|
|||
РУССКИЕ СЕЗОНЫ» С. П. ДЯГИЛЕВАТеатр РУБЕЖ XIX-XX ВВ.
В 1898 г. по инициативе К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко был открыт Художественно-общедоступный театр, который с 1901 г. стал называться Московский Художественный театр (МХТ).
Одной из основных целей основателей МХТ было стремление передать «правду жизни». Подлинным рождением нового театраи его символом стала постановка чеховской «Чайки» (1898). Успеху театра способствовали репертуар, включавший пьесы А. П. Чехова и М. Горького на современные темы, талантливая игра актёрского ансамбля (О.Л. Книппер-Чехова, В.Н. Качалов, И.М. Москвин, Л.М. Леонидов и др.), новые принципы режиссуры, позволявшие донести идею спектакля до зрителя. Система актерского мастерства, разработанная К. С. Станиславским, ныне признана во всём мире. Большую роль в развитии театра в этот период сыграла В.Ф. Комиссаржевская. По её инициативе в Петербурге в 1904 г. был открыт драматический театр, где шли пьесы А. П. Чехова и М. Горького. имволистам ближе были эксперименты В.Э. Мейерхольда по созданию условного театра.
Значительных успехов в начале XX в. достигло искусство вокала. Этому способствовали выдающиеся певцы Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова.
РУБЕЖ XIX-XX ВВ.
Новые тенденции музыкального искусства ярко проявились в творчестве С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина. В творчестве С.И. Танеева, А.К. Глазунова, не порывавших с традициями реалистической культуры XIX в., присутствовали и изысканные формы модерна. Авангардные тенденции отражены в музыке И.Ф. Стравинского к балетам «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».
«РУССКИЕ СЕЗОНЫ» С. П. ДЯГИЛЕВА В искусстве начала XX в. всё отчётливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. Инициаторами «Русских сезонов» были члены группы «Мир искусства» во главе с А.Н. Бенуа, объединившие в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов, с целью познакомить западную публику с русским искусством. «Русские сезоны» были организованы С П. Дягилевым. Основным видом деятельности антрепризы стал балет. Балетная труппа состояла из артистов петербургского Мариинского и московского Большого театров. Солисты — А.П. Павлова, В.Ф. Нижинский, Т.П. Карсавина, Е.В. Гельцер и др. Балетмейстер — М. М. Фокин. Оперы ставились редко. Начало «Русских сезонов» было положено ещё в 1906 г., когда С.П. Дягилев привёз в Париж выставку русских художников. В 1907 г. в Гранд-опера состоялась серия концертов русской музыки («Исторические русские концерты») с участием Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, А.К. Глазунова, Ф.И. Шаляпина. Собственно, «Русские сезоны» начались в 1908 г. в Париже, когда здесь была исполнена опера «Борис Годунов». Успех «Русских сезонов» был связан не только с выбором блестящих исполнителей и классической музыки русских композиторов, но и с невиданной прежде целостностью и взаимосвязью всех компонентов сценического действа: вокально-драматической формы и хореографии с музыкой, сценическим действием и декорациями. «Русские сезоны» сыграли огромную роль в пропаганде русского искусства за рубежом и в развитии мирового художественного процесса в XX в.
|
|||
|