Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Изучение нового материала. Анализ текста



3. Изучение нового материала

- На этом уроке по произведению И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы с вами, ребята, постараемся дать характеристику эпохи, описанной в рассказе, ответить на главные вопросы:

- В чем смысл жизни по Бунину? И что же такое истинное «наслаждение жизнью»?

- Почему Бунин считает, что человечество обречено, если будет придерживаться таких ориентиров? Неужели человечество ждёт гибель?

- Дети , Бунин пессимист или реалист? Неужели у человечества нет выхода, нет пути к спасению?

(обращаемся к эпиграфу урока («Горе тебе, Вавилон, город крепкий» и проблемных вопросов).

- Как первоначально назывался рассказ?

- Почему писатель отказался от первоначального названия рассказа? (потому что хотел изобразить обобщенный образ «господина», образ буржуа, показав и осудив весь уклад и строй жизни людей высшего общества, обитающих на палубе. Бунин показал, насколько низок уровень нравственности и духовности у людей такого типа.

Анализ текста

- Прочитаем начало рассказа. Какова цель поездки господина? (Он ощущает себя хозяином жизни, считает, что имеет полное право на наслаждения после долгих лет тяжёлого труда. Герой нарисовал себе прекрасную картину своего отдыха, тщательно всё распланировал, однако всё получилось не так, как задумал.

- Обратим внимание на эпизод смерти господина. На что обращает внимание Бунин? (При жизни этот господин не вызывал наших симпатий, а в момент смерти становится жаль, что он потратил свою жизнь не на те ценности, которые нужны человеку, истинные. Однако это событие писатель описывает так же бесстрастно. У него нет чувства сострадания, а, скорее всего, равнодушие. Тут же служащие гостиницы не проявляют никакого уважения или жалости, читателю даже становится жаль героя. Но, по мнению владельца гостиницы, он умер в «неудобный» момент – в столовой на виду у всех. Таким образом, Бунин иронически показывает нравы цивилизованного общества: что смерть - не трагедия, она только неудобство, причинённое окружающим)

Смерть главного героя неожиданна. Её внезапность заставляет нас задуматься о ценности жизни. Нужно ли самыми главными считать материальные ценности?

- Как вы думаете, близкие искренне переживают ,или их раздражает эта смерть , которая рушит планы? ( Благодаря богатству господина , исполнялись все желания жены , дочери, а теперь ?Они жили за его счёт и действительно напуганы тем , что с ними будет дальше , но отнюдь не этой несвоевременной смертью , которая рушила их счастливые планы. Они не зарабатывали на жизнь, а жили за счёт средств господина. Их горе, особенно горе дочери, кажется искренним, потому что связано оно, конечно с тем, что они лишились благополучной жизни, к которой привыкли).

- Посмотрим на конец рассказа. Какой композиционный приём использует здесь Бунин? (Антитеза(противопоставление) является средством выражения идеи: жизнь господина до круиза и во время него, отношение к нему до смерти и после него, погода до смерти господина и после неё – всё противопоставлено. Даже верхние палубы, где веселится светское общество, и нижние, где работают чернорабочие. Противопоставлены корабль и стихия)

- Какие роковые мотивы присутствуют в рассказе? (Это и корабль, который носит название затонувшего материка Атлантида, и его ярусы, которые олицетворяют ад, и Дьявол, который следит за кораблём, и знаки-предупреждения: три звонка к ужину в гостинице, бал на корабле, который длится уже уже три ночи)

- Бунин назвал корабль «Атлантида»? Почему?

(Дети могут ответить, что это путь в никуда, катастрофа, тупик).

Корабль изображён как модель современного мира. Автор размышляет о трагизме жизни, обреченности мировой цивилизации. Такие люди, как главный герой ,не понимают смысла в истинном счастье, они проживают бездуховную жизнь. и Мир этих людей - это проявление зла для Бунина).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.