Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Древняя Индия



3. Древняя Индия

Во II тыс. до н. э. на полуостров Индостан вторглись арии – племена индоевропейского происхождения. Это завоевание положило начало формированию новой цивилизации.

Характерной чертой индийского общества являлось его деление на четыре варны (санскрит – качество, цвет) – сословия, отличающиеся положением в обществе. Три из них считались высшими: брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшья (земледельцы, ремесленники, торговцы). Их представители назывались «дважды рождёнными», так как проходили обряд посвящения – второе рождение. В низшую варну входили шудры, призванные обслуживать «дважды рождённых». Человека к варне относили по рождению, переход из одной варны в другую был невозможен. В сословно-кастовую систему общества входили также неприкасаемые – те, кто не принадлежал ни к одной варне, – племена, занимавшиеся охотой и собирательством, а также представители «грязных» профессий.

В Индии, как и в других древних цивилизациях, было распространено рабство.

Земледельческое население жило общинами, являвшимися коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Общины содержали обслуживающих их нужды ремесленников. Община в Индии имела не только экономическое значение, она была в большой степени автономна и в политическом отношении. Государство облагало общину повинностями, но в её внутреннюю жизнь не вмешивалось, хотя царская власть в индийских государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью монарха при полном бесправии подданных. В то же время Индия не знала жёстко централизованных держав. Когда применительно к ним используется, например, термин «империя», то следует помнить, что это было объединение ряда государств и племён, правители которых находились в разной зависимости от центральной власти и друг от друга.

Брахманы были единственными грамотными людьми и носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали священные тексты. Письменность на древнеиндийском языке – санскрите – носила слоговый характер. Мифология изложена в Ригведе – первом известном памятнике индийской литературы, содержащем более 1000 религиозных гимнов, и в эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна».

Высшее место в пантеоне богов занимали Брахма – творец Вселенной, Вишну – сохранитель и Шива – разрушитель. Древняя религия брахманизм со временем видоизменялась – в результате её развития сложился индуизм, который в настоящее время широко распространён в Индии и считается одной из мировых религий.

Танцующий бог Шива. Индия

В середине I тыс. до н. э. в Индии появляется новая религия – буддизм. Её основателем стал Будда (санскрит – просветлённый), наследный принц из рода Гаутама (другое имя – Шакьямуни – отшельник из племени шакья). Вступив на путь аскетической жизни, Гаутама пришёл к заключению, что поскольку жизнь – это страдание, то выход из круга страданий – в отказе от желаний. «Просветлённым» он стал после того, как достиг особого состояния – нирваны (санскрит – угасание), абсолютной отрешённости от внешнего мира. После смерти Гаутамы его ученики составили жизнеописание и свод высказываний Учителя. Статуи Будды и бодхисатв (существ, стремящихся к просветлению), установленные в храмах, призваны спасти всё живое от страданий.

В религиозно-философских и этических воззрениях индуистов и буддистов важнейшее место занимает понятие «карма» (санскрит – деяние). Сумма добрых или злых деяний в прежних существованиях определяет, в какой форме произойдёт перевоплощение человека после смерти (реинкарнация – перерождение). В отличие от индуизма, буддизм не признаёт кастового деления и наличия богов – творцов мира, управляющих человеческими жизнями.

С течением времени индуизм в Индии вытеснил буддизм. Последний получил широкое распространение в странах Южной и Восточной Азии.

Культура Древней Индии – является одной из оригинальных и величественных культур, существующих на нашей планете, является индо-буддийская, сформировавшаяся, главным образом, на территории Индии.

Культура Древней Индии сложилась на полуострове Индостан во II тыс. до н.э. в результате синтеза двух традиций: - традиций автохтонного (протодравидского) населения, которые создали цивилизации с централизованным государством, иероглифическим письмом, высокой культурой городского строительства, с развитой духовной жизнью, что характеризовалось культом богини-матери, идеями перевоплощения и воздаяния (эти идеи вошли в более поздние религиозно-философские доктрины Древней Индии - брахманизм, буддизм, индуизм). - традиций индоариев, пришедших сюда ещё до н.э., которые принесли свой язык, священные тексты – Веды, ведическую религию многобожия, заняли доминирующее место в обществе.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Ментальности народов, относящихся к этому типу цивилизации, присуще ярко выраженное своеобразие: сознание, ориентированное на идеалы и духовные ценности. Уверенность религиозного поиска, аскетизма, стремление к духовному совершенству характерны для индо-буддийской культуры. Человек начинает внутренне противопоставлять себя миру, выражая стремление прожить жизнь как индивидуальность: он идет от коллектива, развивает свою субъективность, становится отшельником, мудрецом, ищет знания, выдвигает умопостигаемые идеи о мировом порядке. Индо-буддийская цивилизация отличалась тем, что делала акцент на высшую ценность небытия. Жизнь человека – это ожидание освобождения от мира.

Всё определялось постулатом о высшей справедливости кармы, что воздаёт каждому, согласно его заслуг. Религия ориентировала на отстраненность от реальности, пассивность личности, хотя человек и должен был стремиться к улучшению кармы путем самосовершенствования. Личность не имела собственной ценности. Человек представлялся как песчинка на берегу океана вечности, от него ничего не зависело. Не случайно распространенным символом восточной культуры является человек в лодке без руля и без вёсел. Отсюда фатализм – вера в предопределенность судьбы и событий, как отражение отсутствия возможности влиять на исторический процесс. Поэтому стремление к свободе было реализовано в духовной сфере, где было возможно отстраниться от власти земной, что и нашло свое выражение в религиозных системах Древней Индии: брахманизме, буддизме и индуизме.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.