|
|||
Тема 5. Фразеология. ЛексикографияСтр 1 из 4Следующая ⇒ Тема 5. Фразеология. Лексикография Цели: 1) углубить полученные в школе знания о фразеологии и лексико- графии как разделах языкознания; 2) закрепить знания об устойчивых соче- таниях слов (фразеологизмах) и устойчивых выражениях (пословицах, пого- ворках, крылатых словах); 3) систематизировать знания о типах словарей русского языка.
План I. Фразеология. 1. Понятие фразеологии и фразеологизма. 2. Источники русской фразеологии. 3. Пословицы и поговорки. 4. Крылатые слова. II. Лексикография. 2. Понятие лексикографии. 3. Классификация словарей.
I. Фразеология 1. Понятие фразеологии и фразеологизма Фразеология(от греч. phrasis – выражение и logos – слово, учение) – раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов языка, или фра- зеологизмы. Фразеологизм, или фразеологическая единица(ФЕ) – устойчивое со- четание слов, имеющее целостное значение. ФЕ обычно можно заменить од- ним словом: лить слѐзы – плакать, с глазу на глаз – наедине, сесть в калошу – опозориться, опростоволоситься. В предложении фразеологизмы являются одним членом предложения: «Вася опять сел в калошу со своей идеей». Фразеологизмы делятся на образные, понимать которые надо в пере- носном смысле (буря в стакане воды, намылить шею, навешать лапши на уши, выносить сор из избы, белая ворона) и необразные, воспринимаемые в
прямом смысле (развить тему, скоропостижная смерть, Северный полюс). Наиболее интересны и важны для языка образные ФЕ. В состав фразеологизмов часто входят устаревшие слова, не использу- емые в современном языке и встречающиеся только в ФЕ: у чѐрта на кулич- ках, притча во языцех, ничтоже сумняшеся, во время оно. ФЕ гол как сокол произошла от названия стенобитного орудия сокол, действительно гладкого; слово канитель в сочетании тянуть канитель обозначало тонкую металли- ческая нить, для изготовления которой (вытягивания) требовалось много времени.
|
|||
|