Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дополнительная информация. Теоретический блок



 

Группы 141, 142 ДО
Дисциплина ОП.09 Основы специальной педагогики и специальной психологии.
Дата занятия 18.09.2020
Преподаватель Харлова Елена Викторовна
Способ коммуникации взаимодействие по электронной почте slavassrharlov@mail.ru eharlova59@gmail.ru
Сроки выполнения выслать краткий конспект тем студентам, которые не присутствовали на занятии. с 18.09.2020 –25.09.2020
Тема: Организация коррекционно – педагогической помощи детям, имеющими трудности в обучении

Дополнительная информация

Количество часов:1
Цель работы:познакомить с организация коррекционно– педагогической помощи детям, имеющими трудности в обучении .

 

1. Теоретический блок

Уважаемые студенты! Познакомьтесь с лекцией, сделайте краткий конспект. Используйте дополнительно источники для изучения.

Уважаемые студенты! Мы с вами уже знаем цели и задачи специальной педагогики. Определили место специальной педагогики и специальной психологии в системе наук; познакомились с педагогическими классификациями. Сегодня мы продолжаем определять каким образом реализуется главная цель специальной педагогики «независимость и самостоятельность человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Своевременная систематическая психолого-медико-педагогическая помощьдошкольникам с нарушениями в развитии, консуль­тативно-методическая поддержка их родителей, социальная адап­тация ребенка и формирование у него предпосылок к учебной де­ятельности осуществляются в системе образования, здравоохране­ния и социальной защиты.

Современные научные исследования показывают критическое значение первых двух - трех лет жизни в развитии ребенка, роль семьи, отношений с матерью и другими близкими, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка и развитии его мозга. В связи с этим программы раннего вмешательстваявляются семейно-центрированным, направленными на оказание помощи всей семей, а не только ребенку с нарушениями развития. Междисциплинарная команда специалистов, состоящая из социальных работников, педагогов, психологов, педиатров, физических терапевтов и эрготерапевтов помогает семье создать оптимальные условия для развития ребенка, поддерживает родителей в их усилиях воспитывать ребенка в семье, а не отдавать его в сиротское учреждение.

Показано, что лучшим и наиболее экономически эффективным вложением в развитие человеческого капитала являются программы раннего вмешательства и раннего детского развития. Именно поэтому в 2003 году ООН признало программы раннего детского развития и раннего вмешательства приоритетным направлением своей деятельности.

В Санкт-Петербурге была начата реализация первой в России и странах бывшего СССР программы раннего вмешательства –социальной программы «Абилитация младенцев». Специально для реализации этой программы было создано негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства»(директор – Кудаков Владимир Евгеньевич). Сайт: http://eii.ru

 

Поддержка администрации Санкт-Петербурга, тесное сотрудничество с зарубежными специалистами позволило сотрудникам Института в рекордно быстрый срок освоить новые для страны знания и подходы к помощи детям и создать междисциплинарную семейно-центрированную модель раннего вмешательства, которая была внедрена в практику здравоохранения, образования и социальной защиты во многих регионах РФ. Так, в Санкт-Петербурге в рамках городской медико-социальной программы «Дети-инвалиды» под руководством Института раннего вмешательства при 20 детских поликлиниках города были открыты службы раннего вмешательства, в Великом Новгороде и Новгородской области службы раннего вмешательства были открыты в системе образования, а в Архангельске - в системе социальной защиты. Под руководством Института аналогичные программы были созданы в Белоруссии и Украине.

В системе образования педагогическая помощь этим детям реализуется в разных организационных формах. Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях «Начальная школа -детский сад»трех видов:

компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии;

комбинированного, имеющего как группы (классы) для нор­мально развивающихся детей, так и группы (классы) компенси­рующего вида; общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совмест­ного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязатель­ной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждениях компенсирующего и комбинирован­ного вида, при дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии осуществляется также: в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в пси­холого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностикии консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.; в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста; в учреждениях дополнительного образования: центры дополни­тельного образования детей, детские оздоровительные центры раз­личного профиля и др.

КомплектованиеДОУ (групп) компенсирующего вида и учреждений «Начальная школа - детский сад» компенсирующего вида, групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии, дошкольных отделений (групп) специальных (коррек­ционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет­ся постоянно действующими психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). Вопросы перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его направления в ДОУ общеразвивающего вида или учреждение «Начальная школа - детский сад» также на­ходятся в компетенции ПМПК.

Дошкольники с отклонениями в развитии направляются в образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ПМПК и другими организациями системы образования, здравоохранения и социаль­ной защиты по согласованию с родителями (законными предста­вителями ребенка).

Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа комплектуются органами здравоохранения.

В учреждения дополнительного образования дошкольники с отклонениями в развитии принимаются по желанию родителей и по рекомендации специалистов.

Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в раз­витии в дошкольных учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях «Начальная школа - детский сад» компенси­рующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) учреждений, в группах кратковременного пребы­вания осуществляются в соответствии со специальным учебным планом и программами, в том числе и лицензированными автор­скими. В данных учреждениях создается предметно- развивающая среда, отвечающая особенностям развития дошкольников с теми или иными отклонениями в развитии. Воспитание и обучение де­тей осуществляется специально подготовленными учителями-дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами по физическому воспитанию.

Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обу­чаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного (со­вместного с нормально развивающимися детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий:

осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции от­клонений в развитии и формирование компенсаторных механиз­мов; обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ре­бенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения; наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели интегрированного воспитания.

Интеграция не противопоставляется системе специального об­разования, а выступает как одна из форм внутри системы. Интег­рация — модель специальной педагогики; интегрированный в об­щеобразовательную среду ребенок с отклонением в развитии ос­тается под ее патронатом: он либо воспитывается в специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо обязательно получает коррекционную помощь, воспитыва­ясь в группе вместе с нормально развивающимися детьми. Мож­но считать, что интеграция сближает две образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей развития детей интеграция должна осуществляться в различных ее формах:

комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, самостоятельно себя обслуживающие, по 1—2 человека воспитываются в массовых группах, получают систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-психо­лога;

частичная интеграция. Дети (1—2 человека), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть дня (например, его вторую по­ловину) в группе нормально развивающихся сверстников;

временная интеграция, при которой воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и ре­чевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 1—2 раз в месяц для проведения раз­личных мероприятий воспитательного характера (эта модель ин­теграции может и должна реализовываться в образовательных уч­реждениях компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (груп­пах) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детс­ких домов).

Реализация всех этих форм предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога и пе­дагога-психолога, которые помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в развитии в коллективе здоро­вых сверстников.

Полная интеграция может быть эффективна для детей с отклонениями в развитии, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя обслуживают и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1—2 человека включаются в обычные группы общеразвивающего детского сада учреждения «Начальная школа - детский сад», при этом они обязательно должны получать коррекционную по­мощь либо по месту обучения, либо в группах кратковременного пребывания дошкольного учреждения (группы) компенсирующе­го вида или дошкольного отделения (группы) специальной (кор-рекционной) школы, школы-интерната, либо в специализиро­ванных центрах, либо в поликлиниках по месту жительства.

Осуществление разных форм интеграции детей с отклонения­ми в развитии в коллектив обычных сверстников должно способствовать социализации дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое со­общество людей.

Целенаправленная работа по интеграции детей с отклонениями в развитии является обязательным компонентом деятельности ДОУ как общеразвивающего и комбинированного, так и компен­сирующего вида. Если перед специальными дошкольными учреж­дениями (группами, отделениями) стоит задача осуществления коррекционного воспитания и обучения дошкольников с отклонени­ями в развитии, то перед общеразвивающими ДОУ и учреждени­ями «Начальная школа-детский сад», в которые интегрированы отдельные дети с отклонениями в развитии, оказываются прин­ципиально иные задачи:

педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика, направ­ленные на выявление дошкольников с подозрением на отклоне­ние в развитии;

работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необходимости комплексного медико-психолого-педагогического об­следования ребенка; постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с отклонением в развитии индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями с учителем-дефектологом, педагогом-психо­логом и другими специалистами (в условиях учреждения или вне его). Занятия строятся с учетом особенностей развития ребенка с тем или иным отклонением в развитии; обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обуче­нию ребенка с отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в соответствии с рекомендациями спе­циалистов: врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога; обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и специалистами, оказывающими вне его коррекци­онную помощь ребенку с отклонением в развитии; работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения единого подхода к его воспитанию и обучению, со­блюдения рекомендаций специалистов, оказания помощи дош­кольнику в овладении программными требованиями, рассчитан­ными на нормально развивающихся детей; целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с откло­нениями в развитии, за его продвижением — с целью своевремен­ного решения вопроса об изменениях в процессе его воспитания и обучения. Речь может идти а) о желательности перевода дошколь­ника в специальное учреждение (группу); б) об интенсификации коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказании в ходе этих занятий помощи ребенку в овладении программными требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся до-школьников, о совершенствовании материально-технической базы интегрированного воспитания; в) об оказании помощи воспита­телям в организации обучения ребенка с отклонениями в разви­тии в среде нормально развивающихся детей.

Создание специальных условий осуществляется в целях реше­ния комплекса коррекционно-развивающих и образовательно -воспитательных задач в процессе динамического психолого педагоги­ческого обучения и воспитания ребенка. При этом соблюдаются следующие условия: содержание воспитания и обучения направлено на амплифика­цию (обогащение) развития детей младенческого, раннего и дош­кольного возраста; задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитыва­ют структуру, степень и характер нарушений в развитии; содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды детства различны; материально-технические и медико-социальные условия, пред­метно-развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам; профессиональная подготовка специалистов направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психичес­кое развитие, коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно совершенствоваться и соответство­вать достижениям передовой науки и практики.

Критерии оценивания: зачет/не зачет



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.