Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОПАСНАЯ СТЫЧКА



ОПАСНАЯ СТЫЧКА

Пан Краузе — новый учитель немецкого языка — был прислан в школу после того, как старый учитель-чех осенью, перед учёбой, куда-то исчез. Одни говорили, что старый учитель уехал из Праги, другие — будто он болен, а некоторые утверждали, что его забрали в гестапо. Всё же толком никто не знал, что случилось с учителем, которого так любили ученики.

Пан Краузе — молодой немец, прямой и тонкий, с узким, но приятным лицом, с гладко причёсанными светлыми волосами, — был всегда изысканно одет, чисто выбрит и подчёркнуто вежлив. С первых дней работы в школе он добился расположения учеников простотой и весёлостью. Он не страшился посмеяться со всем классом, пошутить даже во время урока, а иногда и не прочь был сразиться с ребятами на спортивной площадке. Пан Краузе казался ученикам очень справедливым и добрым, совершенно не похожим на своих соотечественников — гитлеровских оккупантов Праги. Он всегда был готов помочь каждому, кто обращался к нему. Он ни разу не оставлял без помощи ученика, пропустившего занятия по болезни или по другой уважительной причине. Нередко пан Краузе приглашал к себе на квартиру отстающих учеников и давал им дополнительные уроки…

Учитель Краузе интересовался не только учёбой своих учеников, но и тем, как они живут, кто их родители, чем дети занимаются после уроков, как отдыхают, как развлекаются. Казалось, нет такого события в жизни ученика, которым бы не интересовался пан Краузе.

Он любил и умел навести разговор на интересную тему, но когда ребята увлекались, начинали спорить, учитель переставал говорить и только слушал. Слушал и время от времени вставлял какое-нибудь слово: то смешное, то очень умное, то такое, которое вызывало новый спор, новые мысли.

Привыкли к учителю ребята за зиму так, что готовы были делиться с ним и горем и радостью, всем, чем жили в школе и дома.

Скоро всех своих учеников пан Краузе, что называется, видел насквозь. Только Ян Шпачек наводил его на размышления своей замкнутостью и какой-то сознательной пассивностью во всех детских шалостях и развлечениях. Мальчик был явно не по возрасту серьёзен, умён и сдержан. Да и Яну Шпачеку учитель не казался очень симпатичным. Особенно насторожился мальчик по отношению к своему учителю после одного разговора с отцом.

Однажды Ян Шпачек вернулся из школы и сказал отцу:

— Пан Краузе — наш новый учитель немецкого языка — расспрашивал меня о тебе.

— Он немец?

— Да, папа.

— О чём же он тебя расспрашивал? — отец поднялся со стула и медленно стал прохаживаться по столовой.

— Кто ты, где работаешь, как мы живём, и вообще…

— Ну-с, а что же ты сказал ему об отце? — остановившись и прямо глядя на сына, спросил доктор Шпачек.

— Я, папа, не очень с ним разболтался.

При этом Ян многозначительно и серьёзно подмигнул отцу, как бы говоря: «Ты, папа, можешь на меня надеяться, я лишнего не скажу».

— Ну-с, а всё же, что именно ты сказал?

— Я сказал, что ты доктор, работаешь дома и что, если у пана Краузе болят зубы, то ты можешь выдрать ему их в два счёта и вставить какие только пан Краузе пожелает: хоть чугунные, хоть из слоновой кости.

— Так и сказал: «хоть чугунные, хоть из слоновой кости?» — сдерживая смех, переспросил отец.

— Да, папа, а он тоже, как и ты, засмеялся.

Вдруг отец стал серьёзным. Долго ходил по комнате в раздумье, потом сказал:

— Да, сынок, сложная штука человек. Может оказаться, что учитель расспрашивал тебя отнюдь неспроста. Надо быть осторожным. На твоём месте я бы сам присмотрелся к учителю повнимательнее, — проверил, действительно ли он хороший, или только хочет казаться хорошим.

С тех пор Ян Шпачек стал пристально наблюдать за паном Краузе. Постепенно Ян Шпачек обнаруживал в новом учителе всё больше неприятных черт. Смеялся, например, пан Краузе не так, как другие: рот улыбается, а глаза холодные, настороженные. Говорил он с ребятами тоже как-то не так, как взрослые говорят с детьми, держался с напускной важностью, ходил, точно на параде. Но особенно Яну Шпачеку не нравилось в новом учителе то, что он требовал от учеников разговаривать с ним только на немецком языке. Это помогло почти всему классу за зиму научиться сравнительно хорошо говорить по-немецки, но то, что Пан Краузе никогда не говорил на уроках по-чешски — это не нравилось Яну.

Когда Ян Шпачек выполнил боевое задание отца в Кладно и услышал настоящую тайну — он кое-что понял и почувствовал себя взрослым. Правда, отец ни разу затем не поручал ему ни большого, ни малого дела, ни разу не возвращался к разговору о поездке в Кладно, но у Яна сложилось новое представление об отце, рассказавшем о врагах Чехословакии. Ян и сам теперь лучше увидел гитлеровцев, которые захватили его родину. Он понимал страдания своего народа, чувствовал по каким-то деталям борьбу старших товарищей с оккупантами, и это его настораживало по отношению к пану Краузе, заставляло быть ещё осторожнее с товарищами, мучило каждый раз, как только учитель начинал разговор с учениками на темы, не относящиеся к урокам в школе.

Как-то раз один мальчик не был в школе три дня, а потом пришёл очень расстроенный и грустный. Пан Краузе спросил его:

— Что с тобой, ты болен?

— Нет, пан Краузе, — ответил мальчик.

— Почему же ты такой скучный?

— Так…

— Тебя кто-нибудь обидел?

— Нет…

Но пан Краузе не унимался. Он подошел к парте, сел рядом с учеником и снова заговорил с ним тактично, ласково.

— Может, у тебя дома горе какое? — спросил пан Краузе и погладил мальчика по голове.

Ученик не ответил и заплакал.

— Успокойся. Что же ты молчишь? — участливо, по-отечески настаивал учитель.

— У меня папу забрали в гестапо…

— За что?

— Не знаю…

— В гестапо? Это очень плохо, — сказал пан Краузе. Потом помолчал и добавил: — Попасть в гестапо — дело скверное.

Весь класс насторожился. Ян Шпачек готов был сорваться с места, чтобы не дать мальчику продолжать разговор с учителем. Но учитель и сам не стал продолжать разговор и начал урок. Когда занятия кончились, пан Краузе сказал мальчику:

— Ты отстал за три дня. Приходи сегодня ко мне домой, я тебе помогу…

В другой раз Зденек, товарищ Яна, пришёл в класс с конфетами. Они были завёрнуты в листовку. Зденек купил конфеты по дороге в школу у какой-то женщины и о листовке ничего не знал. Она была помечена апрелем 1943 года и сообщала, что на территории Советского Союза организуются части чехословацкой армии. Далее в ней писалось:

«Чехословацкий батальон совместно с частями доблестной Красной Армии принимал участие в боевых действиях против гитлеровских захватчиков»…

Заканчивалась листовка боевыми призывами подпольного национального комитета Чехии к развёртыванию партизанского движения в Чехословакии и укреплению национальных комитетов, борющихся с гитлеровскими оккупантами.

Зденек сидел за первой партой рядом с Яном Шпачеком. После перемены, когда конфеты были съедены, Зденек оставил листовку на парте, даже не прочитав её. Но после перемены Ян увидел листовку на столе пана Краузе. Начался урок, всё шло своим чередом, но когда кончились занятия, пан Краузе мягко спросил:

— Чья бумажка?

— Моя, — просто ответил Зденек.

— Мусор надо убирать, — поучительно заметил учитель, однако листовку свернул и положил к себе в карман.

— Я оставил бумагу на парте, пан Краузе, с тем, чтобы выбросить, как пойду домой.

— Вот это правильно, — согласился учитель.

Но когда ребята вышли из школы, то оказалось, что пану Краузе по пути с Яном и Зденеком. По дороге учитель вынул из кармана листовку, подал её Зденеку и, как бы запросто, спросил:

— Завтрак завёртывал?

— Нет, пан Краузе, с конфетами утром купил.

— Где же ты их покупал?

— У Карлова моста[36].

— Вкусные?

— Леденцы, пан Краузе, всегда вкусные.

— Кто же их продавал? — не унимался учитель.

— Какая-то пожилая женщина.

— Ты её знаешь?

— Нет, — ответил Зденек.

— Жаль, — сказал учитель. — Я бы с удовольствием купил немножко.

— Идёмте, пан Краузе, может она ещё там торгует, — с охотой предложил Зденек.

Попрощавшись с Яном, они повернули к центру города, на Карлов мост.

На другой день Ян узнал, что ночью на квартире у Зденека был обыск. Мальчик подробно рассказывал о своих переживаниях, о том, как его родные перепугались.

С тех пор Ян Шпачек ещё больше невзлюбил учителя. Он был полон глухой, ещё неосознанной, но непреклонной ненависти к нему, всегда хотел чем-нибудь досадить пану Краузе, вызвать на грубость, на спор с классом, со всей школой. Но как?!

Но пан Краузе словно бы сам хотел помочь Яну Шпачеку поссориться с ним. В этот день он дал задание на дом: написать сочинение на немецком языке. Тема была вольная, кто о чём напишет, но учитель, между прочим, поставил несколько вопросов, как бы для облегчения:

Что я люблю больше всего?

Чего бы я хотел для себя и своих близких?

Какой литературный герой мне больше всего нравится?

Что я думаю о войне с Россией?

Кем бы я хотел быть?

Заканчивая урок, пан Краузе сказал:

— Итак, друзья мои, любой из вопросов может служить исчерпывающей темой для сочинения. Однако не возбраняется использовать все вопросы в одном сочинении. Тем более, задание вы получили в субботу, и каждый имеет достаточно времени, чтобы отлично написать своё сочинение до вторника.

Пан Краузе покинул класс, как всегда, подтянутый, молодцеватым твёрдым шагом, будто шагая на параде. Ребята собирали свои книжки, тетради. Выходя из класса, Зденек Кворжик сказал:

— Я напишу сочинение на тему: «Кем бы я хотел быть». А ты, Ян?

— Я ещё не знаю, — ответил тот. — Мне на все вопросы хочется ответить в одном сочинении, но как — не знаю…

Ян Шпачек уже знал, что он напишет… Ему хотелось ответить всему классу и пану Краузе, что он больше всего любит, чего хочет для себя, для своих товарищей по школе, для всех чехов, и, конечно, о том, что он думает о войне.

В воскресенье доктор Шпачек, как правило, уходил куда-то из дому часов в двенадцать и возвращался поздно вечером. Ян знал его привычки и поэтому, когда они завтракали, он спросил:

— Папа, что ты думаешь о войне?

— Почему ты спрашиваешь меня об этом? — ответил отец вопросом на вопрос.

— Я, папа, хочу знать, ведь сейчас же война.

— Ну, что же… Я думаю о войне, Янек, многое, и просто ответить на этот вопрос нельзя. Война — дело страшное, гибельное для человечества. Но войны бывают разные… Вот, например, ты спрашиваешь о войне, которая идёт сейчас; ты знаешь, что Германия воюет с Советским Союзом…

— А мы, папа, тоже воюем? — вставил Ян.

— Мы? — отец ответил не сразу. — Мы, конечно, тоже воюем.

— Против Советского Союза? — возбуждённо спросил Ян.

Доктор Шпачек был в явном затруднении. Но, подавив, тревогу, он ответил с деланым безразличием:

— Ты ещё мал, Янек. Тебе рано и трудно разобраться в этих делах.

— А почему пан Краузе, наш учитель немецкого языка, говорит, что мы тоже воюем с Россией?

— Вот что, Янек. Хотя пан Краузе ваш учитель, но ты не очень-то верь ему. Помнишь наш разговор? Ты будь внимательным. Если тебе что не ясно — не спрашивай учителя, я сам лучше отвечу на твои вопросы. Ведь пан Краузе немец, ты это знаешь. И он, конечно, не может говорить за чехов. Есть честные чехи, которые не хотят и не воюют с Советским Союзом. Понял?

— Понял, папа, — ответил Ян, но на самом деле у него ещё больше возникло вопросов. И он даже немножко рассердился на отца за то, что тот всё ещё разговаривает с ним, как с маленьким. Ян, наконец, решил прямо спросить:

— Папа, а ты воюешь с Советским Союзом?

— Я, сынок, не воюю, а лечу людей, делаю зубы, занимаюсь своим делом…

— Но ты же, честный чех?

— Конечно…

В это время затрещал звонок, и Ян бросился открывать дверь.

Это был дядя Вацлав, который пришёл за доктором Шпачеком. Отец и дядя Вацлав скоро ушли.

…Урок проходил необычно. Пан Краузе как будто знал, с кого начинать, и первому предложил прочитать своё сочинение Яну Шпачеку. Немного растерявшись, Ян встал, и так как крышка парты мешала ему стоять прямо, он сделал шаг в сторону.

— Моё сочинение называется «Правда», — сказал он.

— Читай, Шпачек, — учтиво предложил учитель.

— «Правда, — начал Ян Шпачек, — как птица. Как всех птиц нельзя посадить в клетку, так и правду невозможно скрыть от людей. Птицы любят свободу и могут парить в необъятном небе. Человек тоже любит свободу. Я люблю правду и свободу. Я бы хотел не только для себя, но и для всех людей на земле правды и свободы. Недавно я читал в листовке на стене, что Россия воюет за правду. Если это так, то её нельзя скрывать. Но я войну не люблю, она есть несчастье. Я читал книжку о Яне Гусе. Он был храбрым, любил правду. Этого героя я полюбил так же, как люблю правду. Поэтому я бы хотел быть таким же, как Ян Гус».

Всё время, пока Ян Шпачек читал своё сочинение, пан Краузе неслышно ходил между партами, едва сдерживая свой гнев на этого мальчишку, которого в душе уже давно считал «красной бациллой». Однако пан Краузе сдержал свой гнев. «Дети — это зеркало души своих родителей», — думал пан Краузе и продолжал внимательно слушать Яна Шпачека.

Ян читал своё сочинение, а думал об учителе. Думал о том, что, наконец, весь класс увидит сейчас настоящего пана Краузе и уже не будет таким доверчивым к его внешней доброте и задушевности. Но этого не произошло. Пан Краузе, как всегда, спокойно и кротко сказал:

— Садись, Ян Шпачек. Сочинение у тебя получилось очень интересное.

Ян Шпачек, разочарованный, красный, сел на своё место. В классе стояла такая тишина, что он совершенно отчётливо слышал, как бьётся его маленькое сердце.

В других сочинениях были не менее интересные «находки» для пана Краузе, и он предложил старосте класса собрать тетради «для проверки».

* * *

Доктор Шпачек принял пана Краузе, как он привык принимать своих постоянных клиентов. Когда учитель вошёл в дом, они обменялись приветствиями, познакомились и сели у маленького круглого столика.

— Чем могу быть полезен, господин Краузе? — мягко спросил доктор.

— Я к вам по очень важному делу, доктор, — любезно улыбаясь, ответил пан Краузе. — Учитель должен беспокоиться за своих учеников.

— Это в высшей степени приятно, господин Краузе. Знаете, мы сейчас все так заняты, что, откровенно говоря, у меня нет времени заниматься единственным сыном, а у вас их много и вы находите время… Я, видите ли, — продолжал доктор, — сейчас работаю в офицерском госпитале, но и дома у меня тоже уйма заказов. И вы знаете, господин Краузе, честное слово, нет времени даже для сна. Так много работы. Отказывать — не могу, а сделать всем во-время — значит не жалеть себя.

— И всё-таки, господин Шпачек, я должен прямо сказать, что сыном вы должны интересоваться. Вы полюбуйтесь, к чему приводит бесконтрольность родителей.

Пан Краузе подал тетрадь Яна.

Пока доктор Шпачек читал, пан Краузе наблюдал за ним, рассчитывая уловить на лице доктора хоть какие-либо признаки растерянности, удивления или страха за поступок сына. В свою очередь, доктор, чувствуя внимательный взгляд учителя на себе, думал не о содержании сочинения сына, а о том, чтобы не выдать своего волнения.

«Визит пана Краузе, конечно, не случаен, — думал доктор Шпачек. — Он, разумеется, догадался, с кем имеет дело». Но доктор Шпачек на хорошем счету у самого шефа гестапо. Именно от гестаповского начальства ещё вчера вечером доктору стала известна история в школе. Он только не знал содержания написанного сыном, не знал о том, что пану Краузе поручено быть у него. Вообще это ловко придумано. Учитель Краузе идёт к отцу ученика. Попробуй заподозрить его в чём-нибудь дурном.

— Вы знаете, господин Краузе, это просто листовка подпольщика! — откровенно сказал доктор, кладя тетрадь на стол.

— Я тоже так думаю, господин Шпачек.

— Но что нам делать, когда эти листовки, эта пропаганда всюду? Вы знаете, как-то на днях я отобрал у сына листовку. Спрашиваю: где взял? Отвечает: «Содрал со стены». Вот откуда все эти детские шалости.

— Но согласитесь, доктор, подобные шалости опасны.

— Да, конечно, очень опасны. Чувствую, что придётся заниматься сыном по-настоящему.

На прощание доктор поблагодарил учителя, и внешне они расстались очень вежливо. Но как только пан Краузе вышел, доктор Шпачек снова обратился к сочинению сына. Всё было бы ничего, если бы не вопрос о войне. Доктор подумал: «Какие тонкие сети расставляет гестаповец Краузе, чтобы ловить неопытные души доверчивых ребят». Он решил, что с Яном говорить нужно совершенно серьёзно, говорить языком правды. Но больше всего его тревожило другое. Сейчас, конечно, гестаповцы не оставят его дома без внимания. Нужно немедленно доложить подпольному комитету о случившемся и принять срочные меры. Дело с сыном вдруг приобрело серьёзное значение для большой и важной работы доктора Шпачека в подпольном комитете.

Улыбка на лице пана Краузе сразу исчезла, как только за ним закрылась дверь квартиры Шпачека. Шагая по уютной и тихой улице Градчан, гестаповец размышлял: «Или этот доктор действительно только и способен рвать зубы, или такой хитрец, что не сразу раскусишь. Одно несомненно: надо присмотреться к нему…»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.