Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие казахстанского советского искусства в годы Великой Отечественной войны



Билет № 7

1. Образование Казахской ССР.

Характеристика задания: проверка знания хронологии и фактов, способности характеризовать изученные общественно-политические события.

Ответ:

В составе РСФСР Казахская АССР превратилась в развитую аграрно-индустриальную республику. Из 3,3 млн. трудоспособного населения республики накануне войны около миллиона составляли рабочие и служащие городов и рабочих поселков. Несмотря на трагедию в период коллективизации, изменилась социальная природа крестьянства. Центральной фигурой на селе стал механизатор. Сформировалась большая группа народной интеллигенции. Историческим завоеванием стала эмансипация женщин Востока.

5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новый Основной закон советского государства — Конституцию СССР. Это было значительным событием в процессе политического развития советского государства и его составной части — Казахстана. В состав социалистической федерации — Союза Советских Социалистических Республик — входили 11 союзных республик. Казахстан, входивший в состав РСФСР в качестве автономии, был преобразован в союзную республику и стал называться
Казахской Советской Социалистической Республикой (Казахская ССР).
В марте 1937 г. Х Чрезвычайным съездом Советов была принята Конституция Каз. ССР.

По Конституции Казахская ССР имела суверенные права, неприкосновенную территорию, высшие законодательные и исполнительные органы, герб, флаг и гимн. В Конституции Казахской ССР было сказано, что политическую основу Казахской ССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на
орудия и средства производства. Казахская ССР входит в состав СССР на добровольных началах и обладает всеми правами в разрешении задач государственного, экономического и культурного строительства.

Конституция СССР 1936 г. формально “сохранила за союзной республикой право добровольного выхода из состава СССР”. Это был политический ход, смысл которого заключался в том, чтобы войти в доверие народов через предоставление видимой свободы. Поэтому в Конституции не были рассмотрены механизмы осуществления права выхода республики из состава СССР. Также союзные республики не имели полномочий на определение основных направлений внутренней и внешней политики, решение проблем обороны, территории и других действий, являющихся атрибутами суверенитета.

Источник:Истори Казахстана, 9 кл. М.Козыбаев, 2013 г.

 

2. Охарактеризуйте основные причины, характер и движущие силы восстания 1836-1838 годов.

Характеристика задания: проверка знаний учащихся социально-экономического развития Казахстана в XIX веке

Ответ:

Главной причиной этого восстания была земельная теснота. Так, около 20 тысяч хозяйств Внутренней Орды испытывали нехватку земель. Пастбища были поделены между богатыми семьями, ближайшим окружением хана Жангира. Рядовые скотоводы находились на субаренде. За арендованную у российских помещиков землю местная знать рассчитывалась сама, а затем по своему усмотрению собирала завышенную арендную плату с жителей аулов.

В Букеевской Орде лучшие земли принадлежали в основном русским помещикам. Пастбища на берегах рек перешли в собственность казачьих войск. Казаки и царские чиновники сгоняли казахов с подвластных им земель, запретили пасти скот, ловить рыбу. В 1834 году положение усугубилось в результате джута, когда казахи лишились 40 000 голов скота. Кроме того, за зимовку во владениях русских помещиков казахские шаруа должны были платить 5 тыс руб налога. Каждое поголовье скота облагалось налогом. Казахи были обязаны заготавливать камыш на берегу Каспия. Родственники хана Жангира безнаказанно творили произвол в отношении народа.

Восстание носило антиколониальный характер. Хана и его окружение народ рассматривал как представителей царской администрации.

Движущие силы – крестьяне- шаруа.

Источник:Учебник: З.К. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева; Алматы «Атамұра», 2012 год

 

3. Рассмотрите изображения и определите, о каком периоде идет речь. Назовите археологические памятники данного периода.

Характеристика задания: проверка умений учащихся по характерным признакам определять принадлежность предмета, изображённого на рисунке к тому или иному периоду.

 

Ответ:

Примерно 13 тыс лет до н.э. климат на земле стал близок современному.

Средний каменный век (мезолит) охватывает период 12–5 тысячелетий до н.э.

В эпоху мезолита одной из главных особенностей стало появление микролитов– мелких каменных орудий труда первобытного человека, которые имели длину 1–2 сантиметра. В основном микролиты – это тонкие каменные пластины, служившие наконечниками стрел и вкладными лезвиями в костяных, деревянных или роговых орудиях эпохи мезолита. Микролиты стали основой для создания новых видов орудий. Еще одной особенностью мезолита является изобретение лука и стрел. Лук позволил людям охотиться на мелкую дичь с дальнего расстояния. По сравнению с копьем лук повысил значение охоты в жизни родовой общины. Люди поняли, что стрела, выпущенная из лука, намного эффективнее, чем копье. Более совершенными стали каменные топоры.

Источник: История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015

 

Билет № 8

1. Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны.

Характеристика задания:проверка умений учащихся формулировать конкретный ответ на конкретный вопрос, анализировать исторический материал, представлять его в виде графического органайзера, выделять часть информации в качестве описания.

Ответ:

Казахстанцы на полях войны - Сформировано 20 стрелковых и кавалерийских дивизий и соединений, около 50 отдельных полков и батальонов. - К 1 января 1942 г. призвано в армию более 300 тыс. военнообязанных. - За годы войны призвано более 1 млн 400 тыс. казахстанцев

С первых же дней Великой Отечественной войны на всех фронтах советские воины, в рядах которых сражались тысячи казахстанцев, вели ожесточенные бои с фашистскими захватчиками.
На первом этапе войны в Казахской ССР были сформированы, обучены и отправлены на фронт 14 стрелковых и кавалерийских дивизий, 6 бригад.
По своему составу формируемые части и соединения являлись многонациональными.

В битве за Москву исключительную стойкость и героизм проявили бойцы- панфиловцы стрелкового полка под командованием И. Карпова и батальона под командованием старшего лейтенанта Б. Момыш-улы. Дивизия вела ожесточенные бои с превосходящими в четыре раза силами противника.

За проявленный героизм в битве под Москвой 316-я стрелковая дивизия была преобразована в 8-ю гвардейскую и награждена орденом Красного Знамени. По просьбе личного состава дивизия получила имя своего командира И.Панфилова.
Группа автоматчиков под командованием политрука роты Малика Габдуллина, подбив вражеские танки, вывела свои подразделения из окружения. За боевые подвиги в боях с немецкими фашистами М. Габдуллину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Навсегда останется в памяти бойцов подвиг Тулегена Тохтарова, который ворвался в штаб немецкой части в с. Бородино и уничтожил пять немецких офицеров. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вспоминая о боях за Москву, легендарный герой, известный писатель Б.Момышулы писал: «Мы-советские люди, наши сердца не стальные, но огонь нашей мести может расплавить, сжечь любую сталь... у нас есть самое сильное оружие, побеждающее страх - это любовь к Родине».
Долгие годы капитан авиации Николай Гастелло считался первым, кто совершил таран и обрушил свой горящий самолет на врага. Позже доказано, что первым такой подвиг совершил экипаж А.Маслова, в составе которого был казах Бактораз Бейсекбаев. Только в 1998 г. Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева Б.Бейсекбаев удостоен звания «Халык Кахарманы».
На берегах Оки, у деревни Воронино под Серпуховом, погиб автоматчик 38-ой стрелковой дивизии, сын казахского национального героя А.Иманова Рамазан Амангельдиев. В последней и неравной схватке с врагами он уничтожил 13 фашистов.

Оборона Ленинграда

У стен Ленинграда воевала третья часть казахстанских воинских формирований. Только на одном краснознаменном крейсере «Киров» в боевом строю стояли 156 казахстанцев.
В тяжелые дни боев за Ленинград парторг Султан Баймагамбетовповторил бессмертный подвиг, закрыв грудью вражеский дзот, повторив подвиг Александра Матросова, посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
На Ораниенбаумском плацдарме сражался знатный снайпер 48-й стрелковой дивизии Дуйсенбай Шыныбеков.
В тяжёлые сентябрьские дни 1941 г. казахский народный поэт Жамбыл посвятил своё стихотворение защитникам Ленинграда («Ленинградцы, дети мои!»).

Казахстанцы принимали участие во всех крупных сражениях Великой Отечественной войны, были активными участниками партизанского движения. За героизм и подвиги 497 казахстанцев удостоены звания Герой Советского Союза.

Источник:Истори Казахстана, 9 кл. М.Козыбаев, 2013 г.

 

2. Назовите причины перехода к кочевому скотоводству.

Характеристика задания:проверка умений учащихся формулировать конкретный ответ на конкретный вопрос.

Ответ:

Причины перехода к кочевому скотоводству:

1.Потепление и осушение климата, учащение засух, что мешало земледелию.

2. Появление конской сбруи позволило использовать лошадь для верховой езды и в качестве тягловой силы.

3. Резкое увеличение поголовья скота привело к сокращению пастбищ вокруг стоянок и потребовало поиска новых пастбищ для того, чтобы прокормить и сохранить скот

Источник: История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015

 

3. Определите общие цели захватнической политики на юге Казахстана Среднеазиатских ханств и царской России.

Характеристика задания:проверка умений учащихся сравнивать политику различных государств, выделять существенные признаки(общие)

Ответ:

Во второй половине XIX века в Российской империи бурно развивались промышленность и торговля. Появилась потребность в новых рынках сбыта товаров, дешевых источников сырья и рабочей силы. В связи с этим резко возросло значение Семиречья и Южного Казахстана во внешней политике Российской империи.
В этих условиях часть казахов Семиречья и Южного Казахстана по многим причинам начала принимать российское подданство. Местное казахское население часто беспокоили вторжения со стороны среднеазиатских государств, в первую очередь, Коканда и Хивы. Казахи данного региона были заинтересованы в беспошлинной торговле с Россией. Регион был поделен на сферы влияния нескольких маловлиятельных султанов. Отсутствовала крепкая объединительная сила, способная противостоять внутренним раздорам и внешней агрессии. Для царского правительства сложилась
самая благоприятная ситуация для постепенной колонизации края.
Можно сделать вывод, что общей целью захватнической политики на юге Казахстана как со стороны России, так и со стороны Среднеазиатских ханств было стремление захватить этот богатый регион, использовать его как источник сырья и рынок сбыта.

Источник:Учебник: З.К. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева; Алматы «Атамұра», 2012 год

 

 

Билет № 9

1. Основные причины и предпосылки ликвидации ханской власти в Младшем жузе.

Характеристика задания:проверка умений учащихся формулировать конкретный ответ на конкретный вопрос.

Ответ:

К двадцатым годам XIX столетия царское правительство приходит к выводу, что настало время отменить ханскую власть в Казахстане. На это у него имелись веские основания и были созданы некоторые предпосылки. Во-первых, сохранение ханской власти мешало царизму начать широкомасштабную хозяйственную колонизацию края и присоединения южных и юго-восточных районов Казахстана к России. Во-вторых, казахские ханы дискредитировали себя в глазах большинства степного населения. Назначаемых царем ханов народ уже воспринимал не как самостоятельных правителей, а зачастую как чиновников Российской империи. В-третьих, в начале XIX века участились случаи активного выступления части чингизидов против царской администрации. И, наконец, после окончания войны с Францией царизм обладал достаточными военными и людскими ресурсами для окончательной ликвидации формального проявления независимости казахов – института ханской власти.

Источник:Учебник: З.К. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева; Алматы «Атамұра», 2012 год

 

2. Определите главные признаки военной демократии в эпоху раннего железа.

Характеристика задания:проверка умений учащихся определять существенные признаки.

Ответ:

Сакские вожди превратились в могущественных правителей, они обладали большой властью. Они решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска. Власть сакских царей передавалась по наследству их сыновьям. Основную массу населения составляли рядовые общинники – скотоводы. Велика была роль народного собрания, т.е. собрания всех взрослых мужчин и женщин племени, которое имело влияние на вождей. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии

Сакские вожди превратились в могущественных правителей, они обладали большой властью. Они решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска. Власть сакских царей передавалась по наследству их сыновьям. Основную массу населения составляли рядовые общинники – скотоводы. Велика была роль народного собрания, т.е. собрания всех взрослых мужчин и женщин племени, которое имело влияние на вождей. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии

Члены племени на своем собрании выбирали вождя. Вождь осуществлял руководящие полномочия, решал споры между родами и племенами, регулировал отношения внутри рода, а также с другими родами и племенами. Также вождь следил за обеспечением членов рода, племени продуктами и оружием, от имени племени вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок. Старейшина рода возглавлял перекочевку на новое место.
Сакское общество в основном состояло из 3 групп: воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев

Источник: : История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015

 

3. Заполните таблицу:

Развитие казахстанского советского искусства в годы Великой Отечественной войны

Известные писатели, поэты Композиторы Известные артисты
     

 

Характеристика задания:проверка умений учащихся систематизировать учебный материал.

Ответ:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.