Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура и ход урока. Сочинение синквейна.



Структура и ход урока

 

Этап Содержание деятельности учителя Содержание деятельности ученика Формируемые УУД Время
      1. 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)   -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте проверим рабочее место, всё ли готово к уроку. -Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость познания. Сегодня на уроке нам предстоит узнать новые сведения об именах существительных.     Приветствуют учителя. Проверяют рабочее место и готовность учащихся. Настраиваются на работу.       1 мин

 

 

 

2. 2.Актуализация знаний.   3.Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.   4.Открытие нового  знания.  

- Запишите в тетрадях число, классная работа.

- Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь

-Проверка домашнего задания с. 30 № 50

-Объясните, как вы определили род существительных.

- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями.

Минутка чистописания:

На доске буквы

ж ш  ч щ ь

-Какая буква лишняя? Почему?

- Что вы можете сказать об этих буквах?

 

-Запишите эти буквы парами: Жж Шш Чч Щщ.

Запись на доске

-Какие орфограммы связаны с этими буквами?

-Запишите сочетания

- Прочитайте пословицы.

Слайд 2

 

- Объясните смысл пословиц.

 

-Что общего в этих пословицах?

- Назовите орфограммы

-Запишите одну пословицу по выбору в тетрадь.

 

- Какую работу выполняет мягкий знак в словахпословиц?

 

-Значит,  какие 2 работы может выполнять мягкий знак?

- Эта буква будет главной на нашем уроке. Она является очень важной и трудолюбивой буквой.

Заполнение  таблицы:

Знаю Хочу знать Узнал
Ь-обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный    

 

- В какую группу вы отнесёте слово речь? Почему?

 

Наблюдение над словом.

- На какой звук оканчивается слово?

-Давайте закроем мягкий знак, и произнесём это слово.  Что заметили?

- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч]?

- Но почему тогда он там пишется? Ваши предположения?

 

- В пословицах встречается еще одно слово, которое оканчивается на шипящий. Найдите это существительное.

- Что вы можете сказать о написании этого слова?

 

-- Какая возникла проблема?

- Давайте сформулируем цель нашего урока?

-Заполнение таблицы

-

Знаю Хочу знать Узнал
Ь - обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный Почему в одних случаях после шипящих у существи-тельных пишется ь, а у других нет  

-Сформулируйте тему урока.

 

Слайд 3

 

- А где можно найти необходимую информацию для ответа на вопрос?

- Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но я думаю,  мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.

 

Работа в парах ( карточки)

Нож, рожь, малыш, дочь, ключ, вещь, ковш, мышь.

-Прочитайте слова, что их объединяет?

- На какие согласные звуки заканчиваются слова?

-Подумайте в парах на какие группы можно распределить имена существительные?

- Запишите слова в 2 столбика.

- Проверка.

-Какие имена существительные вы записали в 1 столбик?

-Во второй?

- Что объединяет имена существительные в 1 столбике?

- Что объединяет имена существительные в 1 столбике?

Слайд 4

 

 

 

- Обсудите в парах, почему в одних существительных после шипящих пишется ь, а в других – нет?

 

 

- Кто может сделать вывод?

 

- Где мы можем проверить наш вывод?

- Откройте учебники на с.31 и прочитайте правило.

-Правильно ли мы с вами сделали вывод?

-- Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? Заполнение таблицы

Знаю Хочу знать Узнал
Ь - обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный Почему в одних случаях после шипящих у существи-тельных пишется ь, а у других нет Ь после шипящих Ж.р. пишется  М.р.         не пишется  

 

 

 

 

 

 

-Ученики объясняют

 

 

-Буква ь лишняя, она звука не обозначает, остальные буквы обозначают шипящие звуки.

- Можно разделить на две группы: обозначающие твердые согласные Ш,  Ж

и мягкие Щ, Ч

- Ученики записывают буквы

-жи  ши  ча  ща

 

 

-Ученье – это хорошо, сравнивают со светом, а неученье – это плохо, сравнивают с тьмой.

-Хорошую, правильную речь приятно слушать

- Пословицы об учебе.

 

-Ученики записывают пословицу по выбору.

--В  словахтьма, слушатьслужит для смягчения согласного

- В словах ученье, неученье разделяет согласный и  гласный

 

-Служит для смягчения согласного

- Разделяет согласный и гласный.

 

 

-Я думаю в первую, как

показатель мягкости.

-А я не согласен, ведь [ч] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости. Но и во вторую группу это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака.

 

-Мягкий, непарный

-Слово произносится так же, как и с мягким знаком.

-Нет.

 

- Это какая - то новая работа мягкого знака.

 

Луч

- В слове луч мягкий знак не пишется

-Почему у одних существительных после шипящих пишется ь, а в других нет.

- Узнаем, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется

 

-Мягкий знак  на конце имен существительных после шипящих

 

 

-В учебнике.

 

- Это имена существительные

-Шипящий согласный звук

-Можно разделить на 2 группы с ь и без ь

 

-Рожь, дочь, вещь, мышь

 

- Нож, малыш, ключ, ковш

-Существительные женского рода.

- Существительные мужского рода.

 

 

-В первом столбике слова женского рода и в них ь написан, а во втором столбике слова мужского рода и в них ь не пишется

--На конце существительных женского рода после шипящих пишется ь, а у существительных мужского рода - не пишется.

-В учебнике

Дети читают правило

 

-Да, правильно.

 

-Мягкий  знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода.

Познавательные УУД:

развивать операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные УУД:

формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог

Личностные УУД: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

 

Познавательные УУД: развивать

умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы

Коммуникативные УУД:оформлять мысли в устной форме. Регулятивные УУД: ставить цель и определять учебную задачу урока.

 

 

Познавательные УУД:  выдвигать гипотезы

Коммуникативные УУД:

Развивать

умение работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установка на поиск способов разрешения проблемного вопроса

Личностные УУД:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое, готовность к сотрудничеству с учителем, учащимися

 

 

5 мин

 

 

мин

 

 

8 мин

 

 

3.
    Работа в парах -Расскажите  ещё раз правило друг другу.     -Перескажите правило.   -Как еще называют мягкий знак?   -Откройте учебник на стр.32 и найдите ответ на вопрос.   Физминутка -Я буду называть имена сущ. мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное ж.р.- встают девочки, если м.р.- мальчики.  Тишь,  калач, скрипач,  молодёжь, богач,  выигрыш,  этаж,  ералаш,  чушь,  чертёж,   душ,   роскошь,  фарш,   дочь.         -Дети в парах рассказывают правило   - 2 ученика расскажут правило - Может орфограмма   -Мягкий знак после шипящих на конце существительных - это орфограмма.       2 мин
  5.Первичное закрепление. Построение алгоритма решения орфографической задачи. Отработка способа действия. 6.Самостоятельная работа 7.Итог урока, рефлексия деятельности.         1. Решение орфографической задачи. На доске ЛАНДЫШ… МЕЛОЧ… -Как будете решать орфографическую задачу? -Составьте алгоритм.  Дети работают в парах с опорной карточкой  
1. Читаю ____________. 2.Определяю________________________. 3. Если это существительное с шипящим на конце слова, ___________________________________. 4. Если существительное мужского рода, то ________________. 5. Если существительное женского рода, то ________________.

-Проверка  алгоритма

 

Слайд 5

 

-Объясните написание слов ландыш, мелочь

 

 

2. -Отгадайте загадки, запишите отгадки, обозначьте орфограмму.

1. Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой. (Ёж.)

2. Тихая  безветренная  погода. ( Тишь)

3. Детская игрушка в форме шара. (Мяч)

4. Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)

5.Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем. (Калач)

-Составить предложение, используя слова - отгадки.

Разобрать  по частям речи.

Помощь учителя слабым ученикам.

-Проверка задания.

 

3. - Выполним упр.55 на стр.32

- Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

 

- Что  такое антонимы?

Работа на доске,  ученики в тетради.

-Проверка и самооценка учениками своих работ.

 -У кого не было ошибок? Молодцы!

- У кого 1-2 ошибки? Хорошо!

-Вывод: как пишется ь на конце существительных после шипящих?

- Выберите задание, которое вам нравится, и вы сможете его выполнить. Разноуровневые задания.

Дети выбирают задание самостоятельно.

1 уровень: написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

2 уровень - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.

3 уровень- подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Выполнение и проверка работ.

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

- Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же. Слайд 6

- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

- Кто допустил 1 ошибку? Хорошо!

-Остальные постараются, дома повторят  правило

-Оцените свои работы.

 

-Подведём итог урока.

- Какую цель ставили?

 

 

Достигнута ли цель?

 

 

- На основе правила составьте синквейн.

Сочинение синквейна.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

 

-Наш  урок подходит к концу. Сегодня  на уроке отметки получают:

-Елизавета, Варвара, Анатолий, Ксения, Дмитрий, Мария, Андрей. Оценка-5, активно работали на всех этапах урока.

Дарья и Игорь за работу у доски-5. Проверю самостоятельную работу в тетради и поставлю  оценки

 ( сравню  вашу самооценку).

У нас ещё два урока по этой теме, где будет проведена тестовая  работа.

-Оцените свою работу на уроке.

    -По алгоритму     1. Читаю слово 2. Определяю часть речи 3. Если это существительное с шипящим на конце слова, определяю род 4. Если существительное мужского рода, то ь не пишу. 5. Если существительное женского рода, то ь пишу   - 2 ученика объясняют по алгоритму написание слов     Ученики комментируют написание.     3 ученика читают предложения и указывают части речи.   -Подобрать к каждому имени существительному антоним, записать слова парами, объяснить орфограмму. Антонимы – это слова, противоположные по смыслу -2 ученика работают на доске, остальные в тетради.   -Врач   -Дети поднимают руки.     -Ученики ставят оценки рядом с работой.     - Узнать когда пишется ь  после шипящих на конце имен существительных -Цели мы достигли -Мы познакомились с новой орфограммой, -Научились писать слова с этой орфограммой, -Составили алгоритм, - Узнали о новой работе мягкого знака, пишется после шипящих ж.р. на конце сущ.   1.Мягкий знак. 2.Хитрый, опасный. 3.Смягчает, разделяет, указывает. 4. Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода. 5.Орфограмма.   Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи, умение контролировать и оценивать свою деятельность Познавательные УУД: выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы Личностные УУД: применять правила сотрудничества Коммуникативные УУД: развивать умение работать в паре, договариваться между собой, умение выражать свои мысли   Регулятивные УУД: Умение контролировать и оценивать свою деятельность Познавательные УУД: развивать операции мышления. Коммуникативные УУД: Осуществлять самоконтроль.     Личностные УУД: способность к самооценке. Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные УУД: проявлять активность в деятельности.     мин     5 мин   мин
      8.Домашнее задание   С. 31 правило, По выбору: стр.31 №52- работа с пословицами стр.32 №53- вставить пропущенные буквы - Молодцы! Спасибо за урок.     - Дети смотрят в учебник и слушают объяснение домашнего задания     2 мин

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.