|
|||
Корней Чуковский 11 страницаОтсюда ясный педагогический принцип: чтобы из своего плача ребенок не делал вернейшего средства к достижению удобств и выгод, мать должна с первого же дня его жизни подавить в себе стремление слишком горячо реагировать на его слезы и вопли. Ни в коем случае ей не следует давать ему грудь всякий раз, во всякую минуту, едва только он закричит. Кормить его грудью она должна по часам, а не беспорядочно, когда ему вздумается, - и при этом строго-настрого запретить его бабушкам, теткам и сестрам подбегать к нему при первом же крике, брать его на руки, баюкать, качать, лишь бы только он хоть на минуту умолк. Иначе она своими руками толкнет его на то хитроумное использование собственных слез, о котором мы сейчас говорили. Вообще же говоря, "хитроумие" свойственно детям гораздо чаще, чем принято думать. Сентиментальная легенда о ребенке, как о некоем бесхитростном праведнике, чрезвычайно далека от действительности. Ибо на самом-то деле ребенок совсем не такой ангелочек, каким он представляется многим слепо влюбленным родителям. Большой дипломат, он нередко внушает себе и другим, будто его своекорыстные желания и требования подсказаны ему чистейшим альтруизмом. Четырехлетняя Вера говорит, например, своей матери: - Ты можешь пойти за мороженым... Я не для того говорю, что за мороженым, а для того, чтобы ты вышла немного на воздух. Наташа угощает бабушку конфетами: - Ты, бабушка, кушай эти красивенькие (мармелад), а уж я буду есть эти грязные. И, делая гримасу отвращения, со вздохом берет шоколадку. И кого не обезоружит своим простодушным лукавством такая, например, уловка ребенка, где голый эгоизм прикрывается гуманнейшей заботой о ближних. - Мама, возьми меня на ручки! Я тебя буду держать, чтобы ты не упала! Мать несет тяжелую кошелку. - Мама, ты возьми меня на руки, я возьму кошелку, и тебе не будет тяжело. Пятилетняя Ирина во время обеда ест неохотно и вяло. Чтобы она действовала ложкой быстрее, мать предлагает ей есть суп наперегонки. Ирина отказывается, но при этом чрезвычайно хитро мотивирует свой отказ нежными чувствами к матери: - Не хочу перегонять такую хорошую маму! У бабушки большие очки. Андрюша гуляет с нею по многолюдному парку и очень боится волков. При этом в душе у него тлеет надежда, что, если уж волки совершат нападение, то скорее всего на бабушку. Эту свою тайную надежду он выражает такими словами: - Если какого человека съест волк, что он сделает с его очками? На себя наденет, что ли? Трехлетний Игорь увидел незнакомую кошку и в страхе спрятался за материнскую спину. - Я кошки не боюсь, я только даю ей дорогу, потому что она такая хорошенькая. Мама надела нарядную блузку и явно собирается уйти. Это очень не нравится трехлетнему Леше. Чтобы удержать маму дома, Леша прибегает к лукавству: - Сними эту кофту, ты в ней некрасивая. Четырехлетнему Валерику в детском саду предложили нарисовать голубей. Он ничего, кроме домиков, рисовать не умел. Он и нарисовал домик. - Где же голуби? - Они в домике. Андрюша Румянцев (2 г. 10 мес.) заинтересовался плавающим в речке бревном. Ему очень хочется подбежать к нему ближе, но его не пускают туда. Неподалеку от бревна на берегу собачонка, которая нисколько не интересует Андрюшу. - Марина, правда, хорошая собачка? - Да. Очень! - Чудесная собачка! Нет, ты только подумай, какая собачка! Я побегу к ней - такая хорошая! О бревне ни единого слова. Мать собралась уехать на неделю из города и взять с собой Таню. Но Таня не знает об этом. Думает, что она будет оставлена вместе с Юриком дома. Поэтому, ни слова не говоря о себе, Таня начинает лицемерно сокрушаться о брате. - И ты уедешь? - говорит она матери. - Ты можешь уехать от бедного, больного маленького мальчика? Когда же она узнает, что мать намерена взять и ее, она мгновенно сбрасывает маску: - Не такой уж он маленький и не такой уж больной! И вообще он большой. И притом здоровый. К чести Тани, необходимо сказать, что, в отличие от взрослых, она сама не замечает своего лицемерия. - Мама, хлеба! - Подожди, скоро обед. - Ну дай моей кукле Маше. Получив для куклы кусочек хлеба, четырехлетняя Галя сразу кладет его в свой собственный рот. - Что же ты делаешь? - Пробую, не горячий ли хлеб: чтобы Маша не обожгла себе ротика. Я думаю, такому лукавству мог бы позавидовать любой иезуит. Двухлетняя Зоя не хочет, чтобы дети, пришедшие в гости, играли ее игрушками. Ради этого она прибегает к таким измышлениям: - Куклу нельзя трогать: кукла больна. Мишку тоже нельзя: он кусается. Откуда в ней это лукавство? Растет она в очень правдивой семье, не выносящей никакого криводушия. А совсем недавно та же Зоя, уже достигшая четырехлетнего возраста, громко за столом произнесла непонятную фразу, услышанную ею по радио: - Антифашистская демонстрация в Греции. - Что это, по-твоему, значит? - спросила у нее удивленная тетка. Вместо того чтобы откровенно признаться, что вся фраза недоступна ее пониманию, Зоя уличает в непонимании тетку: - Ты не знаешь, что это значит? Папа, да объясни ты ей, пожалуйста, а то мне стыдно, что она не знает. Родители запретили Ирочке просить у посторонних людей угощения. Ирочка пришла к соседям в гости. Стол еще не накрыт. Ирочка с невиннейшим видом: - Когда я была у вас в прошлый раз, вы угощали меня конфетами. IX. ПРОДОЛЖАЮ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ В виде дополнения к настоящей главе привожу без всяких комментариев пестрые записи о речах и поступках детей, сделанные мною и моими друзьями главным образом в последнее время. Надеюсь, что внимательный читатель и сам прокомментирует их - на основе предыдущего текста. Сенсационные открытия: - Папа, ты знаешь, оказывается: у лошадей нет рогов! - Мама, ведь правда, домовых нет, а есть только домоуправы? - Володя, знаешь: у петуха нос - это рот! - Знаешь, папа, у всех зверей спина наверху, а живот внизу! - А плохо быть птичкой: захочешь поцеловать маму - и уклюнешь ее. - Когда конфету держишь во рту, она вкусная. А когда в руке невкусная. - А из замужа обратно выйти можно? - Вовка меня по-деревянному сегодня обозвал. - Как это? - Он сказал: сучка. Люда Плеханова трех лет: - А мы по радио слушали песню кувшини! Люда спутала кувшин и графин, - то была ария графини из "Пиковой дамы". - Я спала, а баба ушла, а тут такой крик стоял... - Кто же кричал? - Да я. - Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты ее боишься. Лена, убегая: - А зачем я ей буду врать, если я ее и вправду боюсь? - Юбка - это когда две ноги в одну штанину. О портрете Гончарова: - Он уже умер, да? А кто же теперь его заместитель? Жена филолога ласкает четырехлетнего сына: - Ах ты, мусенька, дусенька, пусенька. Сын: - Мама, не кривляй русский язык! - Это не настольная игра, а настульная. Ведь я же играю не на столе, а на стуле. Отсидела ногу. - У меня в ножке боржом! - Как же ты упал с кровати? - А я ночью спал-спал и на себя не смотрел, а потом посмотрел на кровать и вижу: меня там нет. Неистребимая страсть к похвальбе. - А мой папа храпеть умеет! - А у нас на даче столько пыли! Соседский Саша так гордился живущими в его постели клопами, что пятилетний Антоша Иванов (с которым мы уже познакомились на предыдущих страницах) заплакал от зависти: - Хочу, чтобы у меня были клопы! - Вот ты говоришь - чудес не бывает. А разве это не чудесо, что вишни в одну ночь зацвели? - Звезды очень далеко. Так откуда же люди знают, как их зовут? - Рыба мрыть (умирать) не умеет; у нее головы нету. Только глаза на животе и хвост. - Как рубану человека! - Как же это можно рубануть человека? - Не человека - буржуя! - Тетенька, вы очень красивая. - Да что же во мне красивого? - Очки и тюбетейка. - ...Жили-были царь и царица, а у них был маленький царёныш. - Кто красивее - папа или мама? - Не буду вам отвечать, потому что не хочу обижать маму. - Достань мне луну, хоть надкушенную! - У нас бабушка в деревне всех петушков перерезала. Пусть теперь сама яйца несет. - Папа, какие милиционеры смешные! Он мне говорил вы, как будто меня несколько! Впрочем, дети очень скоро научаются понимать, что слово "вы", обращенное к одному лицу, знаменует собою учтивость. - Нинка выдра, выдра, выдра! - кричит пятилетняя Маша. Ее сверстнице Клаве такое ругательство кажется слишком уж вежливым. - Надо не выдра, а тыдра, - поучает она. - Тыдра, тыдра, тыдра! - дружно кричат они обе. Нина не выдерживает и в слезах убегает. Вырвали зуб. - Пусть он теперь у врача в банке болит! Нормы поведения, внушаемые взрослыми детям, воспринимаются детьми как универсальные правила, равно обязательные для детей и животных. - Бабушка, смотри, какие утки глупые - сырую воду пьют из лужи! Девочка, живущая на юге, угощает виноградом козу и все время кричит ей: - Плюнь косточку! Мы уже видели, что малый ребенок далеко не всегда отличает вещь от того слова, которым эта вещь обозначена. То же происходит и с рисунками: изображенные на них существа воспринимаются ребенком как живые. Владику было полтора года. Ему прочитали басню "Ворона и Лисица" и показали иллюстрацию к ней. Он пожалел несчастную ворону, которая осталась без сыра. Когда через две-три недели к завтраку был подан голландский сыр любимое лакомство Владика, - он побежал за книжкой, отыскал тот рисунок, где изображена ворона с открытым клювом, и, тыча вороне сыр, стал приговаривать: - На, ворона, кушай сыр, кушай! В детском саду воспитатель показывает детям картинку. На картинке изображен мальчуган, который убегает от разъяренного гуся; вдали домик, окруженный деревьями. Пятилетняя девочка берет указку и сильно стучит по домику. - Я стучу, - поясняет она, - чтобы мальчику скорее открыли, а то его гусь укусит. В другой раз воспитатель показал тем же детям картинку, на которой нарисована спящая женщина, а рядом ее дочь, вся в слезах: играя, она поцарапала руку. Девочка, всмотревшись в картинку, начинает тыкать указкой в спящую: - Мама, просыпайся: жалко девочку. Двухлетней Кате очень понравилась картинка, изображавшая козликов на зеленой лужайке. Она стала тянуть маму за руку: - Пойдем туда в картинку, к козликам! Наташа принесла в детский сад корейскую сказку "Ласточка". В книге есть картинка: к птичьему гнезду подбирается злая змея. Увидев картинку, приятель Наташи, пятилетний Валерка, набросился на змею с кулаками. - Не бей! - закричала Наташа. - Я уже побила ее дома. На картинке нарисован бегемот, бегущий за мишкой. Трехлетняя Саша прикрыла медведя ладонью, чтобы бегемот его не догнал. Глядя на лысого: - Почему у тебя так много лица? Увидел в Зоопарке полосатую зебру: - Лошадь в тельняшке. Сережа Сосинский с философским уклоном ума: - Когда я сплю, мне кажется, что меня нигде нет: ни в одной постели, ни даже в комнате. Где я тогда, мама? - Мама, а можно спать назад? - Как - назад? - Утром уснуть и проснуться вчера вечером? Сын учителя, пятилетний Валерий: - Пушкин сейчас живет? - Нет. - А Толстой? - Нет. - А живые писатели бывают? - Бывают. - А их кто-нибудь видел? Это напомнило мне один эпизод, приключившийся лет тридцать назад. Меня знакомят с пятилетней Ириной. - Это, Ирочка, писатель Чуковский. Та спрятала руки за спину и засмеялась, как человек, хорошо понимающий шутку. - Чуковский давно умер. Когда же меня пригласили к столу, она окончательно уличила меня в самозванстве: - Ага! Разве писатели кушают? В автобусе мальчик четырех лет сидит на руках у отца. Входит женщина. Мальчик, желая быть вежливым, вскакивает с отцовских колен: - Садитесь, пожалуйста! В заключение - несколько примеров того, как своеобразно отражаются в детских умах количественные отношения вещей. Математический спор двух четырехлетних соперников: - Я на четвереньках умею. - А я на пятереньках. - А я на шестереньках. - А я на семереньках. - А я... К счастью, дальше семи они не умели считать. Дошли бы до тысячеренек. Кот стоит на четвереньках, А Наташа на двуеньках. Трехлетняя Анка. - А я двумями ногами могу прыгать! У Эрны и Таты три чашки. Разделить их поровну никак невозможно. Та, кому во время игры достается одна чашка, страдает от зависти, плачет, а та, у кого их две, важничает и дразнит страдалицу. Вдруг Эрну перед игрой осеняет: - Давай разобьем одну чашку! Тата обрадована: - Давай разобьем! Это первая математическая задача, которую довелось им решать, и они блистательно решили ее, так как после уничтожения чашки получили возможность играть по-товарищески, не причиняя друг другу обид. Леве было пять лет, и он ужасно боялся вернуться в четыре (чем ему однажды пригрозили). - Одна рука холодная, а третья горячая. Мать Леонида Андреева рассказывала мне, что, когда ему было три года, он однажды, ворочаясь в постели, пожаловался: - Я - на один бок, я - на другой бок, я - на третий бок, я - на четвертый бок, я - на пятый бок - все никак не могу заснуть. - Сколько тебе лет? - Скоро восемь, а пока три. Известным психологом А.В.Запорожцем были опубликованы наблюдения О.М.Концевой над отношением дошкольников к арифметическим задачам. "Оказывается, - пишет ученый, - малышей чрезвычайно занимает жизненное содержание задачи, в то время как собственно математические моменты отодвигаются на задний план. Ребенку говорят: "Мама съела 4 конфеты, а своему сыну дала 2, сколько они съели вместе?" Малыш не решает этой задачи, так как его волнует описанная в ней несправедливость. Он говорит: - А почему она Мише так мало дала? Воспринимая текст задачи, ребенок прежде всего видит в нем описание некоторых реальных событий, в котором собственно числовые данные имеют вспомогательное значение"*. ______________ * Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста, М.-Л. 1948, стр. 85. О подобном же случае сообщает мне из поселка Холбон Читинской области т.Иванов: "Я предложил своему трехлетнему племяннику такую задачу: - Папа купил одну конфетку, и мама - одну конфетку... Но я не успел закончить, потому что мальчишка спросил: - А где они?" Пятилетний Алик только что научился считать до десятка. Поднимаясь по лестнице на седьмой этаж, он с уверенностью считает ступени, и ему чудится, что в произносимых им числах есть некая магия, так как, по его мнению, количество ступеней зависит от цифры, которую он назовет. - Вот, - говорит он, - если бы считали не 1, 2, 3, 4, 5, а 1, 3, 5, 10, было бы легче дойти. Было бы меньше ступенек. Число кажется ему такой же реальностью, как и вещь, отмечаемая числом. Этот фетишизм цифр сродни детскому фетишизму рисунков и слов. Таков же фетишизм детей в отношении к календарю и к часам. Таня взяла календарь и старательно отрывает листок за листком: - Хочу сделать Первое мая... Тогда мы пойдем на демонстрацию. Мама сказала пятилетнему Леве, что вернется домой, когда вот эта стрелка будет здесь (и показала на стенных часах). Лева остался один. Ждал, ждал - не выдержал, взобрался на стул и перевел стрелку, - в твердой уверенности, что тем самым ускоряет возвращение мамы. Вообще последовательность чисел представляется ребенку чем-то таким, что вполне зависит от его - человеческой - воли. - Я хочу жениться на Володе, - говорит маме четырехлетняя Лена. - Но ведь ты на целый год его старше. - Ну так что! Мы пропустим один день моего рождения и сравняемся. Глава третья БОРЬБА ЗА СКАЗКУ I. РАЗГОВОР О МЮНХАУЗЕНЕ Это было в Алупке в 1929 году. Больные ребята изнемогали от зноя. Они шумели и хныкали. Какая-то растяпистая женщина кудахтала над ними по-куриному, но не могла их унять. Я пришел издалека и, чтобы обрадовать их, начал читать им "Мюнхаузена". Через две минуты они уже ржали от счастья. Слушая их блаженное ржание, я впервые по-настоящему понял, какое аппетитное лакомство для девятилетних людей эта веселая книга и насколько тусклее была бы детская жизнь, если бы этой книги не существовало на свете. С чувством нежнейшей благодарности к автору я читал, под взрывчатый хохот ребят, и про топор, залетевший на луну, и про путешествие верхом на ядре, и про отрезанные лошадиные ноги, которые паслись на лугу, и, когда я на минуту останавливался, ребята кричали: "Дальше!" Но вот подбегает ко мне эта женщина, и на лице у нее красные пятна: - Что вы! Что вы!.. Да мы никогда, ни за что!.. И хватает у меня из рук мою бедную книгу, и глядит на нее, как на жабу, и двумя пальцами уносит куда-то, а больные дети ревут от обиды, а я иду растерянно за женщиной, и руки у меня почему-то дрожат. Тут возникает какой-то молодой в тюбетейке, и оба говорят со мною так, будто я пойманный вор: - Какое вы имеете право читать эту дрянь нашим детям? И объясняют мне учительным тоном, что в книге для советских ребят должны быть не фантазии, не сказки, а самые подлинные реальные факты. - Но позвольте, - пробую я возразить. - Ведь именно при помощи своих фантазий и сказок эта книга утверждает ребят в реализме. Самый хохот, с которым встречают они каждую авантюру Мюнхаузена, свидетельствует, что его ложь им ясна. Они именно потому и хохочут, что всякий раз противопоставляют его измышлениям реальность. Тут их боевой поединок с Мюнхаузеном, поединок, из которого они неизменно выходят каждый раз победителями. Это-то и радует их больше всего. Это повышает их самооценку. "Ага, ты хотел нас надуть, не на таковских напал!" Тут спор, тут борьба, тут полемика, и их оружие в этой борьбе - реализм. Пойдите спросите ребят, поверили ли они хоть единому слову Мюнхаузена, - они прыснут вам прямо в лицо. И вы оскорбляете их своей дикой боязнью, как бы их не одурачили небылицы Мюнхаузена! Это ли не издевательство над девятилетним гражданином Советской страны - считать его таким беспросветным глупцом, который способен поверить, что топоры взлетают на луну! Глаза у педагогов были каменные. Но я уже не мог замолчать. - Или вы боитесь, как бы эти буффонады Мюнхаузена не расшевелили в детях чувство юмора? Почему веселая книга внушает вам такое отвращение, словно вы - гробовщики или плакальщики? Или вы во что бы то ни стало хотите отвадить ваших ребят от чтения и внушить им лютую ненависть к книге? Вы этого добьетесь, ручаюсь вам! И поверьте, что те педагоги, которые по-настоящему борются за коммунистическое воспитание детей, осмеют и осудят вас... Я ждал возражений, но эти люди были из породы недумающих и даже как будто обиделись, что я приглашаю их самостоятельно мыслить. Только один из них, высоколобый и мрачный, безапелляционно сказал, что мои рассуждения чуковщина. И на этом наша дискуссия кончилась. Ребята были спасены от "Мюнхаузена". Я взвалил на плечи мою дорожную сумку и вышел на горячее солнце. В сумке у меня были любимые: "Гулливер", "Сказки Гриммов", "Конек-горбунок". Я хотел подарить эти книги ребятам, но высоколобый перелистал их небрежно и, скучая, отодвинул от себя. - Это нам ни к чему, - сказал он. - Нам бы о дизелях или радио. Шагая вдоль берега по каменистой тропе, я думал о том, что случилось. "Почему эти чудаки, - спрашивал я себя, - так уверены, что радио и "Конек-горбунок" несовместны? Почему они думают, что, если младенцу, например, прочитать "Конька-горбунка", он непременно отвратится от всякой механики и до старости лет будет мечтать о жар-птицах? Откуда взялся у них этот тупой ультиматум: либо сказка, либо динамо-машина? Как будто для того, чтобы выдумать динамо-машину, не понадобилось самой смелой фантазии! Фантазия есть ценнейшее качество ума человеческого, и ее нужно тщательно воспитывать с самого раннего детства, - как воспитывают музыкальное чутье, - а не топтать сапогами. Ленин сказал о фантазии: "Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности..."*. Недаром Карл Маркс во время загородных прогулок рассказывал своим дочерям "чудесные волшебные сказки, тянувшиеся без конца, - сам по дороге сочиняя их, растягивая или, наоборот, ускоряя события, смотря по длине оставшегося пути..."** Дарвин в детстве был такой фантазер, что все считали его выдумщиком не хуже Мюнхаузена..." ______________ * В.И.Ленин, Заключительное слово по политическому отчету ЦК на XI съезде РКП (б), 28 марта 1922 года. Полное собрание сочинении, т. 45, стр. 125. ** Поль Лафарг, Воспоминания о К.Марксе. "Воспоминания о Марксе и Энгельсе", Госполитиздат, М. 1956, стр. 72. Все эти доводы показались мне столь сокрушительными, что мне захотелось сейчас же вернуться и доказать высоколобому, что он непоправимо калечит ребят, изгоняя из их обихода фантастику. На следующий день спозаранку я уже был у него и изложил ему все эти мысли, а потом в заключение достал из своей походной сумки книгу и прочитал оттуда такие слова: "Будем развивать природную фантазию или, по крайней мере, не будем мешать ей своеобразно развиваться. Для маленьких ребят очень важно в этом отношении чтение волшебных сказок. Теперь нередко можно встретить родителей, восстающих против сказок. Они не дают их детям, стремясь воспитать трезвых, деловых людей. Я всегда предсказывал таким родителям, что из этих детей не выйдут ни математики, ни изобретатели..." Высоколобый взялся за свой белый картуз. - А знаете ли вы, кто это пишет? - спросил я его с торжеством. - Это пишет не какой-нибудь поэт или сказочник, а профессор прикладной механики, автор книг "Основания статики" и "Курс сопротивления материалов", воспитавший целые поколения выдающихся русских ученых. В итоге многолетнего педагогического и научного опыта он пришел к убеждению, что сказка есть его союзник, а не враг, что инженер, который в детстве не был воспитан на сказке, едва ли способен к инженерному творчеству. Статья его так и называется: "Значение фантазии для инженеров"*. Прочтите ее, и вы сами увидите, что сказка не только не мешает техническому воспитанию ребят, а напротив, помогает и содействует. ______________ * См. статью профессора В.Л.Кирпичева в "Известиях Киевского политехнического института" (1903). Но высоколобый отстранил мою книгу. - Не хотите читать? - спросил я. - Почему же? Он выпятил губу и веско сказал: - Потому что я сегодня выходной. К счастью, в санатории нашлись педагоги молодые и пылкие, они энергично поддержали меня. Но их усилия не спасли "Мюнхаузена". Высоколобый получил образование в Харькове, где в то время подвизалась группа педологов, горе-теоретиков детского чтения, утверждавших, что пролетарским ребятам не надобны ни сказки, ни игрушки, ни песни. Высоколобый именно благодаря этой группе чувствовал себя совершенно свободным от обязанности самостоятельно мыслить. Как впоследствии выяснилось, около этого времени А.С.Макаренко с гневом писал о педологах: "Я всегда честно старался разобраться в педологической "теории", но с первых же строк у меня разжижались мозги, и я не знал даже, как квалифицировать всю эту теорию: бред сумасшедшего, сознательное вредительство, гомерическая дьявольская насмешка над всем нашим обществом или простая биологическая тупость. Я не мог понять, как это случилось, что огромной практической важности вопрос о воспитании миллионов детей, то есть миллионов будущих и притом советских рабочих, инженеров, военных, агрономов, решается при помощи простого, темного кликушества и при этом на глазах у всех"*. ______________ * Архив А.С.Макаренко. Цитирую по книге Е.Балабановича "А.С.Макаренко", М. 1951, стр. 112. "Мюнхаузен" и сделался жертвой подобных кликуш. Впрочем, дело не только в педологах. Среди моих сказок не было ни одной, которой не запрещала бы в те давние годы та или иная инстанция, пекущаяся о литературном просвещении детей. Сказка "Мойдодыр", например, была осуждена Главсоцвосом за то, что в ней я будто бы оскорбил... трубочистов. С этим приговором вполне согласилась обширная группа тогдашних писателей, в числе двадцати девяти (!) человек, которая так и заявила в "Литературной газете" в "Открытом письме М.Горькому": "Нельзя давать детям заучивать наизусть: А нечистым трубочистам Стыд и срам, стыд и срам! и в то же время внедрять в их сознание, что работа трубочиста так же важна и почетна, как и всякая другая". С "Крокодилом" обошлись еще проще: возвестили публично (в газетах и на многолюдных собраниях), будто я изобразил в этой сказке - что бы вы думали? - мятеж генерала Корнилова. То обстоятельство, что "Крокодил" написан годом раньше, чем был поднят мятеж, не отменило этой неправдоподобной легенды. Запрещение "Крокодила" в 1928 году вызвало протест ленинградских писателей и ученых. В моем архиве сохранилась бумага, обращенная к педагогической Комиссии ГУСа (Государственного ученого совета). Среди подписавших протест - Алексей Толстой, Константин Федин, Юрий Тынянов, С.Маршак, Михаил Зощенко, Ник.Тихонов, Лидия Сейфуллина, Вячеслав Шишков, академики Евгений Тарле, Сергей Ольденбург, шлиссельбуржец Николай Александрович Морозов и многие другие. Под влиянием этого протеста было дано разрешение "издать книгу небольшим тиражом", но через несколько месяцев разрешение было взято назад, несмотря даже на вмешательство Горького. А люди, подписавшие эту бумагу, были названы "группой Чуковского". Впрочем, "Крокодил" был счастливчиком по сравнению с "Мухой цокотухой", от которой не раз и не два спасали советских детей. Раньше всего на том основании, что Муха (по остроумной догадке все той же Комиссии ГУСа) - "переодетая принцесса", а Комар - "переодетый принц". В другой раз - за то, что в нее "было протаскано" мною такое двустишие: А жуки рогатые, Мужики богатые, а это, по мнению Комиссии, свидетельствует, что я выражаю сочувствие кулацким элементам деревни. В третий раз злополучная "Муха" подверглась осуждению за то, что она будто бы подрывает веру детей в торжество коллектива... Конечно, я счастлив, что в настоящее время я могу благодушно смеяться над такими шедеврами критической мысли. А тогда, признаться, было совсем не до смеха. Точно так же не вызвало во мне особенной радости такое официальное письмо, которое я получил от заведующей детской секции ленинградского Госиздата: "Брать под защиту и требовать переиздания ваших прежних книг ("Телефон", "Тараканище", "Айболит", "Крокодил") мы, как вы сами понимаете, не можем, так как в настоящее время детям нужна, конечно, другая пища: Комиссия Главсоцвоса разрешает только "Мойдодыра" (но требует выбросить "трубочистов")" и т.д. Тогда же в Москве состоялся диспут о детской книге. Об этом диспуте писатель Д.Кальм дал отчет в "Литературной газете" под таким заглавием: "Оградим нашего ребенка от классово-чуждых влияний!" Там с величайшим сочувствием сказано о выступлении одного из руководящих работников ГИЗа: "Тов. Разин заявил, что основной опасностью нашей детской литературы является чуковщина". Один из тогдашних журналов напечатал целую статью "О чуковщине", посвященную книге "От двух до пяти" (которая именовалась тогда "Маленькие дети"). В статье без всяких обиняков говорилось: "Мы должны взять под обстрел Чуковского и его группу...", "С идеологией Чуковского и его группы мы должны и будем бороться" и т.д., и т.д., и т.д.*. ______________ * "Красная печать", 1928, № 9-10, стр. 92-94. Другой журнал через несколько месяцев так и озаглавил свое выступление: "Мы призываем к борьбе с "чуковщиной". "Мойдодыр", говорилось в журнале, "развивает суеверие и страхи", "Муха цокотуха" "восхваляет кулацкое накопление", а "Тараканище" и "Крокодил" "дают неправильное представление о мире животных и насекомых". Вследствие всего этого в той же статье родителям и воспитателям было предложено: а) не читать этих книг детям; б) протестовать против их издания; в) призвать детские сады города Москвы и других городов присоединиться к этому протесту и т.д., и т.д., и т.п.*.
|
|||
|