Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ I 8 страница



Я располагаю множеством данных о падении с неба органической материи. После знакомства со множеством сообщений уже не кажется удивительным, что необитаемое с виду небо населяют полчища живых существ — так же, как кишит жизнью пустой на вид океан. У меня есть много заметок о фосфоресценции или электрическом заряде на упавших с неба предметах — например, о светящихся камнях из Дармсаллы, которые были совершенно холодными…

«American Journal of Science» (2–28-270):

Сказано, что, как выяснил профессор Шепард, некий молодой человек семнадцати лет, Спаркмен Р. Скривен, видел светящуюся субстанцию, медленно опускающуюся на его дом в Чарльстоне, Южная Каролина, 16 ноября 1857 года. Сказано, что этот молодой человек увидел, как огненный красный шар, размером и формой похожий на апельсин, ударился об изгородь, разбился и пропал. Там, где этот предмет коснулся изгороди, был найден «щетинистый комок черных волокон». По словам профессора Шепарда, это была «беспорядочная масса коротких обрезков тончайшего черного волоса, варьирующихся по длине от одной десятой до одной трети дюйма». Профессор Шепард считает, что субстанция не была органической. Мне кажется, он считает так только потому, что это согласуется с духом эпохи. Я имею причины так думать, потому что он пишет, что при анализе этих волосков они сгорели, оставив сероватые скелеты, и что они «частично состояли из углерода» и при сгорании издавали запах, «очень напоминающий битумный». Подробное описание дальнейших подробностей см. в «Comptes Rendus» (1–251).

17 февраля 1841 года — падение с неба в Генуе, Италия, красной субстанции — она снова падала 18-го — легкое землетрясение в 5 утра 18 февраля — новый толчок шесть часов спустя — новое выпадение красной субстанции 19-го числа. Образец этой субстанции был собран и исследован Канербиа из Генуи. Он пишет, что субстанция была красной и маслянистой.

 

 

В брошюре, озаглавленной «Wonderful Phenomena», Кертиса Эли приводится сообщение о событии, которое было или якобы было исследовано спиритуалистом Эддисоном Ф. Сэйвином.

Мне известна только его интерпретация этого события, представляющая собой психохимический процесс комбинации новых данных с предвзятой концепцией, которую они якобы подтверждают. В брошюре сказано, что 3 октября 1843 года некто по имени Чарльз Купер услышал в Уорике рокочущий звук с неба и увидел облако, под которым виднелись три человеческие фигуры, «безупречно белые», плывущие по воздуху не выше вершин деревьев. Утверждается, что эти создания были ангелами. Эти ангелы были мужского пола, как того требует ортодоксальная вера. Ангелы двигались вперед, не совершая собственных движений, и отмечено, что на них были пояса, будто они были подвешены к движущемуся наверху судну — хотя эта скромная идея не приходит в голову автору брошюры. Они «стонали». Купер окликнул людей, работавших на соседнем поле, и те увидели облако, но не увидели под ним образов живых существ. Сказано, что один мальчик видел в воздухе кого-то, «бок о бок друг с другом, громко и горестно кричащих». Цитируют еще одного свидетеля, живущего в шести милях оттуда: «Он видел облако и фигуры и слышал звуки». Мистер Сэйвин цитирует и других, видевших «необыкновенное облако» и слышавших звуки, но не видевших ангелов. Он заключает: «И в том светлая надежда для тебя на воскресение души». Он видит свет в этом горестном зрелище: воскресные школы не одобрили бы его учения — веди себя хорошо, и будешь вечно стенать. Можно предположить, что светлая надежда окрашивает все его расследование.

Однажды я опубликую данные, которые заставили меня заподозрить, что многие посещения этой Земли были в свое время истолкованы в богословском или демонологическом духе, а теперь становятся предметом психических исследований, между тем как существа и объекты являются на эту Землю не из духовных сфер, а из внешнего пространства. Я в настоящее время не предполагаю, что экстрагеографические условия могут быть духовного рода, хотя когда-нибудь и эта идея может быть допущена. Разумеется, все эти данные страдают определенного рода искажением в той же степени, как они были бы искажены на иной лад в сообщениях астрономов или метеорологов. Относительно всех материалов для этой главы я придерживаюсь взгляда, что в небе, возможно, были явления, и они могли быть откровениями, или отражениями, неизвестных областей и условий внешнего пространства и видами относительно близких населенных земель и космических путешественников, но что все сообщения о таковых — продукт сведения неизвестного к образам и вымыслам самого известного толка. Другое мое мнение, которое кажется вполне обоснованным, — что, независимо от моих собственных истолкований или допущений, они в сравнении с ортодоксальными объяснениями выигрывают в рациональности. Имеется достаточно подтверждений, что «призрачных солдат» видели в небе. Ортодоксальные объяснения физиков см. в «Natural Magic»: обзор феномена 25 июня 1744 года; по показаниям 27 свидетелей, из коих некоторые, если об этом стоит упоминать, присягнули перед магистратом, в Шотландии видели отряды воздушных солдат, которые оставались видимыми на и над горами в течении двух часов, пока их не скрыла темнота. В «Survey of the Lakes» Кларк (изд. 1789 г.) дословно приводится рассказ одного из свидетелей. Брюстер говорит, что зрелище могло представлять собой мираж английских войск, которые, в предвидении восстания 1745 года, втайне перемещались по другую сторону гор. Проявляя редкую понятливость, которой мы отмечены, если не считать некоторых случаев непонимания наших собственных объяснений, мы почти мгновенно признаем, что для тех, кто таится от живущих по одну сторону гор, весьма разумно укрыться и перемещаться по другую сторону гор; но вот как сохранить тайну в столь густо населенной стране, как Шотландия, где люди живут по обе стороны гор — впрочем, еще не бывало объяснения, которое не требовало бы пояснений.

Или «призрачные солдаты», которых видели в Уесте, Силезия, в 1785 году, — см. «Hallucinations and Illusions» Пэриша. Пэриш находит, что в то время, как происходило это явление, на земле близ Уеста имелись маршировавшие солдаты; поэтому он объясняет, что «призрачные солдаты» были миражом, отразившим настоящих солдат, которые маршировали в похоронной процессии за гробом генерала фон Козеля. Но несколько позже их снова видели в Уесте — когда генерал уже несколько дней как лежал в земле, и похоронная процессия разошлась, — а если мираж может держаться несколько дней после исчезновения источника, то и тень тоже может, так что всякий, отправившись туда, где проходил неделю назад, может увидеть там гуляющую на свободе собственную тень. Большой недостаток всех этих объяснений — что они пренебрегают особой склонностью миражей изображать марширующих солдат. Но если в небе часто появляются предметы или существа, двигающиеся параллельными рядами, и если их видения — не миражи, а тени, отброшенные на дымку этой Земли, или брокенские ведьмовские видения, то такое постоянство, или специализация, становятся понятными.

27 сентября 1846 года — город в небе над Ливерпулем. Считается, что это видение было миражом города Эдинбурга. Такое «опознание» представляется результатом внушения — в то время в Ливерпуле демонстрировалась на выставке панорама Эдинбурга.

Лето 1847 — см. «The Atmosphere» Фламмариона, — рассказ месье Грельо: он странствовал между Гельма и Боном, когда к востоку от Бона увидел на пологом холме «большой и красивый город, украшенный памятниками, куполами и шпилями». Он не походил ни на один город, известный Грельо.

Имеется сообщение о зрелище, которое, по показаниям 20 свидетелей, видели в небе Вин-дан-ле-Дофин 3 мая 1848 года. Город — и армия в небе. Надо полагать, Брюстер объяснил бы, что поблизости располагался земной город и рядом с ним маневрировали земные войска. Но в небе, кроме того, видели гигантских львов — а это уж заставит замолчать любого Брюстера. Четыре месяца спустя по сообщению лондонской «Times» (13 сентября 1848 г.) еще более обескураживающее — а может и вдохновляющее — зрелище явилось, или не явилось, в небе Шотландии. Во второй половине дня 9 сентября 1848 года в Куигли-Пойнт, Лугфойл, Шотландия, потемнело небо. Казалось, оно распахнулось. Отверстие выглядело красноватым, и в красноватом сиянии появился полк солдат. Затем показалось нечто, напоминавшее боевой корабль под всеми парусами, а за ним — «мужчина и женщина, лебедь и пава». «Отверстие» закрылось, и тем закончилась эта смешная нелепица, о которой никто, кроме меня, и думать бы не стал.

«Призрачные солдаты», которых видели в небе в Будерихе 22 января 1854.

«Призрачные солдаты», которых видел лорд Роберте — «Forty One Year in India» — в небе Мохана 25 февраля 1858 года. То ли лорд Роберте видел неясно и описывал в знакомых ему терминах, то ли мы отступаемся от собственного курса. По его словам, фигуры были одеты в индусские костюмы.

Экстрагеография — ее виды, просторы и поля — и новые Торо, оказавшиеся на этой Земле, но недоразвитые, потому что не нашли своего пруда. Одинокие создания со своими прудами, плывущие в пространстве, — и пересекающие Луну. В «Cosmos» (11–200) сказано, что в ночь 7 июля 1857 года двое жителей Шамбона видели на фоне Луны нечто вроде человеческой фигуры, за которой тянулся пруд,

«Призрачные солдаты», которых видели около I860 года в Падерборне…

 

 

Мы пытаемся свести воедино различные потоки данных, которые указывают, что вне этой Земли, но в отношениях или в связи с нею существуют земли, и жизнь, и общность условий, что превращает всю якобы Солнечную систему в один шар общих обстоятельств, подобных земным. Наша мысль выражена в физических терминах — хотя во внешнем пространстве могут проявляться феномены, известные как психические феномены, — потому что твердые субстанции и объекты, падающие на эту Землю, подобны, хотя и не всегда одинаковы, объектам и субстанциям этой Земли. Нам противостоит более или менее устоявшаяся доктрина, окутывающая, подобно кокону, разумы землян, тормозящая исследования и удушающая мысль, отсекающая все факты, имеющие отношение к внеземному существованию, — доктрина, которая во всем разнообразии своих объяснений, исключений и отрицаний объединяется общей идеей отвергательства.

Сведения о неизвестной органической субстанции, упавшей с неба, — данные зарыты в землю — они еще могут однажды прорасти.

Сотрясения земли. Светящиеся объекты в небе. Субстанция, падающая неизвестно откуда. Все это вносится в каталог обычных землетрясений.

Все общепринятые объяснения и все общепринятое пренебрежение и отрицание объединяются общим отвергательством. Их общность настолько заметна, все писания прошлого так определенно согласованы, что я уже представляю себе период отвергательства, выраженный так же отчетливо, как неолитический период.

Беременная женщина стоит перед Ниагарским водопадом. Шум, величественное зрелище, но клетки зародыша воспринимают их лишь как небольшие возмущения в своем тесном окружении. Горизонт рассечен надвое, и к небу возносится гром, но сознание зародыша отмечает лишь легкие изменения в состоянии матери. Таково отвергательство.

Камни падают с неба. Они снова падают на тот же участок Земли. Они падают из некой области, которая неподвижна относительно этого участка земной поверхности. Но сказать, что это наводит на мысль, будто неподвижна сама Земля! Помыслить такое — все равно что биться о стену внутриутробных догм — в волосатый или похожий на рептилию зародыш социума проникают лишь объяснения отвергателей, пригодные для этой стадии незрелости.

И неважно, какой мы выберем предмет, результат опыта один и тот же: стандартизированное объяснение основано на отвергательстве. Множество небесных явлений отвергают объяснением, что они относятся к полярным сияниям, каковые считаются достаточно заурядным явлением. В школе детей учат, что полярные сияния — это проявление электрических полей, окружающих полюса Земли. Почтительно внимающим детишкам показывают картинку, на которой заряженная сфера действительно окружена полем, ей полагающимся. Но я непочтительно, или прогрессивно, перерыл выпуски «Monthly Weather Review» и нашел сотни случаев, когда полярное сияние происходило вовсе не вокруг полюсов: в Пенсильвании, Венесуэле, на Сандвичевых островах, на Кубе, в Индии; вот например, сияние в Пенсильвании, и никакого сияния к северу от Пенсильвании. В небе появляется свечение, которое вполне можно назвать «полярным сиянием», но бывают и такие огни, к которым хочется подобрать иное название. Бывали волны света, подобные прибою, бьющемуся о берега атмосферы этой Земли, или похожие на отражения далеких костров: ровные столбики света, и пульсирующие облака и короткие зарницы, и подобия предметов с четкими очертаниями — все это по бедности номенклатуры, которой в некотором смысле не отмечена наука, называется «полярным сиянием». Никто не знает, что такое полярное сияние. Не важно. Непонятные огни в небе приписывают сиянию. Это — стандартизация, а суть стандартизации — в отвергательстве.

Я вижу, как решительно, единообразно, бессовестно изгоняются из науки все указания на существование в небе недалеких земель. Возможно, это не отсутствие совести, а гипноз. Я вижу, что все медиумы или сомнамбулы прошлого, которые правдоподобно объясняли или отрицали согласно обычаю, преуспевали и обретали славу. Мне сдается, что если бы Брюстер, или Свифт, или Ньюкомб когда-нибудь написали, что в небе недалеко от нас могут существовать земли или живые существа, они бы не преуспели, и слава не пришла бы к ним. Если организм процветает, говорят, что он в гармонии с окружающей его средой или с высшими силами. Я теперь представляю успешное и процветающее отвергательство как организацию, гармоничную высшим силам. Допустим, что всякое всеобщее заблуждение функционирует социально. Тогда, если отвергательство есть всеобщее заблуждение; если мы допустим, что представление об изолированности Земли было необходимым условием развития всей геосистемы, мы увидим, что отвергающая наука действовала честно, хотя и на ложных основаниях. Было бы преступлением всемирных масштабов слишком рано распространить по всему миру идею, что рядом с нами существует что-то еще и что мы его видим и слышим: народы Земли должны организоваться прежде, чем допустить и попытаться установить межпространственные отношения. Преждевременное появление наук по этому предмету было бы подобно вмешательству Соединенных Штатов во франко-прусскую войну во времена, когда международные отношения такого рода были еще в отдаленном будущем для нации, занятой внутренним развитием.

Так и в развитии всякого существа — или что колюшка строит гнездо, и тем смутно, бесполезно и совершенно необъяснимо в терминах дарвинизма предвосхищает будущую форму жизни; но что рыба, вздумавшая вскарабкаться на дерево и запеть для своей подружки, когда и птеродактили еще на захлопали измазанными в глине перепонками, осталась бы незаметным шутом в космической драме. Однако я в самом деле считаю, что и в разгар неолита, когда не позволено процветать тому, что не согласно с эпохой, хотя очертания будущего уже проступают, запрет не вечен, и щедрое, плодородное проклятие обязательно будет снято с созданий, способных цвести и приносить плоды.

 

 

Наплыв синевы, не виданной доселе, — заплата на этой Земле в шестидесятых годах XIX века. Смутно, издалека, из серой мглы проступает это новое явление. Вспышки, подобные молниям, и отдаленный рокот — и вот облачная пелена откатывается, и синие мундиры сияют на солнце. Лунные метеорологи пишут статьи. Но год за годом на Луне замечают явления такого сорта, что их не объяснишь метеорологическими процессами на Земле: элементы синего и серого меняют сочетания; это похоже на борьбу Синтеза с Распадом; прямые линии превращаются в каракули, а те преобразуются в подобие движущихся символов: преобладают круги, квадраты и треугольники.

Не имея опыта истолкования в желательном духе, предполагая, что для Луны связь с этой Землей представляется желательной, мне кажется вероятным, что сражения американских войск в 1860-х годах некоторые луниты сочли маневрами, нацеленными на них, или попытками привлечь их внимание. Однако, имея представление о том, с каким сопротивлением сталкивается новое заблуждение, так что, по крайней мере на этой Земле, отдельным помрачениям сознания приходилось веками ждать возможности утвердиться во всех умах, я думаю, пройдет немало времени, пока на Луне распространится всеобщее убеждение, что посредством живых символов и огнями взрывов земляне пытаются наладить связь.

Огни, похожие на огни маяков, виденные на Луне. Самое раннее упоминание о них я нашел в 1847 году Но теперь, с начала шестидесятых, пусть немного не совпадая с началом необычных и грозных явлений на этой Земле, мы получаем данные словно бы о настойчивых попытках Луны наладить связь — отчего некто связывает то или иное впечатление с тем или иным, зависит от преобладающего у него мышления и называется логическим выводом. В ночь 15 мая 1864 года Герберт Инголл из Камбервелла увидел немного западнее лунного кратера Пикар в Море Кризисов особенно яркое пятно.

24 октября 1864 — период наибольшего приближения Марса — красные огни на противоположных сторонах Марса — «Comptes Rendus» (85–538). 16 октября Инголл снова видит пятно к западу от Пикара. 1 января 1865 года — искорка света в темноте у восточного подножия Лунных Альп, светящаяся, как маленькая звезда, — ее полчаса наблюдает Чарльз Грувер. 3 января 1865 года — опять красные огни на Марсе — «Comptes Rendus» (85–538). Тянется ниточка данных, словно отросток от главного ствола — но он еще не способен жить самостоятельно. Огни на Луне и огни на Марсе, но больше я не нахожу никаких признаков наличия сигналов и откликов между этими двумя мирами.

10 апреля 1865 года — по сообщению Инголла, к западу от Пикара «крошечная светящаяся точка, мерцающая, как звезда».

5 сентября 1865 года — заметное яркое пятно к западу от Пикара. Его опять видит Инголл. И снова — седьмого числа, по восьмого оно исчезает, а на месте свечения видно подобие облака.

24 ноября 1865 года — искорку света видит преподобный У. О. Уильяме — она сияет, как звезда в лунном кратере Карлини.

10 июня 1866 года — звездный свет в Аристархе, сообщает Темпель.

Насколько я знаю, ни астрономы, ни селенографы не использовали этих данных. Я подумал, не рассмотреть ли этот предмет с богословской точки зрения. Мы имеем сообщения о различных переменах на Луне. Кажется, факты указывают не просто на настойчивость, но и на увлеченность, в которой я склонен видеть религиозное увлечение. 16 октября 1866 года астроном Шмидт из страны Сократа объявил об изменении некоего изолированного объекта в восточной части Моря Спокойствия, называемой Линнеем. Линней стоит отдельно на открытом пространстве и заметен, как пирамида Хеопса в пустыне. Если изменения произошли с Линнеем, это, кажется, предполагает сознательный выбор. До октября 1866 года он был широко известен как черный объект. Нечто побелило объект, который был черным.

Новый эпизод в истории теологии.

На Луне появляется новый пророк.

Еле заметные передвижения на одной из частей лунной поверхности неких образований, чаще всего строгой формы, и, возможно, еле слышные звуки, похожие на сигналы, донесшиеся до Луны, — новый пророк — и он проповедует древнее лунное учение, что нет бога, кроме земного, но подстрекает своих последователей оставить алтари, на которых горели малые огни, и возвести храм, на котором молитвы возносились бы светом и тенью.

Мы только теперь постигаем, как выглядит земной бог для обитателей Луны, которые знают о главенстве Земли; которые видят, как кружат вокруг нее большие планеты; видят ее в елизаветинском кружеве астероидного пояса, видят, как маленькое Солнце деловито сметает с нее тень.

Бог Луны, когда туман скрывает его черты, — огромный, безликий серебряный Будда.

Бог Луны, когда он виден ясно — когда спадает маска — когда ночью с остроконечных белых пиков стекают дрожащие красные огни вулканов, — это Земля, устрашающий плотоядный бог.

Порой округлая масса Земли, когда небо за ней расколото рефракцией, кажется чем-то, пробившим скорлупу извне, зажавшим в кулаки облака ураганов, словно бог сжимает в кулаке лохмотья гибельных огней и смятения.

Что новый пророк явился на Луне и возбудил новую надежду добиться ответа от безликой ослепительной глупости, которую так часто обожествляют, или от ужаса, который принимают за величие, от жадных и угрожающих кулаков, которым так часто поклоняются.

Мышление всегда — мышление эпохи. Предположим, вся геосистема — суперзародыш. Тогда, по закону развития зародыша, его части не способны организоваться, пока не наступит предписанное «так», развивающийся в яйце цыпленок образует локальные массы, но отношения между этими локальными центрами лишь намечаются, пока не настанет для них время объединиться в целое. Предположим, тогда, в XIX веке, с Луны пытались установить связь; но предположим, попытки были преждевременны: тогда мы предполагаем судьбу нити протоплазмы, слишком рано протянувшейся от одной части яйца к другой. В октябре 1866 года Шмидт в Афинах видел и описывал в терминах своей эпохи, говоря на принятом в селенографии языке.

14, 16, 25, 27 декабря Линней выглядел белым пятном. Имело место нечто, производящее впечатление целенаправленности, упорядоченности, более тщательно продуманного действия, нежели простое превращение черного в белое — четкое черное пятно на Линнее — по сообщению Шмидта и Бэкингема в декабре 1866 года. Наиболее важное обстоятельство из всех, отмеченных Шмидтом, — что солнечный свет и движение Солнца не имели отношения к переменам во внешности Линнея. 14 января 1867 года — белое покрытие или что-то, напоминающее белое покрытие Линнея, — кажется, исчезает. Нотту Линней представляется черным пятном, однако «распознавание» было ненадежным. 16 января — Нотт под сильным впечатлением, хотя признает возможность иллюзии — в центре Линнея появляется черное пятно. Наблюдения Доуза 15 марта 1867 года — «выраженная маленькая черная точка в центре Линнея».

Геометрическая фигура с белой каймой и черным центром растворяется и оформляется снова.

Мне представляется зрелище, достаточно обычное в Соединенных Штатах военного времени: множество людей, строящихся в живые картины; флаги, кресты, а в одном случае, потребовавшем тысяч участников, — изображение огромного Колокола свободы. Астрономы обдумывали возможность связаться с Марсом или Луной посредством целенаправленно расположенных огромных геометрических фигур, но ничто не привлекает внимания больше, чем изменение и построение, способное появляться и исчезать, оно обогатило бы геометрию динамикой. Что отдельные изменчивые композиции, покрывавшие Линней, были самими лунитами; что на Линнее были устроены террасы — полчища лунных жителей выстроились на склонах своей пирамиды Хеопса в Море Спокойствия — одни, одетые в белое, по краям, другие, в черном, собрались в центре, или черные породы вершины для контраста оставили открытыми, и все объединились в надежде изобразить геометрическую, явно неестественную фигуру, отличную от естественных образований ландшафта, для сияющего бога, затмевающего звезды их небес.

Этот период высокой активности (или противоборства идей и намерений) на Луне: новые опыты и доказательства, и, само собой, упорство старого. В «Astronomical Register» (5–114) Томас П. Элджер пишет, что 9 апреля 1867 года он был удивлен, увидев на темной части Луны свет, подобный звезде седьмой величины — в 7:30 вечера. Она постепенно блекла и стала почти неразличимой к девяти часам. Мистер Элджер и раньше видел огни на Луне, но никогда таких ярких — «его заметил бы даже самый невнимательный наблюдатель». 7 мая 1867 года свет, похожий на свет маяка в Аристархе, наблюдался Темплем из Марселя, когда Аристарх находился в темной части Луны. Ночью 10 июня 1867 года Доуз видит три отчетливых округлых черных пятна около кратера Галл Сульпиций, расположенного рядом с Линнеем; 13 июня увидеть их не удалось.

6 августа 1867…

И эта Земля в небе Луны — гладкая, плоская, безликая — или один из видов, которые внушают религиозный ужас, — челюсти этой Земли, какими должны представляться более или менее параллельные горные хребты, еще сверкающие на солнце, но окруженные тьмой…

И на Луне собрание сиракузцев, или лунные сторонники общения, стремящиеся объясниться с этой Землей посредством огней и фигур, начерченных на Линнее их собственными телами и одеждой. Великая пирамида Линнея на ночной Луне — она похожа на треугольную стрелку, направленную к Земле. Ее медленно заливает белая волна — одетые в белое существа карабкаются вверх по склонам пирамиды. Челюсти Земли словно жуют что-то в игре света. И это — единственный ответ. Поклонение — пища богов.

6 августа 1867 года Бэкингем видел на Линнее, находившемся на темной части, «поднимающееся овальное пятно». В октябре 1867 года Линней выглядел круглым белым пятном.

Возможно также, что Луна необитаема и непригодна для жизни. Некоторые астрономы уверены, что на Луне практически нет атмосферы, потому что когда звезды проходят рядом с Луной, они не наблюдают рефракции звезд. В «A History of Astronomy» Клерк пишет, что профессор Комсток из Уошбернской обсерватории, основывая свои расчеты на факте, что звезды, затмеваемые Луной, никогда не смещаются из-за рефракции, определил, что атмосфера Луны в 5000 раз более разрежена, чем земная.

Не думаю, чтобы этот обзор всерьез потряс наших старых противников, астрономов; однако мы с теплым чувством, которое испытывает каждый при встрече с чем-то знакомым, замечаем здесь тот же старый способ доказательства: тщательные расчеты, основанные на том, чего в действительности не существует…

См. индекс «Monthly Notices, R.A.S.» — множество примеров рефракционного смещения звезд при затмении их Луной. См. также «Observatory» (24–210, 313, 315, 345, 414); «English Mechanic» (23–197, 279–26, 229–52, 81–60,84–161, 85–108).

В 1821 году Грюйтхойзен объявил, что открыл лунный город. Он описал его центральную магистраль и ответвляющиеся улицы. В 1826 году он объявил, что в городе происходит большое строительство и появились новые улицы. Это образование к северу от кратера Шретер часто исследовалось несогласными с Грюйтхойзеном астрономами; рисунок, на котором видна центральная линия с расходящимися от нее лучами, см. в «English Mechanic» (18–638). Еще один объект на Луне так часто описывался, фотографировался и зарисовывался, что я не стану вдаваться в подробности. Множество сообщений о наблюдениях можно найти в «English Mechanic» и «L'Astronomie». Объект имеет форму меча и расположен около кратера Бирс. Всякий, кто представляет себе трансепт собора, может увидеть в нем архитектурную конструкцию. Или это может быть курган, подобный курганам в Северной Америке, возведение которых столь логично приписывают «строителям курганов». В письме в астрономический журнал мистер Бирмингем привлекает внимание к формациям, наводящим на мысль о лунной архитектуре, — «группа из трех холмов, расположенных остроугольным треугольником и соединенных невысокими насыпями». Имеется геометрический объект в форме буквы «X» в кратере Эратосфен; нечто, поразительно похожее на знак, символ или попытку средствами, резко выделяющимися из ландшафта, привлечь внимание с этой Земли в кратере Плиний; сетчатая структура, напоминающая узор городских площадей, в Платоне; а также упорядоченная на вид композиция ломаных линий в Гассенди. На дне Литтроу видны пять или шесть пятен, расположенных в виде греческой буквы «гамма». Это образование, возможно, возникло недавно, так как было открыто 31 января 1915 года. Греческие буквы затрудняют только тех, кто не желает спокойно поразмыслить на эту тему. По поводу чего-то вроде изогнутой стены на луне см. «L'Astronomie» (1888, ПО). Об образовании, напоминающем виадуки, см. «L'Astronomie» (1885, 213). Лунные кратеры вовсе не всегда напоминают простые круги, как принято думать. Многие из них отложились у меня в памяти: помню один чертеж, похожий на сову с подвязанной под клювом салфеткой. Однако, возможно, наиболее распространенный на Луне архитектурный стиль — византийский или, менее вероятно, там возводят стеклянные купола — чем и объясняются так часто обсуждающиеся купольные образования.

И тогда маленькая соседка Луна — и населяющие ее лилипуты. Впрочем, с нашим опытом относительно согласующихся идей мы скорее заподозрим, что Луна населена гигантами. Определив на разумных основаниях, что Луна имеет около ста миль в диаметре, мы предполагаем, что она заметно больше или меньше.

Группа астрономов наблюдала необычные огни в лунном кратере Платон. Огни были расположены с определенной правильностью. Они были настолько устойчивы, что Бирс, Элджер и другие селенографы, объединившиеся для их изучения, составили их карту и пронумеровали. Огни оставались на местах, но интенсивность их возрастала и падала.

Мне представляется, что факты свидетельствуют о смене разных лунных школ, предлагающих разные способы коммуникации. Сперва мы получаем данные об одиночных огнях. Они были необычны, и я вижу в них сигналы, но отсутствует та система, которая теперь, кажется, прослеживается в фрагментарных материалах, которые нам удалось отыскать. Эта группа огней в Платоне настолько четкая, ясная и даже блестящая, что если бы прежде появлялось нечто подобное, это наверняка бы отметили Шретер, Грюйтхойзен, Бирс и Мэддерс, изучавшие и составлявшие карту поверхности Луны. Несколько наблюдений Гледхилла, из которых я вывожу свои представления об этих огнях, см. в «Reports of ВА» (1871–80): «Я могу только уподобить их маленьким дискам звезд, видимых через теодолит»; «в точности как малые звезды, видимые в теодолит в ветреную ночь!»

В августе и сентябре 1869 года имело место заметное освещение пятна в первой группе. Оно сопровождалось одиночным огнем на отдаленном пятне.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.