|
|||
То есть перспективы не очень?. Побороть ВИЧ, устойчивость к антибиотикам, рак — это взять под контроль эволюцию? Можно ли её вообще взять под контроль?. Почему вы решили не только сидеть в закрытом кабинете и заниматься исследованиями, но и популяризирова— То есть перспективы не очень? Антибиотики работать перестают, генетический груз. Накопление плохих мутаций у особей популяции, уменьшающих её приспособленность к среде обитания и плотность популяции растёт. Дальше случается хорошая эпидемия, и мы возвращаемся на уровень каменного века, где всё человечество — это несколько десятков тысяч особей. И мы радостно начинаем эволюционировать снова. — Побороть ВИЧ, устойчивость к антибиотикам, рак — это взять под контроль эволюцию? Можно ли её вообще взять под контроль? Можно ли взять под контроль закон всемирного тяготения? Конечно же, нельзя, но с другой стороны, можно придумать самолёт. С эволюцией то же самое: её взять под контроль невозможно, но можно делать прибамбасы, которые взаимодействуют с эволюцией в нужном нам направлении. Приходит эпидемия, как в Средние века, — например, чума. У нас начинается эволюция: эпидемия выкосила всех слабых и носителей плохих вариантов генов. Но если у вас есть чудо‑доктор с чудо‑антибиотиком, то вы вмешались в эволюцию. Внесли новый фактор отбора. Теперь, с одной стороны, заразиться патогеном уже не так смертельно опасно, а с другой стороны, у патогена появляется новый фактор отбора и ему нужно приспосабливаться к антибиотику. Вы изменили ход эволюции. О популяризации науки и борьбе с псевдонаукой — Почему вы решили не только сидеть в закрытом кабинете и заниматься исследованиями, но и популяризировать науку? С одной стороны, это была случайность. Я время от времени посещал цикл лекций «Полит.ру» об истории, экономике и социологии. Мне всё время было обидно, что там биологии нет. В какой‑то момент я сказал: давайте сделаем цикл лекций по эволюционной биологии. Дальше как‑то оно и пошло. С другой стороны, прикольно рассказывать что‑то интересное людям, которым интересно про это послушать. Это вполне достойное и приятное занятие. У популяризации науки есть две стороны. Благостная, когда мы рассказываем, как всё интересно и полезно. Это все любят. А вторая сторона, к сожалению, стала очень актуальной — она, наоборот, оборонительная. Чуть что — когтями по морде. Сейчас со всех сторон идёт колоссальный накат мракобесия. Если послушать, что говорят про науку высшие лица государства, то уши в трубочку сворачиваются. Это же транслируется и в значительной степени генерируется в СМИ. Этот же накат идёт от церкви. Есть чудесное высказывание. Выступление митрополита Омского и Таврического Владимира на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА: НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ» омского митрополита Владимира: «Нет „православной математики“ или „православной биологии“ — хотя и при преподавании этих предметов желательно, чтобы учитель был человеком верующим». Я знаю чудесных православных эволюционных биологов, но не надо, чтобы мне дедушка с бородой объяснял, что, конечно, ты можешь заниматься биологией, но лучше бы ты православным был при этом. Я сам дедушка с бородой. Мне неуютно, когда школьник после лекции подходит и спрашивает, как объяснить учительнице биологии, что ГМО‑помидоры — это безопасно. Или когда антивакцинаторы бегают по улице. А ещё есть люди, которые на этом деньги зарабатывают, — например, производители гомеопатических препаратов. Такая оборонительная популяризация, когда аргументированно объясняешь, что это — наука, и она замечательная, а вон то — это шарлатанство и мракобесие. Это довольно противная деятельность, потому что приходится в лицо человеку говорить, что он дурак и врёт. Безумная антигмошница Ирина Ермакова перестала ходить со мной на телевидение, потому что я научился делать так, что через полминуты она начинает нечленораздельно орать. И страшно проигрывает, причём не на уровне содержательных доводов. Их у неё нету, это отдельный вопрос. Это по большому счёту как работа ассенизатора. Кто‑то с ней лучше справляется, кто‑то — хуже, но её тоже надо делать.
|
|||
|