Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ



МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

В психологических исследованиях применяются следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности, метод анкеты, метод тестов, моделирование.

К методу наблюдения как к научному методу предъявляются определенные требования. Наблюдение всегда должно быть целенаправленным, т.е. всегда должны быть четко определены цели и задачи, которые следует решить в процессе наблюдения. Наблюдение следует вести в естественных условиях и не следует вмешиваться в обычное протекание событий. Необходимо иметь план наблюдения и сопоставлять, соответствует ли план реальному ходу наблюдения. Без соблюдения этого требования нельзя получить достаточно полных, всесторонних и убедительных данных и можно оказаться в плену случайных фактов. Из предшествующих требований вытекает обязательное ведение дневника наблюдений. В дневнике фиксируются факты, характеризующие поступки, действия, поведение человека, условия, обстановку, в которых они совершались. Существенное преимущество метода наблюдения - сохранение естественности психических проявлений человека.

Основных методом в психологии является метод эксперимента. Его важное преимущество состоит в том, что исследователь сам вызывает интересующие его явления, а не ждет их наступления. Создавая определенные условия, исследователь получает возможность: 1)очень четко учитывать влияние этих условий на изучаемые психические явления; 2)изменять одни условия и сохранять неизменными другие и тем самым раскрывать причины определенных психических явлений; 3)повторять опыт и, таким образом, накапливать количественные данные, на основе которых можно судить о типичности или случайности изучаемых психических явлений. Различают лабораторный (проводится в специальном помещении, при этом используется оборудование, позволяющее строго фиксировать особенности внешних воздействий и соответствующих ответных психических реакций человека) и естественный (проводится в обычной для испытуемого обстановке, сохраняется естественное содержание деятельности человека) эксперимент. Психолого-педагогический эксперимент – изучение школьника ведется непосредственно в процессе обучения и воспитания, в процессе активного формирования тех психических особенностей, которые являются предметом изучения.

Особым видом естественного эксперимента является и метод социометрии. Он позволяет изучить личностные особенности человека и взаимоотношения между членами коллектива; основной прием – различные формы выбора, при которых испытуемый должен либо высказать свое мнение, либо с определенной целью реально осуществить выбор членов данного коллектива. Весьма важно для такого выбора создать наиболее естественные условия.

Метод беседы: важно заранее определить цель беседы и основные вопросы. Основной недостаток метода – выводы о психических особенностях приходится делать на основе ответов самих испытуемых. Поэтому данный метод как самостоятельный обычно не используют, а дополняют другими методами.

Метод изучения продуктов деятельности (сочинения, рисунки, чертежи, личные дневники и т.д.) позволяет раскрыть умения и навыки, отношение к делу, иногда уровень способностей и объем знаний. При этом важно изучать не только продукты деятельности, но и сам процесс их изготовления.

Метод анкеты позволяет получить большой объем материала, однако качественный анализ затруднен, исключена возможность соотнесения ответов с деятельностью и поведением испытуемых.

Метод тестов – применяются не для установления новых закономерностей, а для выяснения наличия определенных качеств у испытуемого. При помощи теста определяется уровень готовности к выполнению определенной деятельности, для сравнения испытуемых.

Метод моделирования – при его помощи психическое явление изучается не непосредственно, а через модель, в чем-то аналогичную этому явлению. Между моделью и психически явлением не может быть полной аналогии: модель, как правило, упрощает, огрубляет то явление, прототипом которого она является. Метод моделирования используется для изучения ощущений, восприятия, памяти, в педагогической психологии – для исследования процесса обучения.

С конца 80-х гг. 19в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований (В.Вундт); они позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. В начале 20 в. к техническим устройствам присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая компьютерные технологии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.