится не только рациональное, но и иррациональное. Вера в безупречность массового производства и техноцентризма иррациональна. Если разработка и использование техники не подчинены гуманитарным ценностям, то она способна уничтожить основы человеческого существования. Самые рациональные с точки зрения внутренней логики решения приводят здесь к непредсказуемым и иррациональным эффектам.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.