Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обобщенность



 


  

 

Итак, термин методология - слово, состоящее из следующих трех частей, ведущих происхождение из греческого: метас (вдоль, через), дос (путь). Третья часть - логос, (от греч. logos) весьма многозначно и означает понятие, слово, мысль, разум, всеобщую закономерность (философское, Гераклит), духовное первоначало, абсолютную идею, мировой разум, учение.

 В итоге перевод: методология - учение о движении по правильному пути.

Таким образом, если методология – это учение о методе, то методология науки - учение о научном методе. Методология науки изучает принципы и способы (методы), с помощью которых в науке приобретается новое знание на всех этапах его зарождения и развития, от постановки вопроса (научной проблемы) до исследовательской гипотезы и, затем, исходной теоретической модели, далее, к эмпирической проверке истинности гипотезы, уточнения исходной теоретической модели, включения ее и следствий их неё в теоретический аппарат науки.

 

  Главные вопросы методологии науки - следующие: что изучает наука? (предмет и объект науки); как это делать? (научный метод); на какой основе (какие принимаются явные и неявные допущения об объекте исследования), а также то, каким должно быть получаемое знание, чтобы удовлетворять критериям научности.

Определения и метафорические образы методологии науки разнобразны. В отношении к самой науке методологию называют способом её самопознания, рефлексивным механизмом или самосознанием науки. Если в классической метафоре науки она выступает как незамутненное зеркало изучаемой реальности, то методологию науки как можно также представить как зеркало науки как новой реальности, отражающее ее свойства, создающее ее образ.

Ее можно назвать также становым хребтом, основанием науки, поскольку наука без осознания своих основ, и своих способов познания, т.е. без методологии постепенно утрачивает свой предмет, свои цели, затем - свой смысл и предназначение, превращаясь в интеллектуальное развлечение для избранных, в решение научных  головоломок, своеобразную «игру в бисер», по одноименному названию известного романа Г.Гессе.

   Особенно возрастает значение методологии в особых - революционных или критических фазах исторического развития науки, о которых пойдет речь далее. Другие причины возрастания роли методологии – повышение актуальности и значимости задач, решаемых наукой, а также освоение ею новых междисциплинарных методов.

          

   

    

  Методология науки как целое представляет собой сложно развитую сеть учений, организованных иерархическую систему, в которой метод рассматривается на разных уровнях обобщенности (сверху вниз): от самого обобщённого, абстрагированного от специфики изучаемых явлений до уровня максимальной конкретности, специфичности.

Максимальной обобщенный характер рассмотрения метода осуществляется в общей методологии науки, где метод науки изучается как некая целостность, отличающаяся от ненаучных методов познания, а также предмет и объект науки в целом. Далее в методологических учениях обобщенность анализа снижается, специфицируется, вплоть до самого конкретного уровня – методик.

          

 

Структура методологических учений:

                                                                                             

                                                                                               Обобщенность                   



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.