Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Z= К1 х1,2 + К2 Х 1,4 + К3 х 3,3 + К4 Х 0,6 + К5 х 0,999.



Q = N/R.

Где R– численность работников в организации.

Экономико-статистические методы, основаны на разработке моделей, которые учитывают различные факторы, влияющие на платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия. Наиболее распространена пятифакторная модель:

Z= К1 х1,2 + К2 Х 1,4 + К3 х 3,3 + К4 Х 0,6 + К5 х 0,999.

В рассматриваемой модели первый фактор представляет собой долю покрытия активов собственным оборотным капиталом и характеризует платежеспособность предприятия; второй и четвертый – отражают структуру капитала; третий – рентабельность активов, исчисленную исходя из балансовой прибыли; пятый – оборот капитала.

Бухгалтерский методприменяется при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в фонд накопления, в фонд потребления и др. Общее понятие баланс представляет собой систему показателей, характеризующую какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон. Например:

Он + П = Р + Ок,

Где Он – остаток средств фонда на начало планового периода;

П – поступление средств в фонд;

Р – расходование средств в фонд;

Ок – остаток средств фонда на конец планового периода.

34. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.

Факторный анализоснован на многомерном исследовании ряда факторов, имеющих как положительное, так и отрицательное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Цель факторного анализа – выявление главных факторов, определяющих основные результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Задачи факторного анализа:

1) отбор факторов для анализа исследуемых показателей;

2) классификация и систематизация показателей с целью обеспечения системного подхода;

3) моделирование взаимосвязи между результативными и факторными показателями;

4) расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;

5) работа с моделью (ее практическое применение). Типы факторного анализа:

1) детерминированный и стохастический;

2) прямой и обратный;

3) одно– и многоступенчатый;

4) ретроспективный и перспективный.

Основные направления факторного анализа финансово-хозяйственной деятельности:

1) метод дифференциального исчисления. Приращение функций (результирующего показателя) разлагается на слагаемые, где значение каждого из них определяется как произведение соответствующей частной производной на приращение переменной, по которой вычислена данная производная;

2) индексный метод определения влияния факторов на обобщающий показатель. Основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексным методом можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов. Различают несколько форм индексов: агрегатная, арифметическая, гармоническая и др.;

3) метод цепных подстановок. Используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель. Используется, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер, когда она представляется в виде прямой или обратной пропорциональной зависимости. Метод состоит в последовательной замене плановой величины одного из слагаемых фактической его величиной, все остальные показатели при этом считаются неизменными;

4) метод простого прибавления неразложимого остатка;

5) метод взвешенных конечных разностей. Состоит в том, что величина влияния каждого фактора определяется как по первому, так и по второму порядку подстановки, затем результат суммируется и от полученной суммы берется средняя величина, дающая ответ о значении влияния фактора;

6) логарифмический метод;

7) метод коэффициентов. Основан на сопоставлении численного значения одних и тех же базисных экономических показателей при различных условиях;

8) метод дробления приращений факторов;

9) интегральный метод. Основан на суммировании приращений функции, определяемой как частная производная, умноженная на приращение аргумента на бесконечно малых промежутках.

35. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДЕКСНОГО И ИНТЕГРАЛЬНОГО МЕТОДОВ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ.

Индексный методопределения влияния факторов на обобщающий показатель основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Интегральный метод основывается на суммировании приращений функции, определяемой как частная производная, умноженная на приращение аргумента на бесконечно малых промежутках.

Необходимые условия интегрального метода:

1) непрерывная дифференцируемость функции, где в качестве аргумента применяется экономический показатель;

2) функция между начальными и конечными точками периода изменяется по прямой;

3) постоянство соотношения скоростей изменения факторов.

Индексным методом можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов. Различают несколько форм индексов: агрегатная, арифметическая, гармоническая и др. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых величин, называются индивидуальными, а характеризующие соотношения сложных явлений – групповыми, или тотальными. Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, объем оптового или розничного товарооборота (в ценах базисного периода), можно проанализировать явления динамики.

Направления практического использования интегрального метода в решении задач факторного анализа:

1) задачи, когда не имеется данных об изменении факторов внутри анализируемого периода или от них можно абстрагироваться (расчеты, связанные с анализом выполнения плана или динамики показателей, если сравнение производится с предшествующим периодом) – статический тип задач;

2) задачи, когда имеется информация об изменениях факторов внутри анализируемого периода (расчеты, связанные с анализом временных рядов экономических показателей) – динамический тип задач.

Индексные модели – основа для количественной оценки роли отдельных факторов в хозяйственной деятельности предприятия в динамике изменений обобщающих показателей. Обобщающий экономический показатель – произведение количественного (объемного) и качественного показателей-факторов, следовательно, при определении влияния количественного фактора качественный показатель фиксируется на базисном уровне, а при определении влияния качественного фактора количественный показатель фиксируется на уровне отчетного периода.

Недостаток индексного метода – не дает общего метода разложения абсолютных отклонений обобщающего показателя по факторам при числе факторов больше двух.

Преимущества интегрального метода:

1) устранил неоднозначность оценки влияния факторов;

2) позволил получить более точный результат;

3) соблюдается положение о независимости факторов;

4) дает подход к решению задач разного вида независимо от количества элементов, входящих в модель факторной системы, и формы связи между ними.

36. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИНАМИКИ ЗАТРАТ ИЗМЕНЕНИЙ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА.

Поведение затрат играет важную роль при принятии управленческих решений, калькуляции себестоимости продукции, сметном планировании, ценообразовании, анализе и контроле затрат.

Классификация издержек в учетной практике и их отражение на бухгалтерских счетах обычно основываются на характере и функциональной принадлежности расходов, а не на степени их переменности или постоянства. Поэтому для выделения переменных и постоянных элементов бухгалтерские счета, как правило, требуют дополнительного анализа.

Одним из способов анализа и прогнозирования будущих издержек является прямой расчет затрат, необходимых для выпуска определенного объема продукции. В ситуациях, когда соотнесение материалов, труда и оборудования с единицами выпуска не представляет особых трудностей, данный способ может дать весьма точный прогноз будущих затрат. В отношении анализа косвенных производственных затрат, таких, как техническое обслуживание, электроэнергия и тому подобные, возникают проблемы. Существенно ограничивающим использование данного подхода недостатком, особенно в случае сложного технологического процесса, является его трудоемкость, влекущая за собой высокие издержки.

Выбор независимой переменной – важнейшая составляющая анализа затрат. В подавляющем большинстве случаев под такой независимой переменной понимается показатель объема. Но пока четко не определено, что означает термин «объем», бессмысленно говорить, что издержки изменяются с изменениями объема. Способ измерения объема зависит: 1) от избранных единиц его измерения (например, объем производства может быть выражен в денежных единицах);

2) от того, с какой целью будут использоваться полученные результаты.

Можно выделить две основные группы целей:

1) прогнозирование дохода, анализ безубыточности и ценообразование;

2) составление сметы расходов и контроль уровня издержек.

Если результаты анализа предполагается использовать в краткосрочном периоде для прогнозирования дохода при различных объемах продаж, определения уровня безубыточности и ценообразования, то приемлемым критерием является объем продаж, выраженный в денежных единицах. На предприятиях, производящих однородную продукцию, объем выпуска может измеряться достаточно просто – в единицах продукции. Однако, если выпускаемая продукция разнородна, необходимо найти некий общий знаменатель, который будет служить базой для оценки производительности, например количество затраченного ручного труда, выраженного как в часах, так и в денежных единицах, или количество машинного труда. Более того, для повышения эффективности контроля издержек его необходимо проводить не только в рамках целого предприятия, но и по каждому подразделению в отдельности.

Выбор временного периода также имеет первостепенное значение, поскольку его продолжительность должна быть:

1) достаточной для учета периодических затрат;

2) такой, чтобы производственный процесс не успевал претерпевать существенных изменений.

При выборе временного периода необходимо учитывать и характер поведения затрат во времени.

37. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

В условиях рыночной экономики вопрос эффективности функционирования коммерческих структур приобретает первостепенное значение, и в этом плане особую роль играют информационные технологии, в создание и развитие которых вкладываются большие средства. В связи с этим весьма важно принимать обоснованное решение в пользу выбора той или иной информационной технологии при создании или реорганизации корпоративной информационной системы. Обычно процесс ее выбора подразумевает следующие два этапа:

1) определение общей стратегической линии построения корпоративной информационной системы (КИС) и возможных вариантов ее реального воплощения;

2) обоснованный выбор конкретного варианта реализации информационных технологий в рамках намеченной стратегической линии совершенствования системы управления.

Основным универсальным показателем экономической эффективности использования новых технологий, программного обеспечения и технологии является прирост прибыли в анализируемый период, которая сопоставляется с необходимыми затратами.

Внедрение новых информационных технологий есть не что иное, как вложение средств в проект, позволяющий со временем получать определенную прибыль. Методика оценки экономической эффективности информационной технологии может рассматриваться как некоторое упрощение (за счет ее ориентации только на специфику рассматриваемой предметной области) универсальных методик. При этом основной отличительной чертой оценки экономической эффективности этих проектов от оценки экономической эффективности инвестиционных проектов является то, что показатели относительного характера, обычно используемые для выбора лучших инвестиционных проектов, неприменимы для выбора лучших вариантов информационных технологий. Это объясняется тем, что при выявлении инвестиционных проектов с равными относительными показателями экономической эффективности (т. е. с эффектом на 1 руб. затрат) можно рационально распределить между ними свободные финансовые ресурсы организации и минимизировать возможные риски. В качестве критерия оценки того или иного варианта информационной технологии может быть использован показатель экономической эффективности, представляющий собой разность между экономическим эффектом и затратами за весь период осуществления мероприятий по ее внедрению и применению (т. е. за расчетный период – Т).

Эт = Рт – Зт + т),

Где Эт – экономическая эффективность от реализации новой технологии за расчетный период;

Рт – стоимостная оценка результатов (экономический эффект) от реализации новой технологии за расчетный период;

Зт – стоимостная оценка затрат, связанных с реализацией новой технологии за расчетный период;

Лт – остаточная стоимость (ликвидационное сальдо) основных фондов, выбывающих в расчетном периоде.

Расчетный период определяется как:

Т = tн– tк,

Где – начальный год расчетного периода, в качестве которого принимается год начала финансирования работ по внедрению новой технологии; – конечный год расчетного периода, определяемый моментом завершения всего жизненного цикла новой технологии.

38. РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНОВ.

Экономический анализ хозяйственной деятельности включает два взаимосвязанных раздела: финансовый и управленческий (производственный). Кособенностям управленческого анализа относятся:

1) ориентация результатов анализа на руководство организации;

2) отсутствие регламентации анализа со стороны;

3) комплексность анализа;

4) изучение деятельности организации с экономической, финансовой и технической стороны;

5) интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;

6) максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны. Предметом управленческого (производственного) анализа являются:

1) обоснование бизнес-планов;

2) система маркетинга;

3) комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;

4) технико-организационный уровень и другие условия производства;

5) эффективность использования производственных ресурсов;

6) производство и реализация продукции;

7) взаимосвязь себестоимости, объема продукции и прибыли.

Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией в системе маркетинга.

Комплексный управленческий анализ необходим для:

1) повышения обоснованности планирования и жесткости нормативов управления;

2) обеспечения эффективной и бесперебойной организации деятельности;

3) своевременности координирования как реакции на внешние и внутренние изменения;

4) оценки достоверности учета и оперативности контроля;

5) мотивации работников к достижению поставленных целей.

Основным методом планирования служит сметное планирование (бюджетирование), при помощи которого:

1) стратегические задачи, потребности рынка увязываются с производственными возможностями;

2) определяются параметры, нормативы для организации деятельности;

3) общие цели детализируются и доводятся до подразделений и исполнителей в виде плановых показателей;

4) закладывается основа для контроля как обобщающих, так и частных показателей деятельности, сроков их достижения;

5) намечаются меры стимулирования эффективной работы персонала;

6) обеспечивается база для сравнения текущих показателей деятельности с плановыми показателями, выявления отклонений и координирования действий. Для соблюдения основных принципов анализа – системности и комплексности, экономичности, нацеленности на решение проблем перед его проведением формируют систему аналитических показателей. В систему включают необходимое и достаточное число взаимосвязанных аналитических показателей, среди которых: 1 натуральные и стоимостные;

2) абсолютные и относительные;

3) средние и удельные;

4) конечные и частные;

5) количественные и качественные. Составляющими разработки и мониторинга бизнес-плана являются:

1) выработка стратегии (стратегическое планирование);

2) формирование системы целевых показателей;

3) создание модели предприятия;

4 обеспечение достижения стратегических целей при помощи текущего и оперативного планирования;

5) создание условий для гибкой корректировки системы целевых показателей в ответ на изменяющиеся внешние условия.

39. РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В МОНИТОРИНГЕ БИЗНЕС-ПЛАНОВ.

Сметное планирование лежит в основе формирования бизнес-плана и включает непосредственное планирование и мониторинг(контроль, наблюдение) текущей хозяйственной деятельности. Менеджеры центров ответственности постоянно сравнивают фактические затраты с планируемыми затратами, выявляют отклонения и анализируют их.

Бизнес-планирование состоит в определении целей и задач бизнес-проектов, путей их достижения, а также детализации всего этого в специальном документе (бизнес-плане). Бизнес-план представляет собой внутрифирменный документ, включающий основные аспекты разрабатываемого коммерческого мероприятия, анализ предполагаемых проблем, возможные «узкие места», показатели-индикаторы, по которым целесообразно слежение за текущим состоянием дел.

Основные цели разработки бизнес-плана:

1) обоснование приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

2) обоснование инвестиционных проектов;

3) обоснование отдельных крупных хозяйственных операций;

4) обоснование эмиссии ценных бумаг;

5) определение и обоснование перспектив развития организации;

6) обоснование проведения слияний, поглощений, других реорганизационных мероприятий (в рамках стратегического менеджмента на несостоятельном предприятии).

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Однако, как правило, в нем предусматриваются: резюме (представляющее преимущества проекта и финансовые результаты, ожидаемые от его реализации), конфиденциальный меморандум, описание предприятия и отрасли и основная часть. Основная часть бизнес-плана обычно содержит:

1) описание бизнеса (описание товаров и услуг, факторов, обеспечивающих достижение конкурентоспособности; информация о возможных конкурентах; анализ рынков сбыта; планы маркетинга и производства);

2) финансовую информацию (прогноз объемов реализации, прогнозный баланс активов и пассивов, таблица доходов и затрат, график достижения безубыточности, бюджет денежных средств, стратегия финансирования, оценка рисков, расчет основных финансовых коэффициентов);

3) сопроводительные документы (учредительные документы, организационный и юридический планы, деловые рекомендации, данные об управляющих, изображения продуктов, публикации и другие материалы о рынке, копии контрактов, лицензий, патентов). Бизнес-планы можно классифицировать по следующим признакам:

1) по масштабу деятельности – малый бизнес, средние или крупные предприятия;

2) по отраслевому признаку – производство, торговля, строительство и т. д.;

3) по организационно-правовой форме предприятия – ООО, ЗАО, ПБОЮЛ;

4) по виду инвестиций (по инвесторам) – прямые, финансовые, вещные и т. д.;

5) по способу финансирования – традиционное и венчурное, внутреннее и иностранное;

6) по назначению – план основания, развития, технического перевооружения, выхода на рынок и т. д. Бизнес-план можно рассматривать как форму представления инвестиционного проекта, как своеобразную «дорожную карту», как средство оценки ожидаемых результатов и привлечения профессионалов, как инструмент финансирования и оперативного управления.

40. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА.

Принятие решения о любом экономическом выборе всегда связано с понятием «альтернативная стоимость» – это стоимость производства товара, измеряемая с точки зрения упущенной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующим того же самого времени или тех же ресурсов. Предприниматель, накопив в результате предыдущей деятельности капитал, решает вложить его в новый бизнес. При этом он учитывает не только то, во сколько это ему обойдется и сколько он получит (явные затраты и результаты), но и то, что, вложив деньги в данный бизнес, он отказывается от всех прочих альтернативных возможностей получения дохода на капитал. Выбор наилучшего варианта вложения капитала с целью получать как можно больше от использования доступных ограниченных ресурсов предполагает соизмерение ценности результата и стоимости затрат, связанных с достижением этого результата. Соответственно, под эффективностью понимают соотношение полученных (или ожидаемых) результатов и затрат ресурсов. Это так называемая сравнительная экономическая эффективность, или эффективность в узком смысле.

Результатом производственной деятельности являются выручка от реализации продукции, готовая продукция на складе, незавершенное производство, оборудование собственного производства. Эти позиции идентичны приходу. Приход и расход – это позиции отчета (плана) прибыли и убытков, они важны для расчета налогов. При этом наряду с приходом от основной деятельности(выручкой)организация может получать прочие приходы, например в результате продажи оборудования по цене, превышающей балансовую стоимость.

Методы оценки экономической эффективности подразделяются на две группы: статические и динамические.

К статическим методам оценки экономической эффективности относятся методы сопоставления:

1) общих экономических затрат;

2) экономической прибыли;

3) рентабельности и срока окупаемости.

Расчет производится по формуле:

S = С + К/n + i ? К/2.

Где S– общие экономические затраты данного периода;

С – текущие затраты (без амортизации);

К – единовременные затраты, вложенный капитал;

n– число периодов эксплуатации, лет;

i– годовая процентная ставка. Динамические методы оценки эффективности применяют, когда объем производства, выручка, себестоимость и прочие составляющие притоков и оттоков средств изменяются из периода в период. Динамические методы основаны на теории денежных потоков и учитывают фактор времени. К ним относятся методы дисконтированной стоимости, наращенной стоимости, аннуитета.

Где NРV– чистая дисконтированная стоимость, или текущая приведенная стоимость;

t – период;

i– реальная ставка дисконтирования;

NСFt – чистый денежный поток, или остаток денежных средств в периоде t.

Внутренняя рентабельность проекта IRR– это то значение реальной ставки дисконтирования i, при которой значение NРV равно нулю (IRR= i, если NРV= 0. Чем выше значение IRR, тем эффективнее проект и тем труднее подобрать ему достойную замену как альтернативу для вложения имеющегося в распоряжении капитала.

41. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:

1) оценка выполнения плана по производству и реализации продукции;

2) оценка объема реализуемой продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам продукции в ассортименте согласно заключенным договорам и контрактам;

3) оценка роста производства продукции высшей категории качества;

4) выявление факторов, влияющих на выполнение плана производства и реализации продукции, повышение ее качества.

Анализ объема производства и реализации продукции следует начинать с сопоставления фактической выручки от реализации продукции с плановой реализацией. Данные о выручке от реализации продукции содержатся в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерской отчетности организации и соответствующей форме статистической отчетности.

Выполнение плановых показателей по реализации выпущенной продукции является необходимым условием устойчивого финансового положения организации.

Снижение объема реализованной продукции может происходить в результате невыполнения сроков отгрузки продукции и ее оплаты, что выявляется в результате анализа изменения остатков нереализованной продукции на объем реализации продукции.

Моментом реализации продукции является ее отгрузка с передачей собственности покупателю и предъявление ему счета к оплате. Остатки нереализованной продукции состоят из готовой продукции, находящейся на складе, и продукции, отгруженной в адрес покупателей, но еще не включенной в объем реализованной продукции.

Задержка оплаты продукции покупателями вызывает необходимость проведения анализа причин такого положения по конкретным товарам и покупателям для выработки мероприятий по устранению этих фактов. Проверяется, предъявлялись ли финансовые санкции покупателям, нарушающим условия договора. Скопление продукции на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта оказывает отрицательное влияние на выполнение плана реализации, и в связи с этим производится расчет упущенной выгоды организации.

При оценке объемных показателей работы организации особое внимание должно уделяться анализу объема реализуемой продукции с учетом выполнения заданий и обязательств по поставкам. При расчете этого показателя следует воспользоваться данными организации по учету выполнения заданий и обязательств по поставкам произведенной продукции в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

На величину поставки продукции отрицательное влияние оказывает производственный брак. При анализе качества выпускаемой продукции решаются следующие задачи:

1) оценивается качество производимой организацией продукции;

2) устанавливаются основные причины снижения качества;

3) выявляется влияние изменения качества на объем выпускаемой продукции.

Качество продукции характеризуется следующими показателями: удельный вес (Ув) или коэффициент сертифицированной продукции (Кс) в общем объеме выпущенной продукции (Оп) в действующих отпускных ценах организации (без нДс и акцизов).

Ув = (СП/ Оп) х 100 %;

Кс = СП / Оп.

42. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОБЪЕМ ПРОДАЖ.

Если происходит снижение объема продаж, то следует проанализировать динамику продаж по каждой группе товаров, установить причины снижения объема продаж и наметить меры по его устранению. Товары классифицируются по трем группам:

1) рентабельные товары, по которым сложившаяся рыночная цена превышает коммерческую себестоимость их производства и реализации;

2) условно-рентабельные товары, по которым рыночная цена превышает сумму переменных затрат, но ниже полной, коммерческой себестоимости;

3) убыточные товары, по которым рыночная цена не покрывает переменных затрат.

Убыточность того или иного товара может объясняться одной из двух основных причин: недостаточностью объема производства и реализации и завышенными (по сравнению с конкурентами) затратами.

По каждому изделию, как и по фирме в целом, можно определить порог безубыточности; если он не превышен и даже не достигнут, то необходимо установить возможности увеличения продаж. При неизменной сумме условно-постоянных расходов выгодны производство и продажа любых изделий, цены которых превышают переменные затраты. При расчете критических точек проекта изменяемыми параметрами могут быть объем производства (продаж), цена продажи продукции, ассортимент выпускаемой продукции, результирующими показателями – накопленная сумма денег, внутренний коэффициент окупаемости, период окупаемости, максимально возможная ставка кредита, период использования кредитов. Критический (безубыточный) объем продаж Q– это количество товара, суммарный маржинальный доход от реализации ко-орого покрывает условно-постоянные расходы.

По каждому из перечисленных базовых параметров вычисляется маржа безопасности – процентное соотношение плановой (или фактической) и критической величины параметра. Для объема продаж этот показатель характеризует запас финансовой прочности предприятия.

При изменении ситуации на рынке снижение объема продаж вплоть до критического отражает риск потерпеть убытки (предпринимательский риск, риск операционной деятельности). Чем больше запас финансовой прочности, тем меньше риск.

Рискованность операционной деятельности характеризует также уровень или сила воздействия операционного рычага DОL, который измеряется как отношение темпа прироста балансовой прибыли б к темпу прироста объемов продаж:

DОL = ?В/?Q.

Коэффициент рентабельности продаж отражает долю прибыли компании в каждом заработанном рубле. Он нужен для выводов об эффективности предпринимательской деятельности предприятия. Не менее важную роль он играет, когда нужно сравнить фирму с ее конкурентами. Сопоставляя свои и чужие коэффициенты рентабельности продаж, можно прогнозировать развитие рынка, а также разрабатывать стратегию продвижения своей продукции.

Рентабельность продаж рассчитывается по формуле (в числителе – прибыль от реализации, в знаменателе – выручка):

Необходимые исходные данные для расчета этого показателя берутся из соответствующих строк формы № 2 (Отчет о прибылях и убытках).

43. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:

1) оценка выполнения плана по производству и реализации продукции;

2) оценка объема реализуемой продукции;

3) оценка роста производства, продукции высшей категории качества.

Для определения резерва увеличения выпуска продукции за счет повышения коэффициента сменности при улучшении организации производства необходимо умножить показатель прироста коэффициента сменности на количество дней работы всего оборудования, а также на фактическую сменную выработку и фактическую среднечасовую выработку оборудования. На показатель увеличения выпуска продукции за счет повышения коэффициента сменности оказывают влияние следующие факторы:

1) прирост коэффициента сменности;

2) количество дней работы оборудования;

3) сменная выработка или средняя продолжительность смены;

4) среднечасовая выработка оборудования.

На среднюю часовую выработку продукции оказывают влияние такие факторы, как:

1 сокращение целодневных и внутрисменных потерь;

2 улучшение организации производства и труда;

3) замена старого оборудования на новое оборудование и другие факторы.

Для определения резерва организации для увеличения выпуска продукции за счет роста среднечасовой выработки оборудования нужно выявленный резерв по увеличению среднечасовой выработки умножить на возможное количество часов работы оборудования, т. е. умножить количество единиц оборудования на количество дней работы, на коэффициент сменности и на продолжительность смены. Одним из резервов увеличения выпуска продукции является рост фондоотдачи, который способствует увеличению объема производства и сокращению среднегодовых остатков основных производственных фондов.

Резерв роста фондоотдачи определяется следующим образом:

Где Фо – фактический объем выпуска продукции;

Ру – резерв увеличения производства продукции;

Фс – фактическая стоимость основных производстсвенных фондов;

Дс – дополнительная сумма основных производственных фондов, необходимая для освоения резервов увеличения выпуска продукции;

Ро – резерв сокращения остатков основных производственных фондов за счет сдачи в аренду неиспользованных основных фондов в результате их непригодности. При анализе роста (снижения) уровня фондоотдачи необходимо обратить внимание на изменение плана внедрения мероприятий по реализации достижений научно-технического прогресса, так как показатель роста объема продукции за счет реализации достижений научно-технического прогресса, деленный на среднегодовую стоимость основных производственных фондов, определяет показатель роста или снижения фондоотдачи. Немаловажное значение имеет показатель фондо-рентабельности, который является обобщающим показателем эффективности использования основных фондов и зависит не только от фондоотдачи, но и от рентабельности производимой продукции (работ, услуг).

Расчет фондорентабельности можно произвести следующим образом:

Rопф = Фо х Rп,

Где Rопф – фондорентабельность;

Фо – фондоотдача;

Rп – рентабельность продукции.

44. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕМА ПРОДАЖ.

При составлении финансового прогноза ключевым показателем является именно объем продаж,в то время как сумма поступлений денежных и иных платежных средств может быть определена как искомая величина, рассчитываемая с учетом ожидаемой отгрузки продукции (оказания услуг).

Главным нормативом любой компании является норма прибыли на инвестированный капитал.Именно эта ставка служит основой расчета планового объема прибыли фирмы и определяющих ее показателей: объема продаж и суммы издержек. Рентабельность продаж Р вычисляется как частное от деления прибыли, полученной в результате реализации продукции, на выручку организации за тот же период:

Показатель отражает соотношение прибыли от реализации продукции и дохода, полученного организацией в отчетном периоде. Он определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате реализации продукции на один рубль выручки.

Вторая группа нормативных характеристик – это продажные цены со скидками,находящиеся под постоянным контролем и вниманием руководителей компании, и себестоимость изделий или услуг, управлять которой часто не удается простыми способами. Предельные цены по многим видам изделий контролирует рынок. В руках менеджеров остается себестоимость. Наиболее сложно управлять себестоимостью на производственных предприятиях: это и интерес в доходах и развитии предприятия, и желание эффективно работать, и умение организовать труд подчиненных, и др.

Здесь появляется третья группа нормативных характеристик, которые должны быть основой организации труда и заработной платы,должны обеспечивать рост производительности, совмещать рост зарплаты работников со снижением затрат на единицу изготавливаемой продукции. У многих ведущих менеджеров предприятий сложилось четкое представление о том, что любое повышение зарплаты или выделение премии ведет к росту издержек фирмы, что в сегодняшних условиях совершенно недопустимо.

Четвертая группа нормативных показателей связана с установлением оптимального уровня складских запасов.В первую очередь это кас<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.