|
||||||||||||||||||||||||
Казахстан в годы Гражданской войны и иностранной интервенцииСтр 1 из 5Следующая ⇒ Билет № 1 1. Усиление колониальной политики царизма в начале ХХ века. Характеристика задания: проверка знаний учащихся о социально-экономическом развитии Казахстана в начале ХХ века и причинах усиления колониальной политики Ответ: Начало XX в. характеризуется дальнейшим усилением колонизации Казахстана, гнета со стороны Российской империи, обострением национального вопроса. Проникновение российского и иностранного капиталов в Казахстан усилило его использование как сырьевого придатка и сферы приложения капитала торгово-промышленной и монополистической буржуазии Центральной России. Широко проникал банковский капитал. Активно развивались ярмарочный и стационарный виды торговли. Для предупреждения роста национально-освободительного движения в Казахстане царизм укреплял слои европейского населения — казачество, переселенческое крестьянство, чиновничество. В Казахстане было размещено четыре казачьих войска. Их численность составляла в Оренбургским крае —553 тыс., Уральском — 235 тыс., Сибирском — 164 тыс., Семиреченском — 59 тыс. человек. К началу века казачьими войсками было занято более 15,6 млн. га земель, часть В 1905—1910 гг. жители 41 аула (48,5%) Петропавловского уезда были Колониальная политика не решила проблемы «земельной тесноты»,, обострились социальные проблемы как казахского, так и русского крестьянства, менялась демографическая ситуация Источник:История Казахстана, 9 кл. М.Козыбаев, 2013 г. Стр 7-8
2. Найдите допущенные в тексте ошибки: «Толе би в возрасте 20 лет начал заниматься судебным разбирательством. Участвовал в составлении законов «Жеты Жарғы». Был потомком Жалантос батыра. Происходил из Западного Казахстана. После смерти Тауке хана, когда Казахское ханство раздробилось, управлял Старшим жузом». Характеристика задания: проверка знаний учащимися характеристик исторических личностей. Ответ: Толе би в возрасте 20 лет начал заниматься судебными разбирательствами, при решении судебных споров отличался справедливостью. Был очень популярен среди народа за бескомпромиссное судейство, являлся советником хана Тауке, участвовал в составлении свода законов «Жеты-Жаргы, но не был потомком Жалантоса (эта характеристика относится к Айтеке би). Родился на территории нынешней Жамбылской области, в местности Жайсан, то есть не происходил из Западного Казахстана. После смерти хана Тауке, когда Казахское ханство раздробилось, управлял Старшим жузом. Источник: С.Жолдасбаев История средневекового Казахстана. Алматы., 2012 г. С. 180 Вариант ответа: Характеристика задания: проверка умений проводить поиск исторической информации в разных источниках Ответ: Был потомком Жалантос батыра. Происходил из Западного Казахстана.
3. Заполните схему «Эволюция человека».
Характеристика задания: проверка умения схематично представлять теоретический материал, структурировать накопленные знания, проводить анализ, синтез и оценку исторической информации.
Источник: История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015. Стр.7 – 12.
Билет № 2 1.Роль Сырыма Датова в борьбе казахского народа против колониальной политики царского правительства. Характеристика задания: проверка знаний исторических личностей, их роли в политической истории государства Ответ:Восстание под руководством Сырыма Датулы имело огромное После окончания восстания царское правительство было вынуждено пойти на некоторые послабления, в первую очередь, в вопросе предоставления пастбищ в междуречье Урала и Волги. Так, в 1801году на правобережье Урала была создана Внутренняя Орда.
2.Определите отличия движения 1916 года от восстаний казахов против Российской империи в XIX веке. Характеристика задания: проверка умения анализировать, группировать, представлять теоретический материал, логически выстраивать накопленные знания, проводить анализ, синтез и оценку исторической информации. Ответ:
Источник:Истори Казахстана, 9 кл. М.Козыбаев, 2013 г. Стр 21-23
3. Заполните таблицу орудия труда.
Характеристика задания: проверка умения схематично представлять теоретический материал, структурировать накопленные знания, проводить анализ, синтез и оценку исторической информации. Ответ:
Источник: История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015. Стр.7 – 44.
Билет № 3 1. Зарождение скотоводство и возникновение земледелия. Характеристика задания:опрелеление знания конкретных событий и явлений. Ответ: В 8 тысячелетии до н.э. на всей территории Казахстана установился благоприятный климат. Резкое потепление не требовало теперь, как ранее, строительства теплых жилищ. Ученые считают, что в самом конце мезолита первобытными людьми начался процесс одомашниваниядиких животных и окультуриваниянекоторых растений. Первым животным, которое приручил человек, является собака. Земледелие, по мнению учёных, так же возникло в мезолите в связи с занятием женщин собирательством. Заметив, что упавшие на землю зёрна прорастают, стали специально высевать семена на обработанную мягкую землю и поливать. Окончательно переход к земледелию и скотоводству произошёл в неолите. Источник: История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015. Стр.32 – 33.
2. Определите влияние Февральской революции 1917 г. на развитие общественно-политической жизни в Казахстане Характеристика задания: проверка умения дать оценку историческим событиям Ответ: В феврале 1917 г. в России свершилась буржуазно-демократическая революция, пала монархия. Весть о событиях в Петрограде население Казахстана восприняло с ликованием. Казахский народ приветствовал свержение самодержавия. Это было некоторым удовлетворением целей национально- освободительного движения. Лидеры национально-освободительного движения считали, что с установлением демократии, свободы и равенства настало время для создания национальной автономии, для решения общенациональных проблем. Такое видение революции разделяло большинство представителей казахской Новое правительство предпринимало шаги для пересмотра имперской национальной политики. 20 марта 1917 г. были отменены всякие ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или Был рассмотрен вопрос о возвращении на родину реквизированных для работ на фронте инородческих рабочих дружин, и Временное правительство приняло по нему положительное решение. На местах шел процесс консолидации Источник:Истори Казахстана, 9 кл. М.Козыбаев, 2013 г. Стр 24-25
3. Оцените историческое значение сражения казахов с джунгарами в 1726 году на берегу реки Буланты, в местности «Кара сиыр». Характеристика задания: проверка умения высказывать свою личностную оценку по изучаемому вопросу и аргументированно отстаивать собственную точку зрения Ответ: В сражении на р. Буланты в 1726 г. (в некоторых источниках приводится дата 1728 г) казахское ополчение одержало первую крупную победу над джунгарами. На стороне местных ополченцев выступили кыргызские и каракалпакские отряды. Общая численность объединенных сил составила около 60 тысяч человек. Место сражения навечно сохранилось в народной памяти и получило историческое название «Калмак кырылган» (место гибели калмыков). По приблизительным данным, было уничтожено до 10 тысяч джунгарских воинов. Неоценимое значение победы на р. Буланты состояло в том, что заметно укрепился моральный дух народа. Был развеян миф о непобедимости джунгарских полчищ. Казахские ополченцы воспрянули духом. Победа, одержанная над врагом, вызвала взрыв всеобщего ликования и воодушевления. Она усилила стремление к дальнейшему объединению народа
Билет № 4 1. Государство Могулистан. Характеристика задания:определение знания исторических событий, связанных с созданием и развитием государства послемонгольского периода. Ответ: К середине ХIV века улус Чагатая распался. В его восточной части, включавшей Юго- Восточный Казахстан и Кыргызстан, было создано государство Могулистан. Государством правил ранее служивший чагатайскому хану знатный эмир Пуладчи (Поладшы) из племени дулат. в 1348 году возвел на трон преданного себе внука Дува хана из потомков Чагатая, восемнадцатилетнего Тоглук-Тимура. Но фактически вся политическая власть оставалась в руках эмира Пуладчи. Основной целью его являлось окончательное отделение Могулистана от Мавераннахра и создание независимого ханства. Это в конечном итоге вело Правителями – ханами в Могулистане были в основном представители династии чингизидов и монгольской знати. Конечно, в первое время в период монгольского нашествия такие монгольские племена, как арлат, чорас и калучи имели преимущество среди местных тюркоязычных племен. Однако со временем они смешались с ними. Другие монгольские племена, переселившиеся в Восточный Туркестан к уйгурам, также слились с ними, утратив почти все монгольские этнические корни. Тоглук - Тимур хан, придя к власти, в некоторой степени сумел улучшить внутреннее положение в государстве, став основоположником правящей династии, находившейся во главе ханской власти до начала ХVI века. Подчинив всю территорию ханства единому центру, столицей государства он сделал город Алмалык. В своей внешней политике Тоглук- Тимур пытался восстановить на территории Средней Азии свою власть на всех землях бывшего Чагатайского улуса После смерти Тоглук –Тимура его сын Ильяс ходжа пытался продолжить политику. Но многочисленные столкновения, войны ослабили государство. В 1405 году Могулистан вновь обрёл независимость. В 1462 году после смерти Есен- Буги, государство распалось Источник:Учебник: История средневекового Казахстана. Жолдасбаев С. 2012 Атамұра, стр.107- 110 2. Назовите причины перехода от материнского рода к отцовскому. Характеристика задания: проверка умения оценивать исторические события, находить и устанавливать причинно-следственные связи. Ответ: Переход от присваивающего хозяйства к производящему усилил роль и значение мужчин в обществе. В эпоху энеолита патриархальные родовые отношения становятся основополагающими. В это же время начинается распад первобытнообщинного строя, который усиливается в эпоху бронзы, что приводит к ещё большему усилению влияния мужчин. Развитие скотоводства и металлургии требовало больше мужского труда, усилило роль мужчины в обществе. Прежние господствовавшие матриархальные отношения были разрушены. На смену им пришло господство патриархально- семейных отношений. В среде членов общин стали появляться богатые люди. Обладание большим количеством скота придавало силу и влияние не только роду, племени, но и отдельным людям. Деление скота между родичами привело к тому, что появилась частная собственность. Источник: История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015. Стр. 77.
3.Перечислите последствия строительства военно-оборонительных линий царским правительством на территории Казахстана для: А) Казахского народа В) Царской России. Характеристика задания: проверка умений анализировать текст, выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи событий Ответ: В 1715 году построена первая крепость Позднее царское правительство в условиях казахско-джунгарского противостояния в Прииртышском регионе встало на путь строительства линий военных укреплений. В 1716 году на правобережье Иртыша были построены Ямышевская и Омская, в 1717году –Железинская, Колбасинская, в 1718– Семипалатинская, в 1720году – Усть-Каменогорская, Черноярская и Коряковская крепости. По Иртышу стало развиваться судоходство. Таким образом, строительство крепостей для казахского народа – почти ничего не дало, способствовало колонизации, казахи лишались земель, нарушались традиционные маршруты кочёвок; России - укрепление позиций и возможность продвижения вглубь территории Казахского ханства. Источник:Учебник: З.К. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева; Алматы «Атамұра», 2012 год с 25-26.
Билет № 5 1. Ханство Абылая. Характеристика задания: определение знания важного исторического события, умения анализировать деятельность исторической личности и определять её роль в истории. Ответ: Вся внутриполитическая деятельность Абылая была направлена на создание централизованного и независимого государства. Его власть была практически неограниченной, но пользовавшейся всеобщей поддержкой народа. Вот что Хан Абылай занимает важное место в истории казахского народа, его усилия в первую очередь были направлены на создание сильного и независимого Казахского государства. По словам российского исследователя нового времени И. Крафта, «...он (Абылай – авт.) умел, смотря по обстоятельствам, казаться преданным то России, то Китаю, то Джунгарии, но в действительности не подчинялся никому».
2. Опишите процесс добычи руды металлургами эпохи бронзы. Характеристика задания: проверка умения составлять характеристики, описания, устанавливать причинно – следственные связи. Ответ: Руду добывали методом огненной проходки (нагревание горной породы) и кайлования (кайлом откалывали горную породу). Источник: История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015. Стр.52
3. Заполните таблицу: Характеристика: Задание направлено на умение тестируемым распознавать, выделять и различать особенности и последствия конкретного события – грпжданской войны.
Казахстан в годы Гражданской войны и иностранной интервенции | ||||||||||||||||||||||||
Особенности Гражданской войны в Казахстане | Последствия Гражданской войны в Казахстане | Фронты на территории Казахстана | Партизанское движение на территории Казахстана | |||||||||||||||||||||
Ответ:
|
|||||
|