|
|||
Корней Чуковский 9 страница- Дело было в лесу. Шли маленькие козлята. А навстречу им серый волк... Оля крикнула: - Не надо рассказывать! - Почему? - Козлят жалко. Впрочем, и к волку ребенок отнесется с таким же горячим сочувствием, если только из какой-нибудь сказки узнает, что волк - невинно пострадавшая жертва коварных врагов. Четырехлетний Алик Чернявский спокойно слушал сказку про злую лису и простодушного волка. Но когда он узнал, что хвост у волка примерз и что волк, убегая от врага, был вынужден оставить оторванный хвост в проруби, он очень огорчился его неудачен и дрожащим голосом спросил: - Но ведь хвост потом вырос? Правда? - Нет! - отвечали ему. - Этого никогда не бывает. - Нет, вырос! вырос! вырос! - упрямо настаивал мальчик. - Да нет же, у одних только ящериц хвосты отрастают опять, а у волков никогда. Горе Алика не имело пределов. Он так разбушевался, что его долго не могли успокоить. Он рыдал навзрыд и сквозь слезы выкрикивал: - Вырос! вырос! вырос! Глупый мышонок в маршаковской "Песне о глупом мышонке" позвал к себе в няньки кошку, и та растерзала его. Четырехлетняя Галя Григорьева вначале и слушать не хотела об этой катастрофической смерти, но после долгого раздумья сказала: - Наверное, мышка-мать рада, что кошка съела ее мышонка. - Почему же? - Да он все пищал, плакал, не давал ей спать... А теперь ей никто не мешает: спи сколько хочешь. Не надо вставать и баюкать его. Правда? Ведь ей стало лучше? Да? Так своими собственными средствами, без посторонней помощи, дети на каждом шагу создают для себя иллюзию счастья и зорко следят, чтобы она не терпела ущерба. В последнее время я получил великое множество писем, подтверждающих эти мои наблюдения целыми десятками примеров. Нина Соковнина (Москва) пишет мне о мальчике Саше (2 года 8 месяцев): "Не любит плохих концовок в сказках и исправляет их. Дед укладывает его спать и поет: Ай-дуду! ай-дуду! Потерял мужик дугу. Поискал и не нашел. Он заплакал и пошел. - Нет, не так! - возражает Саша. - А как же? - Запряг лошадь и пошел". Другой малыш, Коля Черноус, трех с половиною лет, совсем избавил эту песню от горестных строк и создал такой вариант: Ай-дуду! ай-дуду! Потерял мужик дугу. Поискал и нашел, Засмеялся и пошел. Тот же Саша слушал по радио "Колобок" и очень радовался его спасению от волка и медведя. Но потом он услышал слова: "Вот лиса "ам" - и проглотила". Саша никак не согласился с этим. - Нет, он убежал! Вот он бежит, бежит, бежит - слышишь, бабушка? Тут по радио зазвучала веселая музыка. - Ну вот, я говорил, что убежал! Вот он прибежал домой: дед и баба и Колобок схватились за руки - пляшут! И сам приплясывает и в ладоши хлопает, так что бабушке пришлось согласиться, что Колобок прибежал домой. И снова о Колобке. "Лет двух от роду, - сообщает Е.Тагер, - я, по словам моей матери, очень любила сказку о Колобке. Но слушала спокойно только до тех пор, покуда Колобку удавалось ускользать от опасных зверей. Когда же доходило дело до лисы, которая его "ам - и съела...", я поднимала страшный крик: "Не надо, не надо!" - и пускалась в слезы. Одно спасение от рева было продолжать сказку, заставляя ловкого героя последовательно встречаться со львом, слоном, верблюдом и т.д., причем все эти встречи должны были непременно кончаться торжеством Колобка. - Весь зоологический сад, бывало, переберу, пока ты уснешь! жаловалась впоследствии мать". И вот что сообщает мне из города Кропоткина Л.А.Потапова о своей внучке Леночке: "Ей было три года, я спела ей песенку про кукушку, которая потеряла детей. При словах: Потеряла детей, Скучно, бедненькой, ей, раздались громкие рыдания Леночки, и когда я через несколько дней попыталась ей спеть ту же песенку, она с ужасом зажала мне рот: - Не надо! Не надо! То же самое случилось, когда я рассказывала ей сказку "Теремок", которая кончается тем, что медведь раздавил всех зверей. В дальнейшем я уже все сказки заканчивала хорошим исходом". О таком же случае сообщает и писатель Л.Пантелеев. Когда его дочери Машеньке было без малого полтора года, он попытался прочитать ей известный стишок (переведенный с английского): Дженни туфлю потеряла, Долго плакала-искала, Мельник туфельку нашел И на мельнице смолол. Машенька так сильно "переживала" первые три строки этого стихотворения ("Бедная девочка, ножка босая, голенькая"), что отец не решился прочитать последнюю строку - о жестокости мельника. "И вот, - пишет он в своем дневнике, - вместо "мельницы" я бормочу нечто благополучное - что-то вроде: Мельник туфельку нашел, Положил ее на стол". Эта жажда радостного исхода всех человеческих дел и поступков проявляется у ребенка с особенной силон именно во время слушания сказок. Если ребенку читают ту сказку, где выступает добрый, неустрашимый, благородный герой, который сражается со злыми врагами, ребенок непременно отождествляет с этим героем себя. Всей душой сопереживая с ним каждую ситуацию сказки, он чувствует себя борцом за правду и страстно жаждет, чтобы борьба, которую ведет благородный герой, завершилась победой над коварством и злобой. Здесь великое гуманизирующее значение сказки: всякую, даже временную неудачу героя ребенок всегда переживает как свою, и таким образом сказка приучает его принимать к сердцу чужие печали и радости. VI. ДЕТИ О СМЕРТИ Восьмилетний октябренок сказал: - Аня, я десять раз смотрел "Чапаева", и все он утопает. Может быть, пойти с папой? Ему хочется думать, что гибель Чапаева - киноошибка и что эту грустную киноошибку он может исправить, добившись, чтобы Чапаев остался в живых. В понимании ребенка счастье - это норма бытия, и оттого трагический конец фильма о любимом герое показался ему противоестественным. Тем персонажам, которые милы ребенку, все на свете должно удаваться, и никоим образом нельзя допускать, чтобы они умирали, так как, повторяю, с ними он чаще всего отождествляет себя. Замечательны в этом отношении поправки, которые в разное время внесли два трехлетних мальчугуна в рассказанную им "Красную Шапочку". Один из них, Андрейка, тотчас же нарисовал иллюстрацию к сказке в виде какой-то бесформенной глыбы и объяснил окружающим: - Это камень, за ним спряталась бабушка. Волк не нашел ее и не съел. Второй мальчуган, Никита (по-домашнему - Китя), обеспечил себе такую же уверенность в полном благополучии мира, выбросив из сказки все то, что казалось ему грустным и пугающим. Правда, сказка вышла чересчур уж короткая, но зато вполне утешительная. Китя рассказал ее так: - Жила-была девочка-шапочка и пошла и открыла дверь. Все. Я больше не знаю! - А волк? - А волка не надо. Я его боюсь. "Волка не надо!" Спрашивается: может ли такой оптимист, не приемлющий ни малейших упоминаний о страхах и горестях жизни, ввести в свое сознание трагическую мысль о смерти - чьей бы то ни было, но говоря уже о собственной? Если вы вздумаете рассказать ребенку всю правду о смерти, он, из вечного детского стремления к счастью, немедленно примет все меры, чтобы заменить эту правду соответственным мифом. Вася Катанян, четырех лет, недоверчиво спросил свою мать: - Мама, все люди умирают? - Да. - А мы? - Мы тоже умрем. - Это неправда. Скажи, что ты шутишь. Он плакал так энергично и жалостно, что мать, испугавшись, стала уверять его, что она пошутила. Он успокоился сразу: - Конечно, пошутила. Я же знал. Сначала мы будем старенькие, а потом опять станем молоденькими. Таким образом, он почти насильно вернул себе необходимый ему оптимизм. А.Шаров в своей интересной статье "Языки окружающего мира" приводит следующий рассказ педагога о трехлетнем Коле: - Когда мы первый раз выезжали на дачу и воспитательница повела малышовую группу на прогулку, Коля шел позади. Потом вдруг остановился и склонился к траве. Воспитательница подошла и поторопила: "Идем, идем!" Он показал на мертвую синичку и спросил. - Почему она не летит? - Птица дохлая, - сказала воспитательница и прикрикнула: - Да иди же ты! Всю прогулку мальчик был молчалив, задумчив. Утром проснулся раньше всех. Босиком побежал к опушке леса. Синички там не оказалось. Он бегом вернулся и, дождавшись воспитательницы, задыхающимся, немыслимо счастливым голосом воскликнул: - Тетя Маша! Все-таки она улетела!.. Мальчик так и не принял смерти. Так и утвердил вечность жизни*. ______________ * "Новый мир", 1964, № 4, стр. 143. Вспоминается Егорушка из чеховской "Степи": "Вообразил он мертвыми мамашу, о.Христофора, графиню Драницкую, Соломона. Но, как он ни старался вообразить себя самого в темной могиле, вдали от дома, брошенным, беспомощным и мертвым, это не удавалось ему: лично для себя он не допускал возможности умереть и чувствовал, что никогда не умрет..." (гл. VI). Оптимизм нужен ребенку, как воздух. Казалось бы, мысли о смерти должны нанести этому оптимизму сильнейший удар. Но, как мы только что видели, ребенок чудесно забронирован от подобных скорбей. В его душевном арсенале есть достаточно средств для защиты необходимого ему оптимизма. Едва только, на исходе четвертого года, ребенок убеждается в неотвратимости смерти для всего существующего, он торопится тотчас же уверить себя, что сам он вовеки пребудет бессмертен. В автобусе круглоглазый мальчишка лет четырех с половиною глядит на похоронную процессию и говорит с удовольствием: - Все умрут, а я останусь. Великолепно выражена эта детская жажда бессмертия в той же повести Веры Пановой "Сережа": "- Мы, что ли, все умрем? [- спросил у взрослых шестилетний малыш.] Они смутились так, будто он спросил что-то неприличное. А он смотрел и ждал ответа. Коростелев ответил: - Нет. Мы не умрем. Тетя Тося как себе хочет, а мы не умрем, и, в частности, ты, я тебе гарантирую. - Никогда не умру? - спросил Сережа. - Никогда! - твердо и торжественно пообещал Коростелев. И Сереже сразу стало легко и прекрасна. От счастья он покраснел покраснел пунцово - и стал смеяться. Он вдруг ощутил нестерпимую жажду: ведь ему еще когда хотелось пить, а он забыл. И он выпил много воды, пил и стонал, наслаждаясь. Ни малейшего сомнения не было у него в том, что Коростелев сказал правду: как бы он жил, зная, что умрет? И мог ли не поверить тому, кто сказал: ты не умрешь!" - Мама, - говорит четырехлетняя Анка, - все люди умрут. Так должен же будет кто-нибудь вазочку (урну) последнего человека на место поставить. Пусть это буду я, ладно? Замечательны те многообразные и хитроумные способы, при помощи которых ребенок отгоняет от себя мысль о смерти. Самообслуживание оптимизмом - могучий закон детской жизни. Таточка Харитон услыхала от няни песню: И никто не узнает, Где могилка моя. И стала петь ее так: И никто не узнает, Где могилка твоя. Няня говорит: - Ты неверно поешь. Нужно петь: "Где могилка моя". - Я так и пою: "Где могилка твоя"*. ______________ * Возможно, Таточкин вариант этого двустишия был связан также и с тем обстоятельством, что маленькие дети еще не тверды в правильном применении слов "я" и "ты" (см. рассказ Л.Пантелеева "Буква "ты"). Бабушка умерла. Ее сейчас закопают. Но трехлетняя Нина не слишком-то предается печали: - Ничего! Она из этой ямки переляжет в другую, полежит-полежит и выздоровеет! Мертвые для маленьких бессмертны. Л.М.Николаенко повела трехлетнюю Марину на кладбище и посадила на могиле ее бабушки клен. Вернувшись, девочка сказала с удовольствием: - Наконец-то я увидела бабушку Лиду! - Что ты, Мароша! Ты видела только ее могилку. - Нет, я видела, как она сама выглядывала в ту ямку, в которую вы сажали деревце. Девочка пяти лет пришла с мамой на кладбище и вдруг увидела пьяного, который шел, шатаясь, за кустами. - А этот дядя уже выкопался из могилки? У Вересаева записан такой разговор: "- Знаешь, мама, я думаю, люди всегда одни и те же: живут, живут, потом умрут. Их закопают в землю. А потом они опять родятся. - Какие ты, Глебочка, говоришь глупости. Подумай, как это может быть? Закопают человека большого, а родится маленький. - Ну что ж! Все равно как горох! Вот такой большой. Даже выше меня. А потом посадят в землю - начинает расти и опять станет большой". Прошло много лет, и мне сообщили о такой же гипотезе, снова выдвинутой трехлетним ребенком. - Хоронят старых людей, - это их в землю сеют, а из них маленькие вырастают, как цветы. Младшим дошкольникам смерть представляется сплошным удовольствием. Волик спрашивал о каком-то покойнике: - А на чем он ехал хорониться? - Ты ведь видел, как хоронят. - Это когда в ящике катают на лошадке? Да? Жалеть умирающих - не детское дело. - Я умру, - говорит мать. - Меня сожгут. - А как же твои туфли? - ужасается дочь (двух с половиною лет). Фелик вбегает в комнату: - Мама, я хочу быть курсантом: их хоронят с музыкой, - и шапка на гробу! Похороны без музыки вообще никуда не годятся. - Почему умер не играет? Я хочу, чтобы умер играл! Зато, когда "умер играет", можно встать у окна и хвастать: - Скоро и моего папу так повезут! - Наташа, кого хоронят? - Не поймешь: их много, и все шевелятся. Скончался дядя Шура. Сегодня хоронят. - А пойдет за ним музыка? - Нет, он не военный. - А ты военный? - Нет. - А дядя Гога военный? - Нет. А что? - Музыку охота послушать. - Из нашего дома вынесли лодку, а потом еще лодку, в ней умертый дядя, положили его на грузовик, закрыли другой лодкой и увезли. - Моя бабушка никогда не умрет. Дедушка умер - и хватит. В соседнем дворе умерла старуха. - Нет, старик! Я сам видел, что старик! Впереди несут гроб, а старика ведут под руки, а он плачет, не хочет хорониться. Хоронят женщину. Над нею плачет осиротелая дочь. Сироту уговаривают, чтобы она перестала, но она продолжает рыдать. - Какая непослушная! - возмущается Юрик и, желая, чтобы его похвалили, спешит заявить своей матери: - Вот когда ты умрешь, я ни за что плакать не буду. - Мама! Поехал покойник, а за ним идет большая очередь. Мать моей правнучки Машеньки пишет: "Вот примерная эволюция ее представлений о смерти. Сперва девочка, потом - тетя, потом - бабушка, а потом - снова девочка (в два с половиною года). Тут пришлось объяснить, что очень старенькие бабушки и дедушки умирают, их закапывают в землю. После чего она спросила у бабеньки: - А почему вас еще в земельку не закопали? Одновременно с этим возникла боязнь смерти (в три с половиною года): - Я не умру! Не хочу лежать в гробике! - Мама, ты не будешь умирать, мне без тебя скучно будет! (И слезы.) Однако к четырем годам примирилась и с этим". Когда дети становятся старше, эгоистическая забота о личном бессмертии и о бессмертии ближайших родных начинает сменяться у них бескорыстной мечтой о бессмертии всего человечества. Украинский ученый Н.Н.Гришко сообщил мне о таком разговоре: - Мама, я тоже умру? - спросила девятилетняя Галка. - Непременно. - А скоро? - Лет через сто. Галка заплакала. - Не хочу, мамочка, умирать, хочу жить тысячу лет. Пауза. - Я, знаешь, мама, буду учиться на "отлично", потом буду докторшей и выдумаю такое лекарство, чтобы люди никогда не умирали. - Это тебе не удастся. - Ну тогда, чтобы люди жили не меньше ста лет. Я буду обязательно такое лекарство выдумывать. Этот разговор замечателен тем, что в нем детский эгоцентризм сменяется (буквально у нас на глазах) горячей заботой обо всем человечестве. Ляля Цвейберг пяти лет говорит: - Вот ведь большие дяди и тети, а чем занимаются - хоронением! Я, конечно, не боюсь, нет, но ведь жалко - хороняют и хороняют, ведь людей хороняют. Пойдем и заявим в милицию - ведь жалко людей-то! Буквально такое же не-личное чувство прорвалось у пятилетней Сашеньки: - Зачем люди умирают?.. Мне жалко. Мне всех людей жалко, и чужих жалко: зачем они умирают? (Дневник Ф.Вигдоровой.) Е.Калашникова пишет мне про пятилетнего Мишу, который, услышав о смерти знакомого, сообщил одному из гостей: - Дядя, а ведь, знаете, умереть - это очень плохо. Ведь это на всю жизнь! Двое ребят: - Не ешь зеленых вишен, умрешь. - Нет, не умру. - Видел: вчера хоронили дедушку? Когда был маленький, он ел зеленые вишни - вот и умер. О своей внучке Аленушке художник В.М.Конашевич пишет: "Уговаривает нас с бабушкой не умирать, пока она не вырастет: она изобретет лекарство от старости и от смерти. Потому что смерти не должно быть". Пятилетняя Лена обещает отцу: - Я всегда буду тебя помнить - даже когда ты умрешь. И тотчас перебивает себя: - Нет, лучше мы вместе умрем. А то мне будет очень жаль, если ты умрешь скорей меня. Отражая в своем сознании реальную действительность, ребенок по самому существу - материалист. Иначе и быть не может: таким формирует ребенка его жизненная, повседневная практика. Факты, приведенные на предыдущих страницах, свидетельствуют, до какой степени чужда ему всякая мистика. Трезвость суждений ребенка способна поставить в тупик даже взрослых. Сидит, например, трехлетняя девочка, и на лице у нее трудная дума. - Наташа, о чем ты задумалась? - Кто будет хоронить последнего человека? Вопрос деловой, практический: кто похоронит покойника, когда и похоронщики будут в могиле? У Елизаветы Шабад, в ее книжке "Живое детское слово", приводится такой разговор маленького здравомысла с отцом: - Папа, если в прошлом году будет война, тебя застреляют? - Может быть. - И от тебя ничего не останется? - Нет. - Даже точки? - Да. А ты меня будешь жалеть? - Чего же жалеть, если ничего не останется!* ______________ * Е.Ю.Шабад, Живое детское слово. Из работ первой опытной станции Наркомпроса, М. 1925, стр. 51-52. VII. НОВАЯ ЭПОХА И ДЕТИ Подобных детских высказываний записано у меня очень много, но и приведенных достаточно, чтобы установить основные их типы. Замечательно, что некоторые из них сообщались мне дважды и трижды в разное время из разных источников, и я не мог не прийти к убеждению, что они в значительном своем большинстве характерны для очень многих нормальных детей. Как уже сказано выше, я приступил к собиранию детских выражений и слов полвека назад, даже раньше, и это дало мне возможность подметить одно очень важное качество собираемых мною материалов - их частую повторяемость, их, так сказать, однотипность: моя правнучка в своем словотворчестве идет точно тем же путем, каким шли мои дети и внуки, и не только в словотворчестве, но и в методах всей своей умственной деятельности. Эти три поколения детей, которые я мог наблюдать на протяжении столь долгого времени, давали в соответствующем возрасте одно и то же причинно-следственное истолкование одним и тем же явлениям окружающей жизни. В огромном большинстве читательских писем, получаемых мною, я нахожу уже знакомые мне наблюдения и факты или очень близкие их варианты. Например, с разных концов Советского Союза мне сообщали и сообщают о детях, которые, услышав от взрослых, что человек - потомок обезьяны, сделали из этого вывод, будто той обезьяной, от которой идет человеческий род, был в недавнее время их дедушка. Точно так же повторяются опять и опять гипотезы трехлетних-четырехлетних детей, будто девочки произведены на свет исключительно мамами, а мальчики - исключительно папами. Подобно тому как разные дети из поколения в поколение всякий раз сызнова изобретают слова всехный, кусарик, мазелин, ктойтина, рогается, пивнул, методы их умственной работы и в других областях совершенно тождественны и приводят к однородным результатам (зачастую к одинаковым ошибкам). Зато бесконечно разнообразны детские суждения и помыслы, которые отражают в себе общественные условия их жизни. Индустриализация нашей страны, например, вызвала тысячи детских речений, немыслимых в прежнее время. Вот некоторые из них, разносторонне отражающие то широчайшее внедрение техники в быт, которое в последние годы происходит у нас буквально на каждом шагу. Четырехлетний Миша Юров выписывается из больницы. Прощаясь с ним, нянечка спрашивает: - Миша, ты москвич? - Нет, я - "победа"! - отвечает мальчишка, потому что для него, как и для большинства малышей, "москвич" - это раньше всего марка автомобиля. И, конечно, не только "москвич". По радио передавали статью о волгоградском сражении. Статья была озаглавлена: "Победа на Волге". Услышав это заглавие, Славик взволнованно крикнул: - Дедушка! Авария! "Победа" налетела на "Волгу"! Трехлетний мальчик, гуляя по городу, увидел остановившуюся на улице лошадь. - Верно, току у ней нет! - сказал он и обнаружил одной этой коротенькой фразой, что уже появилось такое поколение детей, для которого электропоезда, троллейбусы, трамваи привычнее (а значит, и понятнее), чем лошадь. Еще не так давно дети всегда наделяли машину свойствами людей и животных: - Мама, смотри, какой краснощекий автобус! Но теперь, как мы видим, их так тесно обступила электромеханика, что они объясняют ею даже поведение уличной клячи. Двухлетний гражданин, у которого во время беготни оторвался шнурок от туфли, садится на траву и вздыхает: - Пеебой мотое... - что, несомненно, должно означать: "Перебой в моторе". Даже сказать эти слова не умеет как следует, а уже применяет к своей крохотной обуви технический термин. Девочка впервые увидела в Зоопарке слона. Глянула на хобот и сказала: - Это не слон, а противогаз. Кике ставили клизму. Он командовал: - Ну, включай! А потом: - Выключи, выключи! - Ах, мамочка, какая ты красивая! Как мотоциклетка! У меня в сказке "Тараканище" есть такие стихи: Зайчики В трамвайчике, Жаба на метле. Т.Л.Мотылева сообщает мне, что ее четырехлетний сын Миша читал эту сказку по-своему: Зайчики В трамвайчике, Жаба на метро, то есть модернизировал сказочный транспорт, созданный древней фантазией патриархальной деревни. Одновременно с этим драматург И.В.Шток написал мне о такой же поправке, внесенной его дочерью Икой: - Ты неправильно говоришь. Нужно "на метре", а ты говоришь "на метле". Зайчики в трамвайчике, жаба на метре. - Правда, мама, троллейбус - это помесь трамвая с автобусом? - "...Волчишко с годами превратился в матёрого волка..." Что такое "матёрый", Володя не знал и потому пересказывал эту историю так: - Волчишко поступил в монтеры... Привычка малолетних детей к автоматике стала так велика в СССР, что я не очень удивился, когда услыхал, как один мальчик, желая выпить томатного соку, громко сказал в магазине: - Мама, купи мне автоматного соку! - Давай посмотрим коров - стадо идет. - А что в них интересного? Если бы в них мотор был! Городская девочка впервые в деревне. Увидела теленка: - А он заводной? Вася воротился из колхоза. - Что ты там видел? - Лошадиный прицеп. То есть попросту - воз. Мама: - У одного мальчика два глаза, у второго тоже два глаза. Сколько у них всего глаз? Костя (с плачем): - Я глазов считать не умею. - А что ты умеешь считать? - Реактивные самолеты. Даже окраска предметов ассоциируется у современных детей с механизмами. Мне пишут из Ленинграда о пятилетнем Боре, который, увидя в книге слово "лето", напечатанное три раза - красными голубыми и черными буквами, - сказал: - Это лето - пожарные машины, это лето - поливальные машины, это лето - грузовые машины. Даже в старинные сказки умудряются советские дети внедрить современную технику. Пятилетний художник, выслушав сказку о бабе-яге, рисует ее избушку на курьих ножках с длиннейшей антенной на крыше. - Ведь она же радио слушает! - Слушай, Сереженька, сказку. Созвала как-то бабушка семерых козлят... - По телефону? Илюша Розанов (1 г. 10 м.) впервые увидел грозу. - Бабушка, смотри, какой салют! Четырехлетний сын инженера Витя Варшавский нарисовал человечка, а сбоку отдельно - нос, уши, глаза, пальцы и сказал деловито: - Запчасти. Ему показали картинку: лошадь, впряженная в плуг. - Что это такое? Объясняют: лошадка пашет землю. - Разве лошадка - трактор? - удивляется он. Вернулся из Зоопарка. - Ну, Алешенька, что ты там видел? Ждали, что он начнет говорить о тиграх, слонах, бегемотах. Но Алеша ответил коротко: - Машину! (Грузовик, поливавший дорожки.) Вопрос моего малолетнего внука: - Дед, а в лошадь бензин наливают? Лошадь попятилась от вырытой канавы. - Смотри, Николушка, лошадка испугалась! - И совсем не испугалась, просто забуксовала. Детей постарше интересуют проблемы того же порядка, но значительно более сложные. Семилетний Сережа Сосинский: - Чтоб долететь до какой-нибудь там планеты, надо сто шестьдесят девять лет. Значит, чтобы человек действительно долетел до нее, ему надо по дороге жениться и иметь детей, которые и долетят. Но могут ли рожаться дети в атмосфере? Он хотел сказать "в безвоздушном пространстве". Наташа, дочь поэта Д., сочинила такое стихотворение о Лайке: Отправили собаку Летать вокруг Земли. Ей разных бутербродов На месяц запасли. Собака громко лает В кабиночке своей, А спутник всё летает Вокруг Земли моей. Поэту захотелось приписать к этой Наташиной песенке несколько строк своего сочинения. - Пожалуйста, не надо, - сказала Наташа. - Ты ведь, я знаю, испортишь. Девочка ехала в поезде с разговорчивой матерью, которую долго ревновала к ее собеседникам; наконец зажала ей рот: - Мама, закрой свое радио! Тут опять-таки "метастаз" техники в область бытовых отношений, процесс, противоположный тому, который приходилось наблюдать в детской речи лет тридцать назад. Е.Ковальчук (Ленинград) сообщает мне замечательный случай одного такого "метастаза", который определяется суффиксом "ист". "С сыном Эдиком мы приехали в Вильнюс. Это было в 1947 году. Тогда у вокзала стояло много извозчиков. В Ленинграде их уже давно не было, и Эдик никогда их не видел. Он знал, что на свете существуют велосипедисты, таксисты, танкисты, но названия "извозчик" не знал. Указав на дрожки, он с восторгом воскликнул: - Смотри, папа, лошадист поехал!" Иные старые слова известны советским детям главным образом в связи с современностью. Например, слово "карета". Когда в сказке Андерсена "Огниво" детям читают о том, что солдата повезли в карете, они спрашивают: "Разве он заболел?", так как единственная карета, известная им в наше автомобильное время, есть "карета скорой помощи", которая, кстати сказать, давно уже перестала быть каретой. Впрочем, в последнее время дети чаще всего говорят: "Победа" скорой помощи". Недавно я читал по радио отрывки из своей книги о Чехове. Рассказывая о его сахалинской поездке, я упомянул, между прочим, что в дороге его обокрали случайные спутники. Вскоре после этого из Севастополя мною было получено такое письмо: "Мой 4-летний сын Вова собирался гулять и, казалось, совсем не слушал вашего чтения. Вдруг на лице его появилось выражение ужаса: - Мама, ты слышишь? Спутника обокрали!" Сооружает нечто из двух табуреток. - Что это ты делаешь, Гриша? - Для твоих сапог гараж строю. Прочтя эту страницу моей книги, А.Мясникова (Куйбышев) спросила своего племянника Алика: - Как называется дом, где живут лошади? Он немедленно ответил: - Гараж. - Ну, что ты! Совсем не гараж. - Ангар. - Нет, нет, не ангар. Он замолчал и задумался. Когда же ему сообщили, что жилье лошадей конюшня, он недоверчиво замотал головой. - Такого слова нету! Выдумываешь! Этот же Алик, по словам А.Мясниковой, воскликнул, увидя купающегося в Волге коня: - Папа, лошадь по самый кузов в воду залезла! Бабушка стоит у окна, показывает двухлетнему внуку автомобиль и сюсюкает: - Бибика! Сереженька, это бибика!
|
|||
|