Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Казахстан в годы Гражданской войны и иностранной интервенции



Билет № 1

1. Усиление колониальной политики царизма в начале ХХ века.

Характеристика задания: проверка знаний учащихся о социально-экономическом развитии Казахстана в начале ХХ века и причинах усиления колониальной политики

Ответ:

Начало XX в. характеризуется дальнейшим усилением колонизации Казахстана, гнета со стороны Российской империи, обострением национального вопроса.

Проникновение российского и иностранного капиталов в Казахстан усилило его использование как сырьевого придатка и сферы приложения капитала торгово-промышленной и монополистической буржуазии Центральной России. Широко проникал банковский капитал. Активно развивались ярмарочный и стационарный виды торговли.

Для предупреждения роста национально-освободительного движения в Казахстане царизм укреплял слои европейского населения — казачество, переселенческое крестьянство, чиновничество.

В Казахстане было размещено четыре казачьих войска. Их численность составляла в Оренбургским крае —553 тыс., Уральском — 235 тыс., Сибирском — 164 тыс., Семиреченском — 59 тыс. человек. К началу века казачьими войсками было занято более 15,6 млн. га земель, часть
которых сдавалась в аренду казахским шаруа.
Продолжалось интенсивное изъятие земель. Если с 1893 по 1905 г. у казахского населения было отмежевано 4 млн. десятин земли, то с 1906 по 1912 г. — свыше 17 млн. десятин. Всего же к 1917 г. у казахов было изъято около 45 млн. десятин.
Составной частью политики царизма в Казахстане стала переселенческая колонизация. Огромная людская масса устремилась в поисках вольной земли и дешевого хлеба в край. Поток переселенцев усилился с 1893 г. в связи с окончанием строительства Сибирской железной дороги.
В целях создания “переселенческого фонда” власть организовала несколько экспедиций, которые устанавливали земельные нормы для казахов, изыскивали так называемые “излишки” земель. В “излишки” зачислялись лучшие земли, причём традиционные маршруты кочёвок не принимались во внимание.

В 1905—1910 гг. жители 41 аула (48,5%) Петропавловского уезда были
вынуждены прибегать к аренде пастбищ и сенокосов у русского казачества и переселенцев.

Колониальная политика не решила проблемы «земельной тесноты»,, обострились социальные проблемы как казахского, так и русского крестьянства, менялась демографическая ситуация

Источник:История Казахстана, 9 кл. М.Козыбаев, 2013 г. Стр 7-8

 

2. Найдите допущенные в тексте ошибки: «Толе би в возрасте 20 лет начал заниматься судебным разбирательством. Участвовал в составлении законов «Жеты Жарғы». Был потомком Жалантос батыра. Происходил из Западного Казахстана. После смерти Тауке хана, когда Казахское ханство раздробилось, управлял Старшим жузом».

Характеристика задания: проверка знаний учащимися характеристик исторических личностей.

Ответ:

Толе би в возрасте 20 лет начал заниматься судебными разбирательствами, при решении судебных споров отличался справедливостью. Был очень популярен среди народа за бескомпромиссное судейство, являлся советником хана Тауке, участвовал в составлении свода законов «Жеты-Жаргы, но не был потомком Жалантоса (эта характеристика относится к Айтеке би). Родился на территории нынешней Жамбылской области, в местности Жайсан, то есть не происходил из Западного Казахстана. После смерти хана Тауке, когда Казахское ханство раздробилось, управлял Старшим жузом.

Источник: С.Жолдасбаев История средневекового Казахстана. Алматы., 2012 г. С. 180

Вариант ответа: Характеристика задания: проверка умений проводить поиск исторической информации в разных источниках

Ответ: Был потомком Жалантос батыра. Происходил из Западного Казахстана.

 

3. Заполните схему «Эволюция человека».

 

Характеристика задания: проверка умения схематично представлять теоретический материал, структурировать накопленные знания, проводить анализ, синтез и оценку исторической информации.

 

 

Источник: История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015. Стр.7 – 12.

 

Билет № 2

1.Роль Сырыма Датова в борьбе казахского народа против колониальной политики царского правительства.

Характеристика задания: проверка знаний исторических личностей, их роли в политической истории государства

Ответ:Восстание под руководством Сырыма Датулы имело огромное
историческое значение. Оно было одним из самых первых крупных выступлений казахов, направленных против колониальной
администрации.
Сырым батыр остался в памяти народа как один из влиятельных политических деятелей последней трети XVIII века. Он пользовался заслуженным уважением среди своих современников. В фольклорных источниках сохранились сведения о том, что на его асе(поминках) было забито 2000 лошадей и 2500 овец. Это было знаком глубокого уважения народа к своему вождю.

После окончания восстания царское правительство было вынуждено пойти на некоторые послабления, в первую очередь, в вопросе предоставления пастбищ в междуречье Урала и Волги. Так, в 1801году на правобережье Урала была создана Внутренняя Орда.
Значительную часть населения этого региона составили сторонники и родственники Сырыма Датулы.
Источник:Учебник: З.К. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева; Алматы «Атамұра», 2012 год с 62 -63

 

2.Определите отличия движения 1916 года от восстаний казахов против Российской империи в XIX веке.

Характеристика задания: проверка умения анализировать, группировать, представлять теоретический материал, логически выстраивать накопленные знания, проводить анализ, синтез и оценку исторической информации.

Ответ:

Похожие характеристики Отличия
Главными причинами поражения народно-освободительной войны были его стихийность, недостаточная организованность, отсутствие связи между регионами. В действительности с практически безоружным народом воевала регулярная армия империи, вооруженная и оснащенная по последнему слову техники. Не было единства в рядах национальной демократической интеллигенции. В ряде случаев баи и ханы предавали интересы восставших. Царскому правительству удалось быстро обезглавить движение. Народно-освободительная война продемонстрировала рост классового самосознания казахского народа, тысячи ее участников прошли школу вооруженной борьбы против царского самодержавия. Впервые за долгие годы колониального гнета они осознали общность национальных интересов, пробудились к активной политической деятельности, осознали себя силой, способной к вооруженной борьбе против колониальной экспансии российского самодержавия. Народное движение, в ходе которого были созданы структуры власти, вооруженные силы, аппарат управления, по масштабности, охвату участников и последствиям представляли собой апогей антиколониального движения.

Источник:Истори Казахстана, 9 кл. М.Козыбаев, 2013 г. Стр 21-23

 

3. Заполните таблицу орудия труда.

Период Орудия труда
Палеолит  
Мезолит  
Неолит  

 

Характеристика задания: проверка умения схематично представлять теоретический материал, структурировать накопленные знания, проводить анализ, синтез и оценку исторической информации.

Ответ:

 

Период Орудия труда
Палеолит Чоппер, чоппинг, палка – копалка, скребки, остроконечники.
Мезолит Микролит, лук и стрелы, топор, рыболовная снасть, мотыга.
Неолит Зернотерка, серп, ткацкий станок, ступа и пест, глиняная посуда.

Источник: История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015. Стр.7 – 44.

 

Билет № 3

1. Зарождение скотоводство и возникновение земледелия.

Характеристика задания:опрелеление знания конкретных событий и явлений.

Ответ:

В 8 тысячелетии до н.э. на всей территории Казахстана установился благоприятный климат. Резкое потепление не требовало теперь, как ранее, строительства теплых жилищ. Ученые считают, что в самом конце мезолита первобытными людьми начался процесс одомашниваниядиких животных и окультуриваниянекоторых растений.

Первым животным, которое приручил человек, является собака.
Она стала постоянным спутником и незаменимым помощником древнего человека при охоте. Собаки быстро находили зверя и способствовали удачной
охоте.
Люди вкладывали много труда и терпения для приручения и одомашнивания диких животных. Охотники поймали на охоте маленьких козлят и ягнят. Их было жалко убивать. Люди стали строить специальные загоны для молодняка,
где они содержались и подрастали. Или пойманных во время облавной охоты животных держали в загонах, они приносили приплод. Таким образом, были приручены овца, коза, корова, свинья, лошадь.

Земледелие, по мнению учёных, так же возникло в мезолите в связи с занятием женщин собирательством. Заметив, что упавшие на землю зёрна прорастают, стали специально высевать семена на обработанную мягкую землю и поливать.

Окончательно переход к земледелию и скотоводству произошёл в неолите.

Источник: История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015. Стр.32 – 33.

 

2. Определите влияние Февральской революции 1917 г. на развитие общественно-политической жизни в Казахстане

Характеристика задания: проверка умения дать оценку историческим событиям

Ответ:

В феврале 1917 г. в России свершилась буржуазно-демократическая революция, пала монархия. Весть о событиях в Петрограде население Казахстана восприняло с ликованием. Казахский народ приветствовал свержение самодержавия. Это было некоторым удовлетворением целей национально- освободительного движения.

Лидеры национально-освободительного движения считали, что с установлением демократии, свободы и равенства настало время для создания национальной автономии, для решения общенациональных проблем. Такое видение революции разделяло большинство представителей казахской
интеллигенции.

Новое правительство предпринимало шаги для пересмотра имперской национальной политики. 20 марта 1917 г. были отменены всякие ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или
иному вероисповеданию или национальности. Это решение Временного правительства было направлено на установление национального согласия в этом огромном регионе.

Был рассмотрен вопрос о возвращении на родину реквизированных для работ на фронте инородческих рабочих дружин, и Временное правительство приняло по нему положительное решение. На местах шел процесс консолидации
демократических сил. Революционно настроенные рабочие добивались через Советы введения восьмичасового рабочего дня (Верный, Семипалатинск, Экибастуз), включения в программу Советов требований о конфискации помещичьих земель.
Февральская революция 1917 г. оказала влияние на национальную политику, заявила о своей приверженности общечеловеческим ценностям — свободе, равенству народов. Вместе с тем она не решила до конца национальный
вопрос, не ликвидировала институты колониального управления. Она сделала лишь первые шаги по урегулированию межнациональных отношений

Источник:Истори Казахстана, 9 кл. М.Козыбаев, 2013 г. Стр 24-25

 

3. Оцените историческое значение сражения казахов с джунгарами в 1726 году на берегу реки Буланты, в местности «Кара сиыр».

Характеристика задания: проверка умения высказывать свою личностную оценку по изучаемому вопросу и аргументированно отстаивать собственную точку зрения

Ответ:

В сражении на р. Буланты в 1726 г. (в некоторых источниках приводится дата 1728 г) казахское ополчение одержало первую крупную победу над джунгарами.

На стороне местных ополченцев выступили кыргызские и каракалпакские отряды. Общая численность объединенных сил составила около 60 тысяч человек. Место сражения навечно сохранилось в народной памяти и получило историческое название «Калмак кырылган» (место гибели калмыков). По приблизительным данным, было уничтожено до 10 тысяч джунгарских воинов. Неоценимое значение победы на р. Буланты состояло в том, что заметно укрепился моральный дух народа. Был развеян миф о непобедимости джунгарских полчищ. Казахские ополченцы воспрянули духом. Победа, одержанная над врагом, вызвала взрыв всеобщего ликования и воодушевления. Она усилила стремление к дальнейшему объединению народа
Источник:Учебник: З.К. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева; Алматы «Атамұра», 2012 год с 20.

 

Билет № 4

1. Государство Могулистан.

Характеристика задания:определение знания исторических событий, связанных с созданием и развитием государства послемонгольского периода.

Ответ:

К середине ХIV века улус Чагатая распался. В его восточной части, включавшей Юго- Восточный Казахстан и Кыргызстан, было создано государство Могулистан.

Государством правил ранее служивший чагатайскому хану знатный эмир Пуладчи (Поладшы) из племени дулат. в 1348 году возвел на трон преданного себе внука Дува хана из потомков Чагатая, восемнадцатилетнего Тоглук-Тимура. Но фактически вся политическая власть оставалась в руках эмира Пуладчи.

Основной целью его являлось окончательное отделение Могулистана от Мавераннахра и создание независимого ханства. Это в конечном итоге вело
к укреплению политической власти и господствующей роли представителей знати племени дулат.

Правителями – ханами в Могулистане были в основном представители династии чингизидов и монгольской знати. Конечно, в первое время в период монгольского нашествия такие монгольские племена, как арлат, чорас и калучи имели преимущество среди местных тюркоязычных племен. Однако со временем они смешались с ними. Другие монгольские племена, переселившиеся в Восточный Туркестан к уйгурам, также слились с ними, утратив почти все монгольские этнические корни.

Тоглук - Тимур хан, придя к власти, в некоторой степени сумел улучшить внутреннее положение в государстве, став основоположником правящей династии, находившейся во главе ханской власти до начала ХVI века. Подчинив всю территорию ханства единому центру, столицей государства он сделал город Алмалык.

В своей внешней политике Тоглук- Тимур пытался восстановить на территории Средней Азии свою власть на всех землях бывшего Чагатайского улуса

После смерти Тоглук –Тимура его сын Ильяс ходжа пытался продолжить политику. Но многочисленные столкновения, войны ослабили государство.

В 1405 году Могулистан вновь обрёл независимость. В 1462 году после смерти Есен- Буги, государство распалось

Источник:Учебник: История средневекового Казахстана. Жолдасбаев С. 2012 Атамұра, стр.107- 110

2. Назовите причины перехода от материнского рода к отцовскому.

Характеристика задания: проверка умения оценивать исторические события, находить и устанавливать причинно-следственные связи.

Ответ:

Переход от присваивающего хозяйства к производящему усилил роль и значение мужчин в обществе. В эпоху энеолита патриархальные родовые отношения становятся основополагающими. В это же время начинается распад первобытнообщинного строя, который усиливается в эпоху бронзы, что приводит к ещё большему усилению влияния мужчин. Развитие скотоводства и металлургии требовало больше мужского труда, усилило роль мужчины в обществе.

Прежние господствовавшие матриархальные отношения были разрушены. На смену им пришло господство патриархально- семейных отношений. В среде членов общин стали появляться богатые люди. Обладание большим количеством скота придавало силу и влияние не только роду, племени, но и отдельным людям. Деление скота между родичами привело к тому, что появилась частная собственность.

Источник: История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015. Стр. 77.

 

3.Перечислите последствия строительства военно-оборонительных линий царским правительством на территории Казахстана для: А) Казахского народа В) Царской России.

Характеристика задания: проверка умений анализировать текст, выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи событий

Ответ:

В 1715 году построена первая крепость

Позднее царское правительство в условиях казахско-джунгарского противостояния в Прииртышском регионе встало на путь строительства линий военных укреплений.

В 1716 году на правобережье Иртыша были построены Ямышевская и Омская, в 1717году –Железинская, Колбасинская, в 1718Семипалатинская, в 1720году – Усть-Каменогорская, Черноярская и Коряковская крепости. По Иртышу стало развиваться судоходство.
Джунгарским правителям причину строительства крепостей сибирские власти объясняли необходимостью защиты от набегов казахов, последним – необходимостью обороны от воинственных джунгар. Но на самом деле укрепления служили плацдармом для России. Об этом писал и известный русский ученый Н. Коншин:«Так возникла Иртышская линия укреплений, задачей которой было охранять правобережные земли от джунгар, а вскоре потом – от киргиз».
С начала XVIII века усиливается отправка посольств Россией в Казахское ханство. Наряду с вопросами налаживания торговых, союзнических отношений, Россия искала пути приведения в подданство Казахского ханства.

Таким образом, строительство крепостей для казахского народа – почти ничего не дало, способствовало колонизации, казахи лишались земель, нарушались традиционные маршруты кочёвок; России - укрепление позиций и возможность продвижения вглубь территории Казахского ханства.

Источник:Учебник: З.К. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева; Алматы «Атамұра», 2012 год с 25-26.

 

 

Билет № 5

1. Ханство Абылая.

Характеристика задания: определение знания важного исторического события, умения анализировать деятельность исторической личности и определять её роль в истории.

Ответ:

Вся внутриполитическая деятельность Абылая была направлена на создание централизованного и независимого государства. Его власть была практически неограниченной, но пользовавшейся всеобщей поддержкой народа. Вот что
писал на этот счет Ш. Уалиханов: «Обязанный своему возвышению только личным достоинством, он умел заслужить уважение народа ... ни один киргизский хан не имел такой неограниченной власти как Абылай. Он первым предоставил своему произволу смертную казнь ... усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов».
Свои усилия Абылай направил по следующим направлениям. Во- первых, ему удалось воссоздать централизованное государство. В 1771 году в Туркестане он был провозглашен ханом всех трех жузов. Этому во многом способствовало и его выдающаяся роль в разгроме как джунгар, так и воинственных волжских калмыков. Для лучшего управления подданными в каждом из трех жузов Абылай назначил правителями улусов своих сыновей и близких родственников. Так, в Семиречье (Жетысу) от его имени правили султаны Адил и Суюк, в
Центральном Казахстане – султан Касым, в Прииртышском регионе – двоюродный брат хана султан Султанбет с многочисленными сыновьями, в Восточном Казахстане – сын Абулмамбета Абулфеис.
Хану также помогал многочисленный отряд преданных ему толенгутов. Во-вторых, он пошел по пути усиления судебной власти. В то же время в своей деятельности он опирался и на авторитет крупных казахских биев, а также на именитых батыров. Наиболее влиятельной политической фигурой был его советник Бухар-жырау.В-третьих, Абылаю удалось прекратить междоусобные столкновения и барымту среди подведомственных родов и племен. Наконец, он поощрял занятие казахами земледелием, сенокошением и рыболовством. Хан всячески поддерживал в Степи караванную торговлю.

Хан Абылай занимает важное место в истории казахского народа, его усилия в первую очередь были направлены на создание сильного и независимого Казахского государства. По словам российского исследователя нового времени И. Крафта, «...он (Абылай – авт.) умел, смотря по обстоятельствам, казаться преданным то России, то Китаю, то Джунгарии, но в действительности не подчинялся никому».
Хан возглавил объединительные процессы казахов и способствовал централизации государственной власти в Степи. Ему принадлежит важная роль в деле разгрома джунгар и волжских калмыков. Ему удалось не только остановить движение китайских армий по территории Казахстана, но и вернуть традиционные пастбища на Тарбагатае.
Источник:Учебник: З.К. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева; Алматы «Атамұра», 2012 год

 

2. Опишите процесс добычи руды металлургами эпохи бронзы.

Характеристика задания: проверка умения составлять характеристики, описания, устанавливать причинно – следственные связи.

Ответ: Руду добывали методом огненной проходки (нагревание горной породы) и кайлования (кайлом откалывали горную породу).

Источник: История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. А.Т.Толеубаев, Г.Д.Иргебаев. 3 – е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2015. Стр.52

 

 

3. Заполните таблицу:

Характеристика: Задание направлено на умение тестируемым распознавать, выделять и различать особенности и последствия конкретного события – грпжданской войны.

 

Казахстан в годы Гражданской войны и иностранной интервенции

Особенности Гражданской войны в Казахстане Последствия Гражданской войны в Казахстане Фронты на территории Казахстана Партизанское движение на территории Казахстана
       

 

Ответ:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.