|
|||
рассмотрения основных . методологических понятий . Общая методология науки. │. Cравнительная методология: методология естественных . и методология гуманитарных наурассмотрения основных методологических понятий
↑
1. Общая методология науки. │ 2. Cравнительная методология: методология естественных и методология гуманитарных наук. │ 3. Методологии отдельных наук (предметы и методы, методологические принципы конкретных наук). 4. Методики и технологии и конкретных наук. ↓ Конкретность рассмотрения
Таким образом, общая методология науки изучает наиболее общие вопросы научного познания – определяет объект и предмет науки, общие требования е научному методу, определяет отношения конкретно-научного знания к обоснованию – более общему знанию об объекте и методе, формулируются идеалы научного познания. Разрабатываются и изучаются различные концепции развития науки. Следующий уровень – методологии естественных и гуманитарных наук представлен проблемой влияния специфики объекта и предмета познания на его формы, методы, особенности теоретизации. Излагается структура и содержание идеалов научности: классического идеала научности, созданного по образцу естественных наук (физики) и гуманитарного идеала научности, закономерности смены и На третьем уровне, уровне методологий конкретных наук, представлены методологические основания этих наук, (в том числе психологической науки) и прежде всего здесь анализируется и определяются объект и предмет данной науки, данные в историческом развитии и многообразии этих понятий, ее методы описываемые как некая система, все это применительно к различным парадигмам или устоявшимся традиции построения научного знания в рамках данной науки, а также основные методологические принципы (в психологии - системного подхода, личностного подхода и др.). Самый конкретный уровень - уровень методик и технологий. В них идеи метода конкретизируется применительно к предмету, целям и задачам исследования, содержит описание процедур исследования, регистрации и обработки полученных данных. Каждый метод может дать начало нескольким методикам, а методика - использовать идеи двух и более методов. Отдельные методики, приемы, подходы организуются в связные цепочки, создающие технологические основы науки.
Лeкция 2
|
|||
|