|
|||
РУБЕЖ XIX-XX ВВ.РУБЕЖ XIX-XX ВВ.
Важнейшими чертами художественной культуры рубежа веков стали радикальный пересмотр прежних эстетических принципов и ценностей, изменение отношения к индивидуальному началу в искусстве. Наступивший этап отличался отходом от реалистических традиций, поиском новых форм в искусстве и утверждением их в общественном сознании. Эта тенденция породила модернизм, в котором новые изобразительные возможности и технические решения часто доминировали над проблемами содержания и общественного назначения искусства. Порожденный ситуацией кризиса, модернизм по-своему искал выход из нее, отводя большую роль личности художника-творца. Именно модерн стал господствующим стилем в архитектуре начала XX в. Его отличают: • живописная композиция, отрицающая симметрию; • перетекание пространства из одного интерьера в другой; • построение декоративного убранства на соотношении гнутых форм и линий и другие признаки. Стремление к синтезу искусств в архитектуре проявилось в сооружении первых зданий модерна при участии живописцев (М. А. Врубель, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, К. А. Коровин). Выдающимися произведениями модерна являются: • здание Елисеевского магазина в Петербурге (архитектор Г. В. Барановский),
• Дом компании Зингер в Петербурге (архитектор П.Ю. Сюзор), • здание ЦУМ (б. «Мюр и Мюрелиз», архитектор Р. И. Клейн),
• гостиница «Метрополь» (проект В. А. Валькота) в Москве и многие другие. Стилевые особенности и самоутверждение русского модерна связано с московским модерном и прежде всего с творчеством выдающегося архитектора Ф.О. Шехтеля. Вершиной его творчества и развития особнякового строительства в русской архитектуре начала столетия стал дом С. П. Рябушинского в Москве. Все принципы модерна здесь нашли полное художественное выражение. Распространению модерна способствовало умение Шехтеля выбирать из старой архитектуры то, что позволяло более наглядно выразить черты нового стиля.
С этой точки зрения показательно здание Ярославского вокзала в Москве, построенное Ф.О. Шехтелем в 1902-1904 гг. Достижения промышленной архитектуры представлены в работах А.В. Щусева, создавшего, например, трамвайное депо на Шаболовке, Казанский вокзал в Москве. Это был единственный вид искусства, который непосредственно выразил рост отечественной индустрии. Для авторского почерка А. В. Щусева характерны: вольная интерпретация мотивов древнерусского зодчества, динамика форм.
|
|||
|