| 2. 2.Актуализация знаний.
3.Постановка учебной задачи.
Создание проблемной ситуации.
4.Открытие нового знания.
| - Запишите в тетрадях число, классная работа.
- Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь
-Проверка домашнего задания с. 30 № 50
-Объясните, как вы определили род существительных.
- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями.
Минутка чистописания:
На доске буквы
ж ш ч щ ь
-Какая буква лишняя? Почему?
- Что вы можете сказать об этих буквах?
-Запишите эти буквы парами: Жж Шш Чч Щщ.
Запись на доске
-Какие орфограммы связаны с этими буквами?
-Запишите сочетания
- Прочитайте пословицы.
Слайд 2
- Объясните смысл пословиц.
-Что общего в этих пословицах?
- Назовите орфограммы
-Запишите одну пословицу по выбору в тетрадь.
- Какую работу выполняет мягкий знак в словахпословиц?
-Значит, какие 2 работы может выполнять мягкий знак?
- Эта буква будет главной на нашем уроке. Она является очень важной и трудолюбивой буквой.
Заполнение таблицы:
Знаю
| Хочу знать
| Узнал
| Ь-обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный
| | |
- В какую группу вы отнесёте слово речь? Почему?
Наблюдение над словом.
- На какой звук оканчивается слово?
-Давайте закроем мягкий знак, и произнесём это слово. Что заметили?
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч]?
- Но почему тогда он там пишется? Ваши предположения?
- В пословицах встречается еще одно слово, которое оканчивается на шипящий. Найдите это существительное.
- Что вы можете сказать о написании этого слова?
-- Какая возникла проблема?
- Давайте сформулируем цель нашего урока?
-Заполнение таблицы
-
Знаю
| Хочу знать
| Узнал
| Ь - обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный
| Почему в одних случаях после шипящих
у существи-тельных пишется ь, а у других нет
| | -Сформулируйте тему урока.
Слайд 3
- А где можно найти необходимую информацию для ответа на вопрос?
- Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но я думаю, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.
Работа в парах ( карточки)
Нож, рожь, малыш, дочь, ключ, вещь, ковш, мышь.
-Прочитайте слова, что их объединяет?
- На какие согласные звуки заканчиваются слова?
-Подумайте в парах на какие группы можно распределить имена существительные?
- Запишите слова в 2 столбика.
- Проверка.
-Какие имена существительные вы записали в 1 столбик?
-Во второй?
- Что объединяет имена существительные в 1 столбике?
- Что объединяет имена существительные в 1 столбике?
Слайд 4
- Обсудите в парах, почему в одних существительных после шипящих пишется ь, а в других – нет?
- Кто может сделать вывод?
- Где мы можем проверить наш вывод?
- Откройте учебники на с.31 и прочитайте правило.
-Правильно ли мы с вами сделали вывод?
-- Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? Заполнение таблицы
Знаю
| Хочу знать
| Узнал
| Ь - обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный
| Почему в одних случаях после шипящих у существи-тельных пишется ь, а у других нет
| Ь после шипящих
Ж.р.
пишется
М.р.
не пишется
|
|
-Ученики объясняют
-Буква ь лишняя, она звука не обозначает, остальные буквы обозначают шипящие звуки.
- Можно разделить на две группы: обозначающие твердые согласные Ш, Ж
и мягкие Щ, Ч
- Ученики записывают буквы
-жи ши ча ща
-Ученье – это хорошо, сравнивают со светом, а неученье – это плохо, сравнивают с тьмой.
-Хорошую, правильную речь приятно слушать
- Пословицы об учебе.
-Ученики записывают пословицу по выбору.
--В словахтьма, слушатьслужит для смягчения согласного
- В словах ученье, неученье разделяет согласный и гласный
-Служит для смягчения согласного
- Разделяет согласный и гласный.
-Я думаю в первую, как
показатель мягкости.
-А я не согласен, ведь [ч] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости. Но и во вторую группу это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака.
-Мягкий, непарный
-Слово произносится так же, как и с мягким знаком.
-Нет.
- Это какая - то новая работа мягкого знака.
Луч
- В слове луч мягкий знак не пишется
-Почему у одних существительных после шипящих пишется ь, а в других нет.
- Узнаем, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется
-Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
-В учебнике.
- Это имена существительные
-Шипящий согласный звук
-Можно разделить на 2 группы с ь и без ь
-Рожь, дочь, вещь, мышь
- Нож, малыш, ключ, ковш
-Существительные женского рода.
- Существительные мужского рода.
-В первом столбике слова женского рода и в них ь написан, а во втором столбике слова мужского рода и в них ь не пишется
--На конце существительных женского рода после шипящих пишется ь, а у существительных мужского рода - не пишется.
-В учебнике
Дети читают правило
-Да, правильно.
-Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода.
| Познавательные УУД:
развивать операции мышления (сходство и различие объектов)
Коммуникативные УУД:
формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог
Личностные УУД: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Познавательные УУД: развивать
умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы
Коммуникативные УУД:оформлять мысли в устной форме. Регулятивные УУД: ставить цель и определять учебную задачу урока.
Познавательные УУД: выдвигать гипотезы
Коммуникативные УУД:
Развивать
умение работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установка на поиск способов разрешения проблемного вопроса
Личностные УУД:
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое, готовность к сотрудничеству с учителем, учащимися
|
5 мин
мин
8 мин
|
| 5.Первичное закрепление.
Построение алгоритма решения орфографической задачи.
Отработка способа действия.
6.Самостоятельная работа
7.Итог урока, рефлексия деятельности.
|
1. Решение орфографической задачи.
На доске
ЛАНДЫШ… МЕЛОЧ…
-Как будете решать орфографическую задачу?
-Составьте алгоритм.
Дети работают в парах с опорной карточкой
1. Читаю ____________. 2.Определяю________________________.
3. Если это существительное с шипящим на конце слова, ___________________________________.
4. Если существительное мужского рода, то ________________. 5. Если существительное женского рода, то ________________.
| -Проверка алгоритма
Слайд 5
-Объясните написание слов ландыш, мелочь
2. -Отгадайте загадки, запишите отгадки, обозначьте орфограмму.
1. Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж.)
2. Тихая безветренная погода. ( Тишь)
3. Детская игрушка в форме шара. (Мяч)
4. Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. (Печь)
5.Маленькое, сдобное, Колесо съедобное. Я один тебя не съем, Разделю ребятам всем. (Калач)
-Составить предложение, используя слова - отгадки.
Разобрать по частям речи.
Помощь учителя слабым ученикам.
-Проверка задания.
3. - Выполним упр.55 на стр.32
- Прочитайте задание.
- Что нужно сделать?
- Что такое антонимы?
Работа на доске, ученики в тетради.
-Проверка и самооценка учениками своих работ.
-У кого не было ошибок? Молодцы!
- У кого 1-2 ошибки? Хорошо!
-Вывод: как пишется ь на конце существительных после шипящих?
- Выберите задание, которое вам нравится, и вы сможете его выполнить. Разноуровневые задания.
Дети выбирают задание самостоятельно.
1 уровень: написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
2 уровень - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.
3 уровень- подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
Выполнение и проверка работ.
- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.
- Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же. Слайд 6
- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!
- Кто допустил 1 ошибку? Хорошо!
-Остальные постараются, дома повторят правило
-Оцените свои работы.
-Подведём итог урока.
- Какую цель ставили?
Достигнута ли цель?
- На основе правила составьте синквейн. |