|
|||
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО КУРСУ «БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА»Стр 1 из 7Следующая ⇒ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО КУРСУ «БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА»
Для студентов медицинских вузов Под редакцией проф. И.В. Силуяновой «Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов». Москва 2005 Р е ц е н з е н т ы : Г.И.Сторожаков - член-корр .РАМН профессор проректор по учебной работе РГМУ зав. кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета; А.В.Недоступ - д.м.н. профессор кафедры факультетской терапии №1 лечебного факультета Московской медицинской академии им.И.М. Сеченова; С.Г.Стеценко - д.ю.н. профессор зав. кафедрой правовых основ и экономики здравоохранения Российского нового университета. С о с т а в и т е л и: И.В.Силуянова – зав. кафедрой биомедицинской этики ГОУ ВПО РГМУ профессор д.ф.н.; В.И.Сабурова – доцент кафедры биомедицинской этики ГОУ ВПО РГМУ к.б.н.; И.М. Макеева - ст. преподаватель кафедры биомедицинской этики ГОУ ВПО РГМУ. Рекомендовано в печать: Центральный координационно-методический совет ГОУ ВПО РГМУ от 27.05.04
Введение Профессиональная медицинская практика свидетельствует о том, что врач ежедневно решает не только клинические задачи, но и сталкивается с моральными проблемами выбора того или иного действия. Чтобы избежать ошибки, врач должен уметь принять правильное решение, что требует специального морально-этического знания. Этика как наука помогает понять наши действия и поступки, осмыслить их в категориях добра, справедливости и милосердия. Подобно тому, как логика помогает избежать ложных суждений, так и этика помогает осознать принципы, по которым тот или иной поступок оценивается как верный или неверный. Знание и умение следовать выработанным медицинским сообществом этическим принципам и правилам определяет одно из оснований профессионализма врача - его нравственную культуру. Нет доктора, который не признавал бы значения для лечебного процесса нравственных взаимоотношений с пациентом. От нравственной культуры врача непосредственно зависит важнейший фактор успешного лечения, а именно: доверие больного к врачу, перед которым всегда встает вопрос, как добиться этого доверия. Биомедицинская этика раскрывает, что основным условием его возникновения является готовность и умение врача подчинить свои интересы интересам пациента. Это умение служит, в свою очередь, главному - задаче облегчения страдания больного. Понимание того, что болезнь - это не только биохимические, физиологические механизмы патологии, но и страдание - “краеугольный камень” профессиональной врачебной этики. Страдание каждого больного - это уникальное состояние, которое связано с его индивидуальной патологией, психосоматическим состоянием, жизненной ситуацией, с его отношением к своей болезни, и даже к системе здравоохранения как таковой. Оценка каждого конкретного случая, принятие каждого конкретного решения, должны включать не только клиническую картину, но и знания о культуре, ценностях, жизненных обстоятельствах отдельного человека.
Цель данного учебно-методического пособия заключается в том, чтобы научить будущего врача применять теоретическое знание о принципах, ценностях и правилах биомедицинской этики в практической деятельности. Для реализации заданной цели ставится задача – обучить студентов определять морально-этические параметры конкретных ситуаций во взаимоотношениях « врач- пациент». Для решения данной задачи в учебно-методическом пособии требуется классифицировать морально-этические ситуации, возникающие в практической деятельности врача. В качестве критерия классификации предлагается следующая схема. В первой части требуется определить тип классических этических теорий, определяющий или определивший моральный выбор Вашего решения и действия: 1) натуралистическо-прагматический тип или 2) идеалистическо-деонтологический тип. Во второй части схемы необходимо определить принадлежность каждой ситуации к одному из 4-х видов нравственного действия: казус; дилемма; нравственный поступок, подвиг; преступление. В третьей части требуется соотнести каждую ситуацию с исполнением или нарушением таких принципов и правил профессиональной биомедицинской этики, как: принцип правдивости, принцип конфиденциальности, принцип информированного согласия, принцип справедливости, принцип милосердия. Составители данного учебно-методического пособия надеются, что учебная работа будет способствовать формированию у будущего врача таких способностей и умений, как: • защищать врача от совершения морально-этических ошибок и моральных конфликтов; • при разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов; • защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора и свободу действий; • защищать неприкосновенность частной жизни как основу человеческого достоинства пациентов, сохранять конфиденциальность (врачебную тайну); • проявлять такт и деликатность при общении с больными и их родственниками; • оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать недопустимый риск; • проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным; • отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии; • соблюдать моральные основы предпринимательской деятельности в медицине. Кафедра биомедицинской этики выражает огромную благодарность аспирантам РГМУ 2001 – 2004 г. обучения, конкретные ситуации лечебной практики которых составили содержание данного учебно-методического пособия. Составители надеются, что учебное пособие окажется полезным для всех изучающих биомедицинскую этику или просто интересующихся этим предметом.
|
|||
|