Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отсекая Надежду И Страх 17 страница



Если они не будут скрываться и станут открытыми наставниками-монахами, то, хотя и смогут принести пользу многим ученикам, но, по причине общего упадка учения Будды и по причине присутствия множества сильных небуддийских магов, не смогут долго приносить пользу многим ученикам. Как молния, лишь на мгновение освещающая тьму, эти четверо Сенге, подобно углям среди золы, быстро уйдут из жизни и не смогут очистить извращения и принести долговременную пользу. Поэтому они будут вести скрытый образ жизни и постепенно передавать устные наставления, постепенно разъяснять в тайне учения этой терма. Так один маленький язычок пламени изначальной мудрости способен зажечь лес негативных эмоций и обратить все в великий пожар извечной мудрости, который спалит весь лес спутанных страстей, очистит все нагромождение ошибочных учений. Такова причина скрытого образа жизни этих четырех великих Сенге.

Во времена упадка учения, в силу своего намерения из прошлых жизней эти четыре Сенге будут иметь энергию для исправления ошибок, и поэтому они неотделимы от меня. Во времена пяти скверн живые существа малодобродетельны, но эти четыре Сенге предоставят таким существам возможность накапливать энергию заслуг.

Такие молитвы-пожелания они вознесут здесь нынче. Если попробовать описать благие способности этих четырех Сенге, то они невообразимы. Пусть в будущем живые существа для накопления энергии заслуг практикуют веру и стремления к этим четырем Сенге. Если не накапливать энергию стремления заслуг, то легко быть обманутым Марой и воспылать гневом.

В эти времена, в течении пятидесяти лет, эти четверо Сенге вонзят стержень подлинной традиции, и мое учение возродится во всей чистоте, как ныне. Эти четверо Сенге, придя друг за другом, в конце концов не оставят и звука от ложного учения. Это глубокое учение-терма практики Чод начнет сиять, как солнце в небесах, умножаясь и охватывая все больше живущих. Затем, в течении пятисот семидесяти семи лет, это учение будет пребывать во всей чистоте и очень сильно распространится.

Затем придет еще один человек по имени Сенге в местности Лходраг и откроет терма в местечке Драдруг Тон. Затем придет еще один Сенге и откроет терма в четырех конечностях лхасской демоницы. Затем придет еще один Сенге и откроет терма на Зангри Канмар. Все четверо Сенге будут господами и слугами друг друга. Вначале от обладателя традиции передачи писаний учения они перейдут в устной передаче к последующим трем великим Сенге — Нима Сенге и т. д. Соответственно в Лходраге будет Нима Сенге, в Лхасе — Панен Сенге, на Зангри — Ешей Сенге и все эти трое явятся наследниками Чойджи Сенге. Став господами и слугами, они продолжат устную передачу. Поэтому, до тех пор, пока пребывает учение Победоносного на этой Земле, до тех пор и будет пребывать мое священное учение Чод. Вот как придут люди, которые шаг за шагом откроют все терма моего учения.

В будущем, во времена упадка, те, кто изучает мое учение Чод, обретут большую пользу. Это учение неотделимо от Слова Будды и чистых первичных комментариев. Его могут практиковать все, от Геше и до нищих и прокаженных, без разделения на высоких и низких. В любых условиях, в состоянии, свободном от ожидания успеха и боязни неудачи. В любое время и в любых местах, от вершин гор до берегов рек, сообразуясь со своим уровнем понимания учения. По сути, это учение — единственное лекарство от всех четырехсот четырех болезней и противоядие, усмиряющее все сотни духов обусловленности. Поэтому, это наставления для Пробуждения в одной жизни на пути очищения великих омрачений. Они умиротворяют любые препятствующие условия. Это учение приводит к немедленному Пробуждению без продолжения в будущих жизнях. Оно исполняет надежды этой и будущих жизней, подобно драгоценному Чинтамани, попавшему в руки. Очисти самая по отношению к Наставнику Ваджры и практикуй в одиночестве. Так осознайте это, дети мои!

Так отвечала Мачиг на этот вопрос.

 Сонам Гьян продолжала задавать вопросы.-

—Хорошо, о Мачиг, мы поняли сказанное вами о приходе Чойджи Сенге и пребывании чистой линии практики в течении пятисот семидесяти семи лет после него. Теперь, что касается особых отличий нашей линии учения, что будет с этим в будущем?

Мачиг отвечала:

—Слушайте же, благороднорожденные! Суть моего учения не имеет никаких отличий от других учений Будды, оно четко согласовано со всеми сутрами и тантрами, словами Будды и со всеми наставлениями из трактатов, написанных мудрецами– последователями Пробужденного. Мое учение не имеет противоречий, ни внешних, ни внутренних, со всеми практиками Дхармы. Различие заключается лишь в словах, используемых для разъяснений. Поскольку я разъясняла независимо от слов Писаний, использованных прежде, может показаться, что я не опиралась на Канон. Это не так, ибо я извлекла чистую суть из всех Сутр, Тантр и трактатов по Дхарме. Хотя много существует линий традиции, подобных моей, но они все имеют внешние особенности. В будущем появятся много подобных линий, мудрые люди извлекут суть из слов Сутр и Тантр и, взяв пример с моей традиции, создадут много учений, но все они будут согласовываться с нашей линией, а значит принесут косвенно много пользы и традиции Чод.

Таким образом, эта практика Чод извлечена, как итог многих лет созерцания и овладения смыслом Сутр и Тантр и не имеет никаких внутренних противоречий. Мое учение не обусловлено словами разъяснений, не занято их разбором и созерцанием, это и есть особенность моего учения. Осознайте это, благороднорожденные.

Конец главы вопросов Сонам Гьян.

   

История Полного Освобождения Мачиг Лабдон, правила практики подношения тела на пути, предсказания на будущее, — все это было сокращено в этом полном разъяснении учения, которое записано на благо новых поколений в виде десяти разделов этой книги, мною, Гангпа Мугсангом, и другими.

Пусть обретенная заслуга от этого труда поможет победить силу Мары и разрушительных эмоций бесчисленным живущим, начиная от моих родителей.

Это состояние Матери всех Просветленных пусть обретется наиболее легким путем!

   

ЛИНИЯ ПЕРЕДАЧИ ПОЛНОГО РАЗЪЯСНЕНИЯ "НАМШАД ЧЕНМО"

   

1. Мачиг Лабдон

2. Ее сын Тоднен Самдуб, Гангпа Мугсанг, Гангпа Лхундуб, Санджей Тенсунг, Нямме Дордже, Гангпа Ринчен Джалцан, Лама Дордже, Намкай Джалцан.

Они передали далее:

1. Таши Джалцану и далее

2. Ниме Джалцану, затем — практику Чод из района Мон Дзондую Сенге.

Линия передачи полной истории освобождения Мачиг Лабдон и десяти глав этого текста по преображению тела в пишу на пути:

Мачиг Лабдон, Дамба Кунга, Чава Гонпа, Джелва Дени, Нима Сенге, Немо Тамчед Ченба, Джелса Кумчед, Джятон Мон-лам Шераб, Дамчой Кунчен, Джанчуб Зангпо, Джятон Дордже Дамба, Джьямцо Джерва, Дечен Лхундуб, Намкай Зангпо, Джямь-ян Палджор Лхундуб, Палджор Пунцок, Таши Зангпо, Чиме Ло-дой Ченба, Карма Менла, Чиме Шонну Лодой, Дже Калзанг Нам-дал, Великий наставник Лосал Рабджя, Шива Лха Гелег, Джямцо, ученый Кабджу Джямба Лодой, Джяра Тулку Лосанг Чомпел, божественный монах Ринчен Дондуб Джалцан, индиец Лобсанг

   

Рабтен, великий знаток тантр Агван Шераб, великий знаток тантр Тенби Нима, от него получил я — Джямба Сонам.

   

ОМ СВАСТИ! ДА БУДЕТ ВЕЧНО!

 

В радости природы бытия всех Победоносных

Тело Великого Блаженства,

праздник ясности и сострадания,

несравненный нектар для духовного зрения обычного ума,

сияющее имя, известная всюду Дакини Мачиг Лабдон,

силой своей энергии, знания и намерения,

извлекшая глубинный дух всех Будд

из океана Сутр Мудрости.

Это учение — усмиритель магического круга перерождений,

великое сокровище практики детей Будды,

по причине отсутствия вторичных условий

не было широко проповедано тогда,

оно передавалось и хранилось в глубине сердец,

не утерпев этого и боясь накопления ошибок,

оно сейчас печатается в виде книги.

Пусть это принесет много пользы в будущем,

этот ясный свет, подобный свету луны.

Имеющий взаимосвязь с этим учением,

Солнцеподобный Защитник учения Лобсанг Дата,

пусть его учение пребывает в веках.

На лодке свободы и возможностей,

управляемой добродетельным наставником,

развернув парус чистых наставлений по практике,

да пересечем мы океан бытия в нужном направлении

и, соединяя океан мудрых методов и знания,

да поведем мы к этому всех живущих!

   

Пусть эта линия учения пребывает во веки веков,

не подвергаясь искажениям пяти скверн,

и, неизменная, да вознесет она нас

над войсками демонов Мары и самовлюбленностью.

Да приведет к исполнению высшей цели!

Самая Джя Джя Джя!

   

Эта терма была открыта отвергнувшим все Дзондуем Сенге в мужской год земляного дракона по предсказанию Шераб Салдена в долине Лхасы в местности Кьянг Тан.

    

/Перевел – Баир Очиров, Улан-Удэ, 1996 г./

   

Иллюстрации   

Намкай Норбу Ринпоче, выполняющий Чод.    

Долджин Кандро, знаменитая йогини – практик Чод из Монголии, со своей ученицей.    

Праджняпарамита – Мать всех Будд.    

Мачиг Лабдон    

Мачиг Лабдон   

Падампа Санджей, или Дампа Ринпоче

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТИБЕТСКИЕ ТЕРМИНЫ И ИХ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРАКТИКИ ЧОД

   

Нямшаг (тиб.: mnyam bzhag) — медитация, сидение в специальной позе с фиксацией на объекте или без фиксации.

Джейтоб (тиб.: rjes thob) — продолжение, состояние медитации без особой позы, в движении, с применением метода присутствия осознанности.

Мигпа (тиб.: dmigs pa) — сосредоточение внимания, объект внимания, визуализация.

Нго тре (тиб.: ngo sprad) — ознакомление с природой своего ума.

Нго тро (тиб.: ngo sprod) — ознакомление с природой своих отражений.

Драншей (тиб.: dran shes) — присутствие осознанности.

Цечик, Цечикгпа (тиб.: rtse gcig) — концентрация, точечная фиксация внимания.

Тиннезин (тиб.: ting nge 'dzin) — транс, глубокое созерцание, самадхи.

Гомпа (тиб.: sgom pa) — созерцание, глубокая привычка, созданная многократным повторением некоего действия.

Ригпа (тиб.: rig pa) — знание, чистая осознанность, способность знать, познавать.

Шейпа (тиб.: shes pa) — осознание, осознавание.

Тогпа (тиб.: nogs pa) — прозрение, постижение, понимание.

Дранпа (тиб.: dran pa) — присутствие, памятование.

Тогпа (тиб.: rtog pa) — понятие.

Сем (тиб.: sems) — сознание, мысль.

Сем-ка, Сем-джун (тиб.: sems kha, sems byung) — эмоции, эмоциональная деятельность.

Ид (тиб.: yid) — ум, интеллект.

Намшей (тиб.: rnam shes) — форма осознания.

Ло (тиб.: blо) — разум.

Шераб (тиб.: shes rab) — мудрость, глубокое осознание, прямое знание, интуиция, прозрение знания без понятий.

Ранджунригпа (сокр. ранриг) (тиб.: rang byung gi rig pa) — саморожденное знание, самопознание.

Парчин (тиб.: phar phyin) — совершенство, достижение предела, парамита.

Неммонг (тиб.: nyon mongs) — разрушительные эмоции, спутанные страсти, клеши.

Ешей (тиб.: ye shes) — изначальная мудрость, извечная мудрость, джняна.

Шиней (тиб.: zhi gnas) — состояние покоя, шаматха.

Лхагтон (тиб.: lhag mthong) — проникающее видение, випашьяна.

Пумбо Нга (тиб.: phung po lnga) — пять совокупностей, пять скандх.

Зуг (тиб.: gzug) — воспринимаемое, форма.

Цорва (тиб.: tshor ba) — восприятие.

Душей (тиб.: 'dus shes) — мышление, осознаваемая, рациональная часть сознания, различение.

Дуджед (тиб.: 'dus byed) — воля, подсознание, формирующая сила, сила, сформированная предыдущей кармой.

Дуд (тиб.: bdud) — Мара.

Артад (тиб.: ar gtad) — магический взгляд, взгляд в никуда, способ вхождения в состояние Знания.

Мачопа (тиб.: mа bcos pa) — невмешательство, естественное течение всех процессов сознания.

Домчан (тиб.: dam can) — соблюдающий самая.

Чойджон (тиб.: chos skyong) — Защитник учения, дхармапала.

Сунма (тиб.: bsrung mа) — Хранитель, союзник практикующего.

Ламчер (тиб.: lam khyer) — принятие пути, сущностная практика пути.

Нуйту (тиб.: nus mthu) — магия, сила.

Тучен (тиб.: mthu chen) — великий маг, один из эпитетов Миларепы.

Дзе, Зе (тиб.: rdzas) — магический предмет, вещество. Например: "бе дзе" (тиб.: bod rdzas), дословно, предмет для призывания — это специальная свирель из кости человека.

   

Приложение

ИСТОРИЯ ПЕРЕДАЧИ УСТНОЙ ЛИНИИ ЧОД "ЗАБДОН НЯНЖУД"

Записана Гончог Джалцаном

   

Из всех бесчисленных сутр, произнесенных истинно совершенным Буддой, самым высшим является раздел драгоценных Праджняпарамита-сутр, в которых реально показана шуньята (пустая природа) всех элементов реальности, тайный смысл которых выражен в двух ступенях "Абхисамаяламкарашастры" (автор Арья Асанга).

Наставления, прямо указующие на шуньяту, Учитель (Шакьямуни) разъяснил Владыке Манджушри, от него традиция доходит до Арьядевы, от него их получил Падамба Санджей. Наставления по "Абхисама-яламкаре" (ясному постижению тайного смысла) Учитель разъяснил Владыке Майтрейе, от него линия доходит до высшего из мудрецов Васубандху, от него наставления перешли к Падамбе Санджею. Падамба Санджей передал эти учения Печальному Учителю Сонам Ламе, который даровал их Мачиг Лабдон. На этот счет все писания Чод единодушны.

Наставления по правилам практики, сочетающей суть Праджняпарамита-сутр и учений тайной мантры, идут через Матерь Праджняпарамиту к Госпоже Таре, от нее к дакини Сукхасиддхи. Она их даровала Мачиг Лабдон. Ясно, что это нужно понимать через введение любой из материнских тантр.

Предыдущее называется отцовской линией метода, последнее известно как материнская линия праджни (высшего осознания). Наставления, объединяющие все это, Мачиг передала своим сыновьям, и это известно как сыновья линия (тиб.: sras brgyud) или недвойственная линия (тиб.: gnyis med brgyud). Некоторые авторитеты называют отцовским Чод линию, идущую от Падамбы Санджея через ламу Мара Серпо, а материнским Чод — линию, идущую от Падамбы и Печального Учителя через Мачиг Лабдон. Еще некоторые авторитеты говорят, что до Мачиг не было названия Чод, но это утверждение нуждается в тщательной проверке. У Мачиг было множество учеников, такие как шестнадцать сыновей и прочие. В этой линии "Забдон Нянжуд" ("Глубокая суть устной традиции") выделены сыновья Джелва Дондуб, Камбу Яле, Тоднен Латон, Хугом Чойсенг, Долва Зантал — пять прямых учеников Мачиг Лабдон. Все пятеро известны под общим именем Джянаг Джербу — "Обнаженные китайцы", но говорится, что это нуждается в проверке. Что касается Джамьяна Гомбо, то не известно чьим учеником он был, но хотя он не был ее прямым учеником, он суть ученик, узревший ее лик. В линии "Забдон Нянджуд" он приравнивается к Джелва Дондубу, ибо он автор текста "Забдон Тугнинг" (тиб.: zab don thugs snying) ("Сердце глубокой сущности"); и эту линию Чод называют еще Чод Джамьяна Гомбо или "Забдон Тугнинги Нянджуд". Все (более поздние) авторы, написавшие руководства по Чод, называют свои труды "Руководство по Чод традиции "Забдон Тугнинг". Также существует удивительное жизнеописание Тулку Чойнид Рандола, достигшего полного освобождения посредством практики устных наставлений по Чод. Он тоже видел лик Мачиг Лабдон, а Чод, идущий от него, известен, как "Нянджуд Чод".

Учитель Лодой Рабне получил наставления по "Забдон Тугнинг Чод" от ламы Сонам Ринчена и "Нянджуд Чод" от самого Чойнид Рандола, и его объединенная передача известна, как "Забдон Нянджуд Чод". Затем, передаваясь дальше, традиция доходит до Сонам Лхунду-ба. Он даровал линию монахине Дамчой Цомо, и в ее время Чод "Забдон Нянджуд" стал очень редким явлением. Затем Карма Дарджя, силой совершенных в прошлом деяний, уверовал в "Забдон Нянджуд", но никак не мог найти того, кто передал бы ему это учение. В один прекрасный день он шел по дороге в безлюдной и пустынной долине и вдруг услышал доносящийся откуда-то звук одинокого дамару. Он бросился искать во все стороны и в одной из скальных пещер нашел сидящую там наголо обритую монахиню.

— Как ваше имя, почтенная? — спросил он ее.

— Меня зовут Дамчой Цомо, — отвечала монахиня.

— Какую практику вы выполняете? — вопрошал он далее.

— Практикую Чод линии "Забдон Нянджуд", — отвечала она.

Узнав это, он стал просить передать ему это учение, и она даровала ему посвящение в линию и с радостью обучила его также ритуальным приветствиям и мелодиям песнопений. Поэтому мелодии стихов "Забдон Нянджуд" притягательны и гармоничны. Это все стало известно благодаря прекрасному голосу Дамчой Цомо.

Затем у Карма Дарджя тоже были трудности с передачей учения и лишь в возрасте восьмидесяти лет он даровал линию Лхаван Ригзину и обучил его всему, с ритуальными приветствиями и мелодиями стихов, как прежде обучали его. Поэтому до сегодняшнего дня ламы во время пения Чод делают ритуальное приветствие его облику, одевая "У-Дар" (бахрома из темных нитей, закрывающая лицо) его создателя. У Лхаван Ригзина учение принял Джамба Агван Пунцог, который был весьма ученым человеком, искушенным в основных принципах многих учений, — знания его в области сутр и тантр были очень обширны. Он долгое время был главным голосом в коллективных молитвах монастыря Дамринг на севере Тибета. Поэтому он стал известен как Дамринг Агван Пунцог. Он же очень долго пребывал в местах силы на востоке и западе местности Гере и распространил там широко учение линии "Забдон Нянджуд". Поэтому сегодня "Забдон Нянджуд" еще называют "Чод божественного Гересца". Будучи главным голосом в монастыре Дамринг, он обрел очень большую магическую силу и долгое время после его ухода из тела, многие, будучи в здравом уме, видели его наяву, бьющим в дамару и шагающим, то победно, то смиренно в разных местах. Это рассказывал мне мой Лама. Учеником Агван Пунцога был Лобсан Рабджя из верхнего Ра, его учеником был гереский монах Калсан Цог. У этих двух мой лама, держатель пути Чод, владыка йогов Сонам Дагпо Пал Самбо, внимал полным и совершенным наставлениям по практике Чод и получил передачу текстов и посвящения, согласно писаниям Всеведующего Учителя Дже Цонкапы. От него полный цикл учений Чод получил и я — Гончог Джалцан.

   

 1 Матерь всех Пробужденных — шуньята, источник всех Будд.

 

 2 Ваджрадара — абсолютный Гуру, источник всех тантрических учений, божественная форма всех земных учителей Ваджраяны.

 

 3 Тара — божественное проявление Матери всех Пробужденных, воплощение ее активного сострадания.

 

 4 Манджушри — божественная форма, проявление Ваджрадары, воплощение его Речи. Божество Мудрости.

 

 5 Майтрейя — будущий Всемирный учитель, Будда.

 

 6 Вирупа — знаменитый индийский йогин, последователь Ваджраяны, предтеча тибетской линии знания Сакья.

 

 7 Сукхасиддхи — индийская йогини, последовательница Ваджраяны, воплощение богини Ганга времен Будды Шакьямуни.

 

 8 Нагарджуна и сыновья — великий индийский философ и маха– сиддха, блестящий выразитель сущности Праджняпарамитасутр Будды Шакьямуни и его духовные сыновья Арьядева и Асанга.

 

 9 Падамба Санджей или Дамба Ринпоче — индийский йогин, основатель тибетской линии знания Шиджед.

 

 10 Отец и сын Шакья Ешей и Сонам Лама — ученики Дамбы Ринпоче, продолжатели линии передачи Шиджед.

 

 11 Идам (тиб.:yi dam) — божественная форма Будды, олицетворение Дхармы и Сангхи, источник всех чудесных сил реализации.

 

 12 Даки и Дакини — магические существа, дающие волну вдохновения практикующим Ваджраяну. Мужчины и женщины, достигшие полной реализации тантрического пути в виде радужного тела.

 

 13 Защитники Дхармы (тиб.:chos skyon) – могущественные существа, достигшие стадии видения на пути к Пробуждению или окончательной реализации.

 

 14 Союзники практикующего (тиб.:bsrung ma) — магические существа, связанные обетами помощи последователям Ваджраяны.

 

 15 Трипитака — буддийский канон, состоящий из трех разделов.

 

 16 Сиддхи — дословно "подлинное достижение", магические силы, обретаемые в ходе практики пути к Пробуждению.

 

 17 Мандала — измерение Пробужденного существа, где реальность воспринимается в виде чистого символа, проявление внутренних качеств природы сознания в виде различных божественных сущностей. Практикующие путь преображения, или тантрийский путь, достигают с помощью этого метода мистического восприятия реальности, которое недоступно человеку, полностью погруженному в обыденное восприятие окружающего его мира. В результате такого преображения видения мира практик тантры достигает прозрения иллюзорности объективной реальности и мощи природы сознания, творящей эту реальность.

 

 18 Стадии зарождения и завершения (тиб.:bskyed rim;rdzogs rim) — это две ступени практики пути высшей тантры. На стадии зарождения йогин очищает обычное восприятие мира в видение реальности, как мандалы Пробужденного существа и достигает первого опыта преображения кармического измерения своего существования в Нирманакайю, состояния бардо — в измерение Самбхогакайи, я смерти — в состояние Дхармакайи. На стадии завершения йогин собирает все свои энергии, создающие кармические и чистые измерения, в центральный канал и достигает прямого опыта состояния знания всех явлений за пределами жизни и смерти.

 

 19 Ваджрасана (тиб.:rdo rje gdan) — место, где исторический Будда Шакьямуни достиг полного и окончательного Пробуждения.

 

 20 Игра силы дакини места (тиб.:gnas yul gi mkha'gro'i cho'phrul) — сверъхестественные явления, воспринимаемые йогами во время глубокой медитации. Дакини места — это магические существа, способные приносить пользу или вред людям и другим живущим в зависимости от ситуации.

 

 21 Самадхи (тиб.:ting nge 'dzin) — состояние созерцательного равновесия, когда внимание практикующего не захвачено ни объектом, ни субъектом, а видит голую сущность ума.

 

 22 Дакини Мудрости (тиб.:ye shes kyi mkha 'gro та) — дакини, покровительствующая йогам в их практике глубокого созерцания.

 

 23 Дигуг (mu6.:gri gug) — специальный изогнутый ритуальный нож.

 

 24 "А " — мистический слог, символ изначального состояния Пробуждения.

 

 25 Юм (тиб.: yum) — почтительное выражение, означающее "Матерь Пробужденного".

 

 26 Геше (тиб.:age bshes) — "Друг добродетели", тибетское ученое звание, дается людям, получившим полное философское образование в буддийской традиции.

 

 27 Ратнагунасутра (тиб.:mdo sdud pa) — сутра, являющаяся сокращением известной восьмитысячной Праджняпарамиты. В ней кратко освещены все вопросы из более обширных вариантов учения Праджняпарамиты.

 

 28 Ратнагунасутра — сокращенный вариант "Аштасахрика-праджняпарамита-сутры", содержащей полное изложение учения Будды о высшем осознании, выводящем на другой берег реальности, в состояние свободы от пут сансары. Эта сутра состоит из 8 тысяч строф. "Ратнагунасутра" особенно рекомендуется Мачиг Лабдон для чтения, размышления и медитации. Она содержит все необходимые разъяснения пути к Пробуждению.

Большой Юм (тиб.: yum rgyas pa) — 16-томное полное изложение разъяснений Будды о совершенной мудрости. Состоит из 100 тысяч строф.

Средний Юм (тиб.: yum 'bring) — 8-томное сокращение предыдущей сутры.

Краткий Юм (тиб.: rgya stong pa) — 1-томное изложение Праджняпарамиты, состоящее из 8 тысяч строф.

 

 29 Шесть парамит (тиб.:phar phyin drug) — шесть практик, являющиеся основой пути Махаяны. Слушание, размышление и медитация над сутью Праджняпарамиты являются развитием абсолютного аспекта намерения достичь освобождения и высшего осознания на благо всех живущих. Практика шести парамит суть развитие относительного аспекта намерения достичь освобождения и высшего блага для других. Шесть парамит — это щедрость, дисциплина, терпение, настойчивость, концентрация и высшее осознание.

 

 30 Десять земель бодисаттвы (тиб.:sa bcu) — десять ступеней пути к полному Пробуждению, где шаг за шагом преодолеваются все более тонкие субъективные препятствия к состоянию Всеведения.

 

 31 Пять стадий пути сутр (тиб.:lam lnga) : 1) Путь накопления положительной энергии заслуг и изначального осознания за счет преодоления эгоистической мотивации индивидуума; 2) Стадия применения освобожденной положительной энергии и осознания для углубления постижения пути и развития личного опыта состояния созерцания; 3) Стадия видения или прорыв через обусловленность объективной реальностью, достижение уровня восприятия мира чистых форм (рупадхату), эта стадия характеризуется исчезновением физических препятствий на пути и состоянием непрерывно возрастающей радости и блаженства; 4) Стадия созерцания включает в себя десять вышеупомянутых ступеней к полному Пробуждению. Подробно изложено в известной "Сутре золотого света"; 5) Стадия не-обуче-ния — это состояние полного Пробуждения.

 

 32 Тайное значение "Праджняпарамитасутр" Будды (тиб.:sher phyen gi gsang don). Имеется в виду учение Майтрейи, открытое Арья Асангой и изложенное в знаменитой "Абхисамаяламкарашастре".

 

 33 Мир даков, небо даков (тиб.:mkha spyod kyi zhing khams) — свободное существование, измерение освобожденных существ, достигших радужного тела и проявляющих тонкие формы на границе между миром форм и миром без форм (Арупадхату). Абсолютная граница восприятия, именуемая еще "небо Аканишта". (букв. выше нет).

 

 34 Радужное тело — способ реализации, когда практикующий исчезает из своего кармического измерения, оставив только волосы и ногти, так как они считаются нечистотами физического тела.

 

 35 Ачарья (тиб.:a tsarya) — санскритское слово, обозначающее практикующего духовный путь.

 

 36 Саддху — странствующий йогин или, как их еще называли, Кусалипа.

 

 37 Места силы или опасные места (тиб.:gnyan sa) — места с особой энергией, существующие на земле. Ключевые точки ландшафта, где проявляются силы существ из мира без форм. В этих местах рекомендуют практиковать Чод.

 

 38 Четыре посвящения узнавания лица (тиб.:ngo sprod gi dbang bzhi) — особый способ передачи знания, основанный Падамбой в Тибете, включает практику "раскрытия врат неба", использующий метод перемещения осознания (тиб.: pho ba) в пространство над головой. В системе Дзогчен этот способ известен, как семзин Ю-Гу, идущий от Шри Сингхи.

 

 39 Невозвращающийся в сансару (санскр.: анагамин) (тиб.:phyir mi 'ong). Йогин, преодолевший барьер физической реальности, вошедший в первую ступень созерцания и воспринимающий мир чистых форм, именуется обретшим первый плод или плод вступившего в поток. Второй плод обретается на стадии созерцания очищением тонких скверн ума и именуется состоянием агамина или существа, которому до полной реализации осталось одно рождение. Третий плод — состояние анагамина или невозвращающегося в сансару обретается на последних ступенях стадии созерцания, когда йогин имеет реальный опыт узнавания своей истинной природы и когда реализация происходит одновременно с процессом умирания физического тела. Четвертый плод — это состояние архата, или существа, победившего все отрицательное на пути к освобождению. Это реализация освобождения от страданий в одной жизни.

 

 40 Четыре стихии (тиб.: 'byung bzhi) : Ветер — состояние вечного движения материи; Вода — состояние текучести и связывания вместе; Огонь — аспект роста и умножения материи; Земля — аспект твердости и удерживание материи.

 

 41 Шесть миров (тиб.:rigs drug gi shing khams) — миры божеств, асуров, людей, животных, голодных духов и адский мир.

 

 42 Три корня тантрийского пути преображения (тиб.:rtsa ba gsum) : Лама дарует передачу силы на пути; Идам позволяет эти силы развить; Дакини дарует вдохновение и защищает практиков и учение.

 

 43 Мандала внешнего мира (тиб.:phyi 'jig rten gi man dal) — воспринимаемая реальность, кармическое измерение индивидуума, включая его физическое тело.

 

 44 Волна вдохновения (тиб.:byin rlab) — волна энергии, благословение, идущее от учителя и созданной им ситуации.

 

 45 Внутренняя мандала тела (тиб.:nang lus gi man dal илиlus dkyil) — энергетический уровень тела человека, состоящий из тонких каналов, токов и капель энергии, или ваджрное тело.

 

 46 Восемь типов осознаний (тиб.:rnam shes brgyad) — осознание видимого, слышимого, обоняемого, вкушаемого, ощущаемого, рациональной сферы ума, эмоциональной сферы ума и осознание природы ума, как всеобщей основы явленной реальности.

 

 47 Тайная мандала природы реальности (тиб.:gsan ba chos nyid gi man dal) — неизмеримая, безграничная сфера ригпа и изначальной мудрости, состояние полной свободы и чистоты.

 

 48 Ясный свет самоосознания (тиб.: 'od gsal rang rig) — осознание собственной природы ума, как безграничного океана ясного света, великого зеркала, создающего воспринимаемую реальность.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.