Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВНИМАНИЕ. ПАМЯТЬ. МЫШЛЕНИЕ. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ



ВНИМАНИЕ

Внимание- это избирательная направленность сознания субъекта на объект, ее сохранение и поддержание в течение определенного периода времени; это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой; это ограничение поля восприятия. Внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собой мозговых структур и включено во все психические процессы, выступая как их необходимый момент. Внимание необходимо рассматривать как компонент сознания.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет различные функции:

активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;

способствует организованному и целенаправленном у отбору информации в соответствии с его актуальными потребностями;

сохраняет избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности;

обеспечивает направленность и избирательность познавательных процессов (определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности); позволяет быстро ориентироваться в окружающей действительности (обеспечивает ориентировочный рефлекс).

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания.

Виды внимания по характеру участия воли в данном процессе:

1.Непроизвольное внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека возникает и поддерживается независимо от сознания человека (деятельность захватывает человека сама по себе). Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

2.Произвольное внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека возникает и поддерживается под влиянием принятых решений и поставленных сознательных целей. Это внимание есть проявление воли человека. Произвольное внимание возникает в процессе сознательной деятельности. В случае произвольного внимания человек осуществляет сознательный вы бор цели и усилием воли подавляет один из мотивов, направляя свое внимание на удовлетворение другого.

3. Послепроизвольное внимание - это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий. Послепроизвольное внимание связано, с одной стороны, с сознательным и усилия ми и поддерживается сознательным и интересам и, с другой стороны, оно не имеет волевых усилий.

4. Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

5. Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

6. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

7. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

8. Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

9. Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли; объектом интереса является мысль.

В зависимости от того, находится ли объект внимания во внешнем мире или им являются ощущения, мысли, переживания личности, выделяют внешнее и внутреннее внимание. Внешненаправленное внимание регулирует физическую деятельность человека. Внутреннее внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием.

 Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный процесс:

1.Объем внимания - количество единиц информации, одновременно находящихся в сфере сознания человека; у взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам, не связанным между собой.

2.Устойчивость внимания - способность в течение длительного времени удерживать внимание на каком -либо объекте или предмете деятельности.

Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность придать предмету (явлению) реальное значение или обнаружить его новое содержание устойчивость внимания может определяться различными причинами: индивидуальными физиологическим и особенностям и личности, психическим состоянием, внешними обстоятельствам и, качеством изучаем ого предмета.

3. Концентрация внимания - степень или интенсивность сосредоточенности внимания на одних объектах и его отвлеченности от других. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость» внимания, невозможность отвлечь его от предмета деятельности посторонними раздражителями.

4. Переключаемость внимания - способность быстро сознательно переходить от одной деятельности к другой или с одного объекта на другой (произвольно, непроизвольно); переключаемость означает способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации.

5.Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой; возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью, способствует временному отдыху организма (анализатора), сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

6. Распределение внимания - способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, выполняя параллельно несколько видов деятельности или несколько различных действий. Распределение внимания осуществляется за счет переключаемости внимания и выполнимо при условии, если выполняемые действия уже знакомы человеку и хотя бы одно из них автоматизировано.

ПАМЯТЬ

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение. Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, это предпосылка сохранения. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, в зависимости от наличия или отсутствия цели запоминания. Непроизвольное – ненамеренное запоминание (не ставится цель запомнить, не применяются никакие специальные приемы, обеспечивающие запоминание). Непроизвольно запоминаются события личной жизни. Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели – запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия, используются специальные приемы (составление плана, повторение). Запоминание делится на механическое (закрепление внешних связей путем многократного повторения) и осмысленное (установление смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала). Осмысленное – более быстрое и прочное запоминание. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т.е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же – в отсутствие объекта. Воспроизведение может быть произвольным (целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений) и непроизвольным (ненамеренное воспроизведение, когда образы всплывают сам собой).

Психическое развитие человека возможно потому, что он сохраняет приобретенный опыт и знания.

Память -это психический процесс получения, хранения и воспроизведения человеком жизненного опыта.

Память -это одновременно психофизиологический и культурный процесс. Перед психологической наукой стоит ряд вопросов, связанных с изучением процессов памяти:

- каковы физиологические механизмы этого процесса;

- какие условия содействуют запечатлению информации;

- какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

- Существует несколько подходов к классификации памяти:

Классификация памяти по времени сохранения материала:

1.Мгновенная (или иконическая) память – это вид памяти, связанный с удержанием информации, воспринятой органам и чувств, без какой бы то ни было ее переработки; ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. Мгновенная память представляет собой остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.

2.Кратковременная память - это вид памяти, характеризующийся сохранением воспринимаемой информации без ее повторения в течение (в среднем ) 20 секунд. Кратковременная память сохраняет обобщенный образ воспринятого и работает без предварительной сознательной установки на запоминание. Кратковременная память связана с таким понятием, как объем кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти - показатель, характеризующий способность механически (т.е. без использования специальных приемов) запоминать и воспроизводить определенное количество единиц информации после ее однократного предъявления. Объем кратковременной памяти описывается законом Дж. Миллера и равен 7. В случае, если человеку предъявляют цифры, то он запоминает из них 8, если буквы -7, если слоги-6, если слова-5, если предложения, состоящие из 2 слов, - 4. Объем кратковременной памяти индивидуален, зависит от природной памяти человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.

Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека: сохраняется та информация, которая осознается и соотносится с актуальными потребностями и интересами человека. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство памяти, как замещение -способность вытеснять вновь поступающей информацией хранящуюся там при переполнении индивидуального ограниченного объема кратковременной памяти. При этом, как правило, остается информация, поступившая в начале и в конце, т.е. наблюдается так называемый эффект края.

3. Оперативная память - вид памяти, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и рассчитанный на хранение информации в течение заранее заданного определенного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней или месяцев. Срок хранения информации определяется задачей, вставшей перед человеком ,и рассчитан только на ее решение.

4.Долговременная память -это вид памяти, обеспечивающий хранение информации в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. Долговременная память хранит фактическую информацию (всевозможные законы, понятия, определения) и эпизодическую (историческую, ситуации, происходившие в данном промежутке временно конкретным человеком). В долговременную память может проникнуть и надолго сохраниться лишь та информация, которая была в кратковременной памяти. Для этого необходимо, чтобы с ней была произведена работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Одна из концепций, описывающая совместную взаимосвязанную деятельность кратковременной и долговременной памяти, разработана американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифриным. Долговременная память обычно начинает функционировать не сразу после того как человек воспринял и запомнил данный материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с процесса запоминания на процесс воспроизведения. Это свойство долговременной памяти называется реминисценцией - улучшением со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных повторений. Обычно реминисценция происходит на второй, третий день после заучивания материала. Забывание (невозможно восстановить ранее воспринятую информацию) протекает во времени неправомерно. Опыты Г. Эббингауза показали, что наибольшая потеря информации происходит сразу же после ее получения, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Это явление носит название эффект Зейгарник - способность человека не произвольно удерживать в своей памяти и в первую очередь воспроизводить то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне удовлетворенным потребностям. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что впоследствии испытуемые почтив два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания.

5. Генетическая память - вид памяти, позволяющий хранить информацию в генотипе, передавая и воспроизводя ее по наследству. У человека данный вид памяти слабо выражен. Генетическая память человека - единственный вид памяти, на который невозможно оказывать влияние через обучение.

П. Классификация памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатору:

Зрительная память- память, связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью обладают люди с развитым воображением. То, что человек зрительно может себе представить, как правило, легче запоминается и воспроизводится.

Слуховая память - это память, связанная с запоминанием и точным воспроизведением различных звуков (музыкальных, речевых). Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая память, которая выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а)запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей.

Двигательная память -это память, связанная с запоминанием и сохранением, а при необходимости и воспроизведением с достаточной точностью многообразных сложных движений. Данный вид памяти участвует в формировании спортивных, художественных, трудовых умений и навыков.

Эмоциональная память - память, заключающаяся в способности запоминать и воспроизводить чувства и переживания. Эмоциональная память участвуете работе всех видов памяти, особенно проявляясь в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания информации - то, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается им без труда и на длительный срок. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют у человека в процессах запоминания и воспроизведения информации, выделяют индивидуальный тип памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. «Чистые» типы памяти, в смысле без условного доминирования одного из перечисленных, крайне редки. Наибольшего развития у человека достигают те типы памяти, которые чаще всего им используются в профессиональной деятельности. Ш. Классификация памяти по характеру участия воли в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:

Произвольная память -память, предполагающая постановку задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Непроизвольная память-память, предполагающая запоминание и воспроизведение, осуществляемое автоматически без волевых усилий, без постановки специальных мнемонических задач. Непроизвольное запоминание во многих случаях превосходит произвольное. Лучше не произвольно запоминается информация, выступающая в качестве цели осуществления деятельности, связанная с умственной или практической работой человека, и имеющая для него большое значение.

С раннего детства процесс развития памяти идет по следующим этапам: 1) механическая память постепенно дополняется и замещается логической; 2)непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активнымии осознанными приемами для запоминания и воспроизведения различной информации; 3)непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский, утверждавший, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная, логическая. П.П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память. Она имеется уже у ребенка 3-4 лет в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 мес. начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени – это моторная, или двигательная, память. В генетическом плане она предшествует всем остальным (П.П.Блонский).

Л.С. Выготский считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. Благодаря различным формам речи – устной, письменной, внешней, внутренней – человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.

Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением.

В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. А.Н. Леонтьев писал, что самый переход от внешнего опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному тесно связан с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю. На основе проведенных опытов А.Н. Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредствованного запоминания, показывающую, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредствованного запоминания. Начиная со школьного возраста идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредствованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредствованной памяти. Обе кривые с возрастом обнаруживают тенденцию к сближению, т.к. опосредствованное запоминание, развиваясь более быстрыми темпами, вскоре по продуктивности догоняет непосредственное. Если у дошкольников запоминание в основном непосредственное, то у взрослого оно главным образом опосредствованное. Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.

Мнемотехника (мнемоника) -система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем воспроизводимого материала путем образования искусственных ассоциаций.

МЫШЛЕНИЕ

Для того чтобы человек мог жить и трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Предвидение предполагает обобщение единичных предметов и фактов и способность из этих обобщений делать определенный вывод. Этот многоступенчатый процесс - от единичного к общему и от общего к единичному осуществляется благодаря особому психическому процессу - мышлению. Мышления как отдельного психического процесса не существует, мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятия, внимания, памяти, выходя за их пределы. Мышление преимущественно выполняет функцию отражения, хотя присутствует и функция регулирования. Мышление теснейшим образом связано с действием. Действие - первичная форма существования мышления. Мышление зародилось как практическая операция и лишь впоследствии выделилось в теоретическую деятельность. Мышление - это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.

Мышление является высшим познавательным процессом, представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

Мышление - это психический процесс обобщенного опосредованного отражения существующих отношений и связей в объективной действительности и порождения на его основе нового знания. Особенность процесса мышления состоит в том, что он всегда связан с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление начинается там, где оказывается недостаточным чувственное познание.

Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Процесс мышления предназначен для того, чтобы вывести человека за рамки его прошлого опыта. Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических признаков:

-обобщенное отражение действительности;

-опосредованное познание объективной реальности;

-решение задачи, возникшей в процессе познания или практической деятельности, которое и является целью мышления; - неразрывная связь с речью.

Чаще всего мышление подразделяют на: теоретическое и практическое (схем а 9).

Схема9

Теоретическое понятийное мышление это вид мышления, использующий определенные понятия. Понятийное мышление характерно для научных исследований теоретического характера. Данный вид мышления позволяет человеку решать задачи, не обращаясь непосредственно к опытному материалу в действительности, используя готовые знания других людей, выраженные в понятиях, суждениях, умозаключениях. Теоретическое образное мышление -это вид мышления, использующий образы. Образное мышление отличается от понятийного тем, что используемым материалом являются образы, извлекаемые человеком непосредственно из памяти или воссоздаваемые воображением. Такое мышление характерно для людей творческих профессий: актеров, литераторов. Практическое наглядно-образное мышление - это вид мышления, осуществляемый непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Необходимые образы для данного вида мышления представлены в кратковременной и оперативной памяти. Наглядно-образное мышление присуще дизайнерам, художникам, руководителям. Практическое наглядно-действенное мышление - это вид мышления, заключающийся в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой человеком с реальными предметами. Данный вид мышления представлен у людей рабочих профессий, занятых производственным трудом. Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются в том, как у них складывается соотношение перечисленных видов мышления. Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Мышление человека можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Творческое мышление - это особая характеристика мышления человека, позволяющая ему решать задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения, или не имея необходимой информации для решения задач. Дж. Гилфорд определил следующие особенности творческого мышления: оригинальность, необычность высказываемых идей, стремление к интеллектуальной новизне; творческий человек всегда стремится найти свое решение, отличное от других известных; семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике; образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Условия, способствующие творческому мышлению:

1)оптимальная мотивация на уровне эмоционального возбуждения;

2)разнообразные знания человека в различных областях;

3)чувство успеха и ощущение правильности выполнения задачи.

Условия, препятствующие творческому мышлению:

1)успешность использования в прошлом определенного способа решения задачи обусловливает в первую очередь повторное обращение к данному способу (возникает стереотип мышления);

2)большие усилия, потраченные на поиск способа решения задачи, пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще (стереотип мышления);

3)частые неудачи и боязнь очередной неудачи препятствуют нахождению нового решения задачи, а также высокоразвитая тревожность, неуверенность в себе;

4)психологические особенности человека: стремление не отличаться от других людей, боязнь быть «белой вороной», боязнь показаться глупым и смешным в своих суждениях;

5)отсутствие критического мышления, опасение критиковать способы решения конкретной задачи другим и людьми, боязнь возмездия со стороны других;

6)завышенная оценка значимости собственных идей

Мышление-это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Мыслительные действия обладают обратимостью. К основным видам умственных операций относятся: анализ и синтез, сравнение, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция. Анализ - это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Анализ помогает человеку понять структуру того, что он воспринимает. Синтез – это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений. В каждом акте мышления доминируют либо анализ, либо синтез, которые всегда взаимосвязаны, и единство между ними выступает в процессе сравнения. Всякое сравнение начинается с сопоставления (синтеза), затем происходит анализ сравниваемых явлений, выделение в них общего и различного, таким образом, сравнение ведет к обобщению. Закономерности анализа, синтеза и обобщения есть основные специфические закономерности мышления. Сравнение - это операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Операцию сравнения можно осуществлять двумя путями: непосредственно и опосредованно. Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения. Абстракция - это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. С помощью абстракции человек может выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой информации, т.е. абстрагироваться от других признаков получаемой им информации. Сформированные человечеством конкретные понятия в дальнейшем используются отдельным человеком при образовании и усвоении абстрактных понятий, например, таких как: «твердость», «яркость», «мудрость», «добро» и т. д. Обобщение – соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения. Конкретизация - это представление чего-то единичного, что соответствует тому или иному понятию или положению. Конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего. Мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и завершается каким - либо результатом. Структура мыслительного процесса:

1)Мотивация (желание решить данную проблему).

2)Анализ проблемы.

3)Поиск решения: на основе известного алгоритма: на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов; на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов; поиск принципиально нового решения (творческое мышление)при помощи: а)углубленных логических рассуждений (умственных операций); б)использования аналогий; в)  эвристических приемов; г)использования метода проб и ошибок; в случае неудачи: отчаяние, переключение на другую деятельность, «созревание идей», озарение, вдохновение, мгновенное осознание решения проблемы .

4) Логическое обоснование найденной идеи решения.

5)реализация решения.

6)Проверка решения.

7)Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2)

К процессам мышления относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция и дедукция. Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений, отражающих направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция- это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Для осуществления правильного индуктивного умозаключения важно знать, от каких свойств или качеств предмета зависит наблюдаемый факт или явление, и установить, меняется ли это свойство или качество в наблюдаемых единичных случаях. Дедукция - это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Благодаря дедукции человек может использовать знание общих закономерностей для предвидения конкретных фактов. Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки.

Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.

Кроме обычных, нормальных видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больны людей, а также у тех, кто занимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

Один из видов необычного мышления получил название аутизма. Мысли человека при аутистическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффективным потребностям, следуют за ними, отражают их силу, динамику. Аутистическое мышление тенденциозно. Цель в нем достигается благодаря тому, то для ассоциаций, соответствующих потребностям, открывается свободная, не ограниченная рамками строгой логики дорога. Те из ассоциаций, которые противоречат актуальным потребностям, тормозятся, другие, соответствующие им, получают простор даже в том случае, если порождают логические несоответствия. Во многих отношениях аутистическое мышление противоположено реалистическому, которое правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным, в то время как аутистическое мышление представляет в основном то, что соответствует не объекту, а аффекту. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины. Аутистическое мышление продолжает иллюзии, а не истины.

Описывая особенности проявления мышления человека, связанного с решением определенных умственных задач на основе переработки воспринимаемой информации и создания оригинальных, принципиально новых идей, используют понятие интеллекта. До настоящего времени единой общепринятой трактовки данного понятия нет. Интеллект (лат. ШеИекШа - понимание, постижение)- это:

1)глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации;

2)обобщенная характеристика умственных способностей человека, систем а его познавательных способностей;

3) способность человека к решению задач абстрактно без проб и ошибок («в ум е»)

В настоящее время имеется огромное количество всевозможных тестов, предназначенных для измерения коэффициента интеллекта человека. Суждение об интеллектуальном развитии выносится на основании сопоставления результатов обследования конкретного человека со средними показателями соответствующей возрастной группы.

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

Понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается другим и науками, например, философией, социологией, педагогикой. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическим и обоснованиями. Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. В содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, определяющие значимые в отношении других людей поступки. К числу личностных качеств не принято относить особенности фенотипической и физиологической организации человека, уровень развития его познавательных процессов. Б.Г.Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект, личность и индивидуальность (схема 3). Индивид- это человек как п<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.