Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Карл Густав ЮНГ 3 страница



 

81 Philosophia chemicav. Theatr. chem. (1602) II, p. 139.

 

82 Tractatus aureus w. Mus. herm., p. 11. Зд. цит. по Базилию Валентину.

 

«3 Stcebus, 1. с., р. 137.

 

84 Theatr. chem. (1602) II, p. 263.

 

" 1. с. (1622) V, р. 145.

 

86 Berthelot, Alch. grecs. III, vi, 5, p. 129/121.

 

" 1. с., xxvi, 5, p. 194/190.

 

 

Дух Меркурии

 

 

 

 

 

 

 

 

у другого автора — «эфирным» (?????????? ??????) и «до-

стигшим благоразумия, или мудрости» (?????? ????-

????)88. В очень древнем трактате «Исида — Гору» (I в.)

божественная вода приносится Исиде неким ангелом и

происхождения явно небесного — или демонического,

поскольку сам «ангел» (???????), Амнаил, по свидетель-

ству текста — фигура не вполне безупречная в мораль-

ном отношении89. В глазах алхимиков, как мы узнаем не

только от древних, но и от более поздних авторов, Мер-

курий в качестве арканной субстанции связан (более или

менее тайно) с богиней любви. В «Книге Кратета» (ав-

тор, вероятно, александриец, но до нас книга дошла в

переводе на арабский) Афродита держит сосуд, из кото-

рого неиссякающим потоком струится ртуть90, а цент-

ральная мистерия «Химической свадьбы» — посещение

Христианом Розенкрейцом тайного покоя спящей Ве-

неры91.

 

Истолкование Меркурия в качестве «духа» и «души»,

несмотря на неизбежно возникающую в этом случае

дилемму духа и тела, неопровержимо указывает на тот

факт, что сами алхимики воспринимали свою арканную

субстанцию как нечто такое, что сегодня мы назвали бы

психическим феноменом. Ведь чем бы там ни были еще

«дух» и «душа», с феноменологической точки зрения

они — именно некие «психические» образования. Алхи-

мики неустанно привлекают внимание к психической

природе своего Меркурия. Рассмотрев наиболее частые

в статистическом отношении синонимы Меркурия (вода,

огонь, дух и душа), мы можем теперь сделать вывод, что

все эти обозначения относятся к психологической ситу-

ации, которая лучше всего характеризуется антиноми-

ческой номенклатурой — или даже требует для себя та-

ковой. Вода и огонь — классические противоположно-

сти и годятся для дефиниции одной и той же вещи

лишь в том случае, если та соединяет в себе контрарные

свойства воды и огня. Таким образом, психологема

«Меркурий» по сути своей должна обладать антиноми-

чески двойственной природой.

 

88 1. с., ГУ, vu, 2, p. 276/265.

 

8» 1. с., I, xiii, 3, p. 29/32.

 

w Berthelot, Chimie au moyen age III, ?. 63.

 

»? [День пятый.]

 

 

 

 

 

 

 

           Дух Меркурий, е. ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА МЕРКУРИЯ

 

Согласно гермесовой традиции, Меркурий многогранен, изменчив и обманчив. Дорн говорит о «varius ille Mercurius» (этом непостоянном Меркурии)92, другой автор называет его «versipellis» (меняющим обличья, лицедействующим)93. Он duplex, и основная его характеристика — двойственность, двуличие94. О Меркурии говорится, что он «обегает весь свет, равно наслаждаясь обществом и добрых, и злых»95. Он — «два дракона»96, «близнец» (geminus)97, возникший из «двух природ»98 или «двух субстанций»". Он — «gigas gemmae substantiae» [гигант с двойственной сущностью]. Для разъяснения итого выражения в тексте100 цитируется 26-я глава Евангелия от Матфея, содержащая установительные слова таинства Евхаристии: аналогия с Христом очевидна. Две субстанции Меркурия мыслились неравными, даже противоположными одна другой: так, в качестве дракона он «крылат и бескрыл»101; в одной параболе о нем говорится: «На горе сей возлежит вечно бодрствующий дракон, зовущийся Пантофталмос, ибо он исполнен очей с обоих боков, спереди и сзади, и когда спит, то иные из очей смежаются, а другие остаются отверсты»102. Меркурий внутренне различается как «обыкновенный и философский»103; он состоит из «земляной сухости и тягучей влажности»104. Два его элемента, земля и вода, пассивны; два других, 92 Congeries Paracelsicae chemicae в: Theatr. chem. (1602) I, p. 533.

 

93 Aegidius de Vadis, Dialogus в: Theatr. chem. (1602) II, p. 118. " Например, Aquarium sap. в: Mus. herm., p. 84; Bernardus Trevisanus, De alchemiav. Theatr. chem. (1602) I, p. 787; Mylius, Phil. ref., p. 176, etc.

 

95 Auretia occulta в: Theatr. chem. (1613) TV, p. 574.

 

96 В: Mus. herm., p. 788.

 

97 Srevis manuductio к Mus. herm., p. 788.

 

98 Mylius, Phil. ref., p. 18, и Exercitationes in Turbam в: Art. aurif. I, p. 159 и 161.

 

" Domeus, Duellum animi cum corpore в: Theatr. chem. (1602) I, p. 475. ^ m Aquarium sap. в: Mus. herm., p. 111.

 

101 Flamellus, Summartwn philosophicum в: Mus. herm., p. 172 f.

 

102 Ср. видение змея у Игнатия Лойолы и мотив многоглазости, разобранный мною в статье Der Geist der Psychologie.

 

103 Tractatus aureus v. Mus. herm., p. 25.

 

104 Соля/тощ coniugli в: Ars chem. (XII-XIV вв.?, ed. 1566), p. 59.

 

 

Дух Меркурий                        

 

 

воздух и огонь, активны105. Он и добр, и зол106. Колоритное описание Меркурия дается в «Aurelia occulta»107: «Я — напитанный ядом дракон, вездесущий и любому доступный. То, на чем покоюсь я и что на мне покоится, во мне обретет тот, кто ведет поиск в согласии с правилами Искусства. Огонь и вода мои рушат и вяжут; из тела моего ты можешь извлечь зеленого льва и красного. Но если не знаешь меня как следует, то мой огонь погубит пять твоих чувств. Уже многим принес смерть яд, что растекается из моих ноздрей. Итак, ты должен уметь отделить грубое от тонкого, если не хочешь впасть в полное убожество. Дарую тебе силы мужского и женского, дарую тебе силы неба и земли. Таинства моего искусства надлежит справлять с отвагой и великодушием, если хочешь ты одолеть меня силою108 огня, ибо многие уже, очень многие пострадали, а все их состояние и работа пошли прахом. Я — природы яйцо, ведомое лишь мудрым, кои со скромностью и благочестием извлекают из меня микрокосм (что всем человекам уготован был Богом Всевышним, но лишь немногим дарован, тогда как большинство тщетно его домогается), чтоб от богатств моих сотворить добро бедным, да не привяжутся души их к бренному злату. Философы называют меня Меркурием; моя супруга — [философское] золото; я — древний дракон, сущий по всему кругу земель, отец и мать, отрок и старец, всесильный и всех слабейший, смерть и воскресение, видимый и невидимый, твердый и мягкий; я спускаюсь под землю и подымаюсь на небеса, я наивысшее и наинизшее, самое легкое и самое тяжелое; строй природный часто искажается во мне цветом, числом, весом и мерой; во мне заключен свет природный (naturale lumen); я темен и светел; я притекаю с неба и от земли; меня знают, но я вовсе не существую109; в солнечных лучах я отливаю всеми цветами и всеми металлами. Я — солнечный карбункул, благороднейшая

 

105 Ros. phil. в: Art. aurif. II, p. 208. M Khunrath, Van hyl. Chaos, p. 218.

 

107 Theatr. chem. (1613) IV, p. 569.

 

108 Я читаю «vi» вместо «vim» подлинника. 109 «...nihil omnino existens». Этот парадокс напоминает индийское понятие asat (несуществующего). Ср. Khandogya-Upanishad (Sacred Books of the East I, p. 54 и 93).

 

 

 

 

 

                                               Дух Меркурий

 

просветленная земля, которой медь, железо, олово и свинец ты можешь превратить в золото».

 

Из-за сдвоенной, двуснастной природы Меркурия его называли гермафродитом. Иногда говорили, что тело у него женское, а дух мужской, иногда наоборот. В «Rosarium philosophorum», например, содержатся обе версии110. В качестве «vulgaris» он есть мертвое мужское тело, но в качестве «нашего Меркурия» — он женствен, духовен, полон жизни и животворен'". Называли его также супругом и супругой112, невестой и женихом или возлюбленной и возлюбленным113. Противоположные природы Меркурия часто обозначались как Mercurius sensu strictiori и Sulphur (Сера): «собственно Меркурий» — это женщина, земля и Ева, тогда как Сульфур — мужчина, вода и Адам"4. У Дорна Меркурий назван «истинным гермафродитическим Адамом»"5; у Кунрата он «зачат от гермафродитического семени Макрокосма» как «непорочное порождение гермафродитической материи» (хаоса, т. е. первоматерии)116. Милиус называет его «гермафродитическим монстром»"7. В качестве Адама он является также микрокосмом, даже «сердцем микрокосма»"8, или как бы носит микрокосм «в себе, и там же содержатся четыре элемента и quinta essentia, каковую называют они Небом»119. Напрашивается мысль, что обозначающий Меркурия термин «coelum» восходит к «firmamentum» Парацельса, однако это не так: он встречается еще раньше, у Иоанна де Рупесциссы (XIV в.)120. Применительно к Меркурию синонимом «микрокосма» служит «homo», например, в выражении «философский Человек двоякого пола (ambigui sexus)»'21. В очень древ-

 

110 Art. aurif. II, р. 239 и 249.

 

111 Introitus ар. в: Mus. hem., p. 653.

 

112 Gloria mundi. 1. с., р. 250.

 

1" Aurora consurgens I, ср. XII, Parabola VII (hg. Mane-Louise von Franz].

 

114 Rulandus, Lex alch., p. 47.

 

115 Degenealogia mineratium в: Theatr. chem. (1602) I, p. 578.

 

"« Von hyl. Chaos, p. 62.

 

117 Phil. ref., p. 19.

 

"i Happelius, 1. с., р. 368.

 

11!) Mylius, 1. с., р. 5.

 

120 Квинтэссенция = Небу. Rupcscissa, La Vertu et la propriete de la quinte essence, p. 15. «Руда философов» станет подобна «небу», говорится в Tractatus Micreris в: Theatr. chem. (1622) V, p. 112.

 

121 Khunrath, Von hyl. Chaos, p. 195.

 

 

Дух Меркурий

 

 

 

 

 

 

 

 

них «Dicta Belini» (Belinus или Balinus — искаженное имя Аполлония Тианского) он фигурирует как «человек, встающий из реки»122; скорее всего, это выражение следует связывать с видением Ездры123. В «Splendor solis» (XVI в.) имеется соответствующая иллюстрация124. Само это представление восходит, вероятно, к вавилонскому Оаннесу, «вышедшему из реки» учителю мудрости. Подобному родословию вполне соответствует даваемое Меркурию имя «высокого человека»125. Адамом и микрокосмом он именуется во множестве текстов126, но в поддельной книге Авраама Иудея Меркурий без обиняков назван Адамом Кадмоном127. Я уже указывал на бесспорные свидетельства того, что в алхимии продолжает жить гностическое учение об Антропосе128, и сейчас мне нет необходимости специально углубляться в обсуждение соответствующего аспекта Меркурия129. Вместе с тем я еще раз должен подчеркнуть, что идея Антропоса совпадает с психологическим понятием самости. Очевидные доказательства этому наряду с алхимией предъявляет учение об Атмане и Пуруше.

 

Еще один аспект противоречивой двойственности Меркурия проявляется в его описании как «старца» (seпех)130 — и как «отрока» (puer)131. Археологически засвидетельствованный старческий облик Гермеса непосред-

 

122 Mangetus, Bibliotheca chemtca curiosa I, p. 478 Ь.

 

123 Kautzsch, Apokryphen und Pseudoepigraphen des Alien Testaments II, 4. Esra 13, 25 и 51, р. 396 и 397.

 

124 Trismosin в: Aureum vellus, Die vierte Gleichnis, p. 23.

 

125 Rulandus, Lex alch., p. 47.

 

124 Например, Dee, Молод hieroglyphica в: Theatr. chem. (1602) II, p. 222, и Ros. phil. w. Art. aurif. II, p. 309.

 

127 Eleazar, Uraltes chymisches Werk, p. 51. Adam Cadmon означает «Прачеловек». [См.: Mysterium coniunctionis, V.]

 

128 См.: Парацельс как духовное явление, а также Psychologie und Alchemic, Sachregister s. v.

 

™ Гайомарт тоже, как и Меркурий, является родом растительного нумена, и, подобно Меркурию, оплодотворяет свою мать — землю. На том месте, где оборвалась его жизнь, почва превратилась в золото, а там, где разложились части его тела, возникли различные металлы. См.: Christensen, Les Types du premier homme et du premier roi dans I'histoire legendaiiv des Iraniens, p. 26 и 29-

 

130 «Senex draco» у Валентина в: Practica (Mus. herm., p. 425). Verus Hermes, p. 15, 16. Здесь Меркурий называется также гностическим именем «ОтецМать».

 

"' De arte chlmtca в: Art. aurif. I, p. 582. «Regius puellus» в Introitus ар. {Mus. herm., p. 658 и 655), etc.

 

 

 

 

 

                                              Дух Меркурий

 

ственно сближает его с Сатурном, и в алхимии эта взаимосвязь играет очень важную роль132. Меркурий, действительно, состоит из самых крайних противоположностей; с одной стороны, он, безусловно, родствен Божеству, с другой же — его можно найти в сточных канавах, среди нечистот. Розин (арабизированный Зосима) называет его даже «terminus ani»133. В «Бундахишне» зад Гаротмана сравнивается с «разверстой в земле преисподней»134.

 

f. ЕДИНСТВО И ТРОЙСТВЕННОСТЬ МЕРКУРИЯ

 

Несмотря на очевидную двойственность Меркурия, в текстах подчеркивается также его единство, особенно в форме Камня. Он «Один во всем мире»'35 В большинстве случаев это единство оказывается в то же время тройственностью' аналогия с Троицей несомненна, однако представление о тройственном характере Меркурия не выводится из христианского догмата, а восходит к более ранним временам. Триады встречаются нам уже в трактате Зосимы Перг аретщ, (Об искусстве)136. Марциал называет Меркурия «omnia solus et ter unus» (всеединственным и триждыединым)137 В аркадской Монакрии почитался трехглавый Гермес, был и галльский Mercurius tricephalus138. Этот галльский бог считался также психо-

 

132 Ср с. 44 ел настоящей статьи

 

133 Ad Sarratantam episcopum в Art aunf I, p 310 Так здесь назван идентичный Меркурию Камень Контекст не позволяет прочесть «ашц» Следующие чуть ниже слова «nascitur in duobus montibus» [рождается он меж двумя горами] отсылают к Tractatus Anstotelis (Theatr chem , 1622, V, p. 880 ff), где описывается акт дефекации [Ср «Парацельс как духовное явление». Par 182, прим 139 ] Ср соответствующую иллюстрацию к Aurora consurgens II в Cod. Rhenovacensis

 

134 Гл XXVII Reitzenstein und Schaeder, Studien wm antiken Synkretismus aus Iran lind Gnechenland, p 119

 

135 Ros phil в- Art aunf II, p 253

 

13<i Berthelot, Alch grecs, III, vi, 18, p 136/132 f «Единство состава [производит] неделимую триаду, и составленная триада [производит] распадающуюся триаду, и творит космос через промышление [irpovoux] первосотворенной причины и демиурга творения, отчего тот называется также Триждывеличайшим, ибо он триадически узрел сотворенное и творящее»

 

137 Reitzenstein, Hellemstische Mystenenrehgionen, p 14

 

138 Reinach, Cultes, myfhes et religions III, p 160 f

 

 

Дух Меркурий

 

 

 

 

 

 

 

 

помпом. Тройственность вообще свойственна божествам преисподней: вспомним, например, трехтелого (трюсоцато»,) Тифона, трехтелую и трехликую (тригрооюлсх;) Гекату139, или змеевидных тргтопаторе^ («предков») — по Цицерону140, то были три сына Зевса-басилевса, «древнейшего царя» (rex antiquissimus)141. Они назывались «первопредками» и почитались божествами ветра142; та же, по-видимому, логика заставляет индейцев хопи верить, что (хтонические) змеи — это в то же время и предвещающие дождь молнии небесные. Кунрат называет Меркурия «triunus» (триединым)143 и «ternarius» (Tepнарием, т. е. тройкой)144. Милиус изображает его в облике трехглавого змея145. В «Aquarium sapientum» говорится, что он — «триединая, универсальная сущность», называемая Истовой14*. Он божествен и в то же время человечен147.

 

Все это указывает на то, что Меркурий соответствует не одному только Христу, но триединому Божеству вообще. В «Aurelia occulta» он именуется «Azoth», что объясняется следующим образом: «Ибо он [Меркурий] есть Альфа и Омега, вездесущий. Философы украсили [его] именем Azoth, от латинян взяв А и Z, от греков а и а>, от евреев алеф и тау, составив в итоге имя:

 

 

А

 

Azoth»148.

 

 

 

 

 

Кажется, яснее и не выразишь этот параллелизм*. Столь же недвусмысленно анонимный комментатор «Tractatus aureus» проводит параллель с Христом-Логосом. Все вещи проистекают от «coelum Philosophicum

 

139 Schweitzer, Herakles, p. 84 ff

 

140 De natura dewvm, 3, 21, 53.

 

141 Есть также Zeus triops [трехликий Зевс].

 

142 Roscher, Lexicon dergriech. und r6m Mythologies, Kol 1208 und 1209. 142 Van hyl. Chaos. ВЦ) v° и p 199

 

144 1. с., р. 203.

 

145 Phil. ref., p. 96.

 

м Это своеобразное обозначение относится к демиургу, сатурничсскому Иалдабаофу, который ассоциировался с «богом иудеев» 147 In: Mus. hem., p. 112. 14t Theatr. diem (1613) IV, p 575 * Между Троицей и Меркурием

 

 

 

 

 

                                              Дух Меркурий

 

infinita astrorum multitudine mirifice exornatum»14', от «ставшего плотию» Слова Творенья, иоаннова Логоса, без которого «ничто не начало быть, что начало быть». Комментатор говорит следующее: «Таким образом, Слово возрождения незримо присутствует во всем, но это не проявляется в телах элементарных и плотных, если не вернуть их к сущности пятой, иначе говоря, к природе небесной и астральной. Итак, Слово сие есть семя обетования, или небо философов, несчетных звезд светочами лучезарнейшее»150. Меркурий есть миром ставший Логос. Приведенное описание может свидетельствовать о его сушностном тождестве с коллективным бессознательным, ибо звездное небо, как я уже пытался показать в своей работе «Der Geist der Psychologie»151, есть, очевидно, визуализация своеобразной природы бессознательного. Поскольку Меркурий очень часто называется «filius», то его «сыновство» как таковое не ставится под вопрос152. Значит, он все равно что брат Христу и второй сын Божий, хотя по времени-то должен считаться старшим и потому первородным. Эта идея восходит к воззрениям евхитов, о которых сообщает Михаил Пселл (1050 г.)153. Евхиты считали первым сыном Божьим Сатанаила154, Христа же — только вторым155. Вместе с тем

 

149 [неба философского, бесчисленным звезд множеством чудесно изукрашенного] 1. с., р. 696.

 

150 «...sic omnibus rebus Verbum regenerationis invisibliter quidem inhaeret; quod tamen in elementaribus et crassis corporibus non manifestatur, nisi reducantur in essentiam quintam sive naturam coelestem et astralem. Hoc itaque regenerationis verbum, est istud promissionis, sive coelum Philosophorum, iiuinitis astronim luminibus nitidissimum» (Tract, aureus cum scholiis в Theatr. chem, 1613,IV, p. 697).

 

151 См. Библиографию. [Юнг отсылает читателя к своей работе, впервые изданной под названием «Der Geist der Psychologie» (1947), а затем, в переработанном виде, публиковавшейся под названием «Theoretische Uberlegungen zum Wesen des Psychischen» (Ges. Werke, Bd. 8).— Ред.]

 

152 См., например, Ros. phil. в: Art. aurif. II, p. 248: «...filius... colons coelici» [сын цвета небесного] (цит. по Secretum Али); Khunrath, Von hyl. Chaos: «filius macrocosmi», passim; «unigenitus», p. 59. Penotus, De medicamentis chemicis v. Theatr. chem. (1602) I, p. 681: «...filius hominis fructus et virginis» [сын человеческий и плод девы].

 

153 De daemonibus (пер. Марсилио Фичино), fol. № V0.

 

154 См. сообщение о богомилах в: Euthymios Zigadenos, Panoplia dogmatica, Migne, P. G. CXXX, col. 129 ff.

 

155 Кажется, двойственное сыновство предвосхищается еще у эбионитов Епифания: «Они утверждают, что двое были поставлены от Бога, один из них Христос, другой дьявол» (Рапапит, XXX, 16, 2).

 

 

Дух Меркурий                        

 

 

Меркурий не просто соперник или двойник Христа (поскольку он «сын»), но и двойник Троицы в целом — поскольку он мыслится как некая хтоническая троица. С этой точки зрения он предстает одной из половин христианского Бога. Половина, конечно,— темная, хтоническая, но вовсе не зло как таковое, поскольку Меркурий зовется «добрым и злым», «системой высших сил в нижних пределах». Он наводит на мысль о той двойственной фигуре, что маячит за спинами Христа и дьявола: о загадочном Люцифере, чья «светоносность» так или иначе присуща им обоим. В «Откровении» 22, 16 Иисус говорит о себе: «Ego sum radix et genus David, Stella splendida et matutina».

 

В текстах очень часто отмечается одна особенность Меркурия, которая, безусловно, сближает его с божеством, а именно с первобытным богом-творцом: его способность порождать самого себя. В трактате «Allegoriae super librum Turbae» о Меркурии говорится: «Мать родила меня, и сама была мною зачата»156. В обличьи дракона, т. е. уробора, он сам себя оплодотворяет, зачинает, рождает, пожирает и умерщвляет и «превозносится самим собою», как говорит автор «Розария»157, парафразируя тем самым таинство жертвенной смерти Бога. Здесь, как и в целом ряде сходных случаев, не следует спешить с выводом, что средневековыми алхимиками подобные умозаключения осознавались в той же мере, в какой они, возможно, осознаются нами. Но человек и через него — бессознательное высказывают много такого, что не обязательно должно быть осознанным во всех своих импликациях. И все же, несмотря на эту оговорку, я не хотел бы создавать впечатление, будто алхимики совершенно не осознавали своих мыслительных процессов. Вышеприведенные цитаты прекрасно показывают, сколь мало подобное предположение соответствует действительности. Однако хотя Меркурий и определяется во множестве текстов как trinus et unus, это не мешает ему быть сильнейшим образом причастным кеатернарности Камня, которому он, по сути, тождествен. Стало быть, ]5( В: Art. aurif. I, р. 151, Acnigma V. То же самое говорится о Боге в Comes del Graat Кретьена де Труа: «Се doint icil glortcus pere/Qui dc sa fille fist sa mere» (Hilka, Der Percevalroman, Z. 8299 f., p. 372).

 

157 Art. aurif. II, p. 339: «...sublimatur per se».

 

 

 

 

 

                                              Дух Меркурий

 

он являет собой ту странную дилемму, которую выражает известная проблема трех и четырех — я имею в виду загадочную аксиому Марии Пророчицы. Наряду с классическим Гермесом-трикефалом был и классический Гермес-тетракефал158. Горизонтальный план сабейского храма Меркурия — треугольник, вписанный в квадрат159. В схолиях к «Tractatus aureus» знак Меркурия — квадрат, который вписан в треугольник, обведенный кругом (символ целостности)160.

 

g. ОТНОШЕНИЕ МЕРКУРИЯ К АСТРОЛОГИИ И К УЧЕНИЮ ОБ АРХОНТАХ

 

Одним из своих корней своеобразная философия Меркурия, несомненно, уходит в древнюю астрологию и производное от нее учение об архонтах и зонах. С соответствующей планетой Меркурия связывает отношение мистического тождества, обусловленное либо глубокой контаминацией, либо неким духовным тождеством. В первом случае ртуть есть просто планета Меркурий, какой она явлена в земле (таким же образом и золото есть просто Солнце в земле)161; во втором случае уже «дух» ртути тождествен соответствующему планетному духу. Оба духа по отдельности или как единый дух персонифицировались и призывались на помощь или заклинались магическими средствами служить в качестве паредра (spiritus familiaris). В алхимической традиции указания для процедур такого рода предлагает харранитский трактат «Clavis maioris sapientiae» Артефия162; они согласуются с описаниями инвокаций, упоминаемых Дози и де Геже163. Ссылки на подобные процедуры встречаются и в «Liber quartorum»164. Параллелью к этому служит

 

158 Schweitzer, Herakles, p. 84. "' Chwolsohn, Die Ssabier und der Ssabismus II, p. 367.

 

160 Mangetus, Bibliotheca chemica curiosa I, p. 409 a.

 

161 Maier, De circulo physico quadrato, p. 3. "2 B: Theatr. chem. (1613) IV, p. 221 ff.

 

'" (Dozy, dc Goeje] Nouveaux documents pour I'etude de la religion des Harraniens, p. 341. "4 In: Theatr. chem. (1622) V, p. 114 ff.

 

 

Дух Меркурий                        

 

 

рассказ о Демокрите, узнавшем тайну иероглифов от гения планеты Меркурий165. Дух Меркурий предстает здесь в роли мистагога, как в «Corpus henneticum» или в сновидениях Зосимы. Ту же роль он играет в примечательном видений из «Aurelia occulta», где является в облике Антропоса, увенчанного звездным венцом166. Маленькая звездочка под боком у Солнца, он — дитя последнего и Луны167. С другой стороны, он — родитель своих родителей, Solis et Lunae168; или, что примерно то же самое, «золото получает свои качества от Меркурия», как замечает в своем трактате Вэй Пу-янь (ок. 142 г. до Р. X.)169. (В силу контаминации астрологический миф всегда мыслился также и в химических терминах.) Из-за своей наполовину женской природы Меркурий часто отождествляется с Луной170 и Венерой171. В качестве своей собственной божественной спутницы он легко

 

165 Berthelot, Alch. grecs. Introduction, p. 236.

 

'" Theatr. chem. (1613) IV, p. 579. Он соответствует «Stella septemplex», появляющейся в конце работы (1. с., р. 576): «...coquito, donee Stella septemplex appareat, per sphaeram cireumcursitando» [грей, покуда не появится звезда семерная, сферу кругом обегающая]. Ср. древнее христианское представление о Христе как предводителе хоровода звезд.

 

1(7 Tabula smaragdina, Ros. phil. к Art. aurif. II, p. 253, и Mylius, Phil. ref., p.101.

 

16* Allegoriae super librum Turbae v. Art. aurif. I, p. 155: «origo Solis». Ventura, De rations conficiendi lapidis в: Theatr. chem. (1602) II, p. 337: «...oritur simul sol cum luna in ventre Mereunj» [Солнце восходит одновременно с Луной в чреве Меркурия].

 

|" Wei Po-yang, An Ancient Chinese Treatise, p. 241.

 

170 Epistola ad Hermannum в: Theatr. chem. (1622) V, p. 893; Gloria mundi v. Mus. herm., p. 224 и 244. В качестве арканной субстанции magnesia он называется «Luna plena» [полной Луной] в: Kos. phil. (Art. aurif. II, р. 231) и «succus lunariae» (1. с., р. 211). Он упал с Луны. Berthelot, Alch. grecs. III, vi, 9, p. 133/125. Знак Меркурия в Книге Кратета (Berthelot, La Chimie au moyen age III, p. 48) — обычный астрологический знак Луны V. В греческих магических папирусах Гермес призывается под именем «круг лунный» (Preiscdanz, Papyri Graecae magicae, V, p. 401).

 

"' Видение Кратета в: Berthelot, La Chimie au moyen age III, p. 63. Как Адам в ванне вместе с Венерой (sic!) (Valentinus, Practica в: Mus. herm., p. 425). Как sal Veneris, зеленый и красный лев (= Венере) (Khunrath, Von hyl. Chaos, p. 91 и 93). Телесный Меркурий = Венере (Xos. phil. в: АН. aunf. II, р. 239). У Меркурия субстанция Венеры (Mylius, Phil. ref., p. 17). Поскольку его мать Венера есть «matrix corrupta», то он как ее сын — «puer leprosus» (Rosinus ad Sarratantam в: Art. aurif. I, p. 318). В магических папирусах день Афродиты ассоциируется с Гермесом (Preiscndanz, 1. с. II, р. 210). У Аль-Ираки определения Венеры и Меркурия идентичны: сестра, невеста, воздух, зелень, зеленый лев, феникс (Holmyard [Hg.], Kitab al- 'llm al-muktasab, p. 420).

 

 

 

 

 

                                              Дух Меркурий

 

обращается в богиню любви — точно так же как в качестве Гермеса он итифалличен. Но называли его и «virgo castissima»172. Связь ртути с Луной, т. е. серебром, очевидна. Меркурий как OTiA,p(uv, лучезарная планета, подобно Венере появляющаяся на утреннем или вечернем небосклоне под боком у Солнца,— тоже, как и Венера, <рсо сфоро<э, lucifer, Светоносец. Подобно Утренней звезде, только гораздо непосредственнее, он предвещает грядущий рассвет.

 

Но особенно важно для толкования Меркурия его отношение к Сатурну. Меркурий-старец идентичен Сатурну, и для многих алхимиков, особенно древних, не ртуть, но связанный с Сатурном свинец символизировал первоматерию. В арабском тексте «Turba»173 ртуть отождествляется с «водою Луны и Сатурна». В «Речениях Белина» Сатурн говорит: «Мой дух — вода, возвращающая гибкость окоченевшим членам братьев моих»174. Речь идет о «вечной воде», а это и есть Меркурий. Раймунд Луллий замечает, что «из философского свинца извлекается некое масло золотого цвета»175. У Кунрата Меркурий есть «соль» Сатурна176, или же Сатурн — это просто Меркурий. Сатурн «черпает воду вечную»'77. Как и Меркурий, Сатурн гермафродит178. Сатурн — «старец на горе; в нем природы сочетаются со своим дополнением [четыре первоэлемента], и все это в Сатурне»179. То же самое говорится и о Меркурии. Сатурн — отец и исток Меркурия, поэтому последний называется «дитя Сатурново» (Saturnia proles)180. Ртуть проистекает из «сердца Сатурна или Сатурном является»ш, а из травы Сатурнии извлекают «светлую воду», и «нет в мире воды и цветка совершеннее»182. Это высказывание сэра Джорджа Рипли, 172 Aurelia occulta в: Theatr. chem. (1613) IV, p. 546.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.