Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ваикунтхадж джанито вара мадху‑пури татрапи расотсавад 4 страница



 

Настоящая болезнь коренится в сердце. Однако, если ум человека, его сознание чисто, ему не страшна материальная болезнь. Чтобы очистить ум от всякого рода заблуждений, необходимо повторять Харе Кришна маха‑мантру. Это столь же легко, сколь и благотворно. Повторение святого имени Господа мгновенно гасит бушующий пожар материального существования.

 

Выделяют три стадии повторения святого имени Господа – стадию оскорблений, стадию уменьшения оскорблений и стадию чистого повторения. Начиная повторять мантру Харе Кришна, неофит, как правило, наносит святому имени множество оскорблений. Существует десять основных оскорблений святого имени; если преданный избегает их, он достигает следующей стадии, переходной между стадией оскорблений и чистой стадией повторения святого имени. Тот, кто достиг чистой стадии, тотчас получает освобождение. Это называется бхава‑маха‑давагни‑нирвапанам . Стоит человеку вырваться из бушующего пожара материальной жизни, как он начинает ощущать нектарный вкус трансцендентного бытия.

 

Итак, чтобы излечиться от материальной болезни, необходимо повторять мантру Харе Кришна. Основная цель движения сознания Кришны – создать атмосферу, которая располагала бы людей к повторению мантры Харе Кришна. Чтобы начать повторять мантру, человек должен обладать верой. В процессе повторения святого имени его вера окрепнет, и тогда он сможет стать членом нашего общества. Мы рассылаем группы санкиртаны по всему миру, и они убеждаются на собственном опыте, что даже в самых отдаленных уголках земли, где никогда не слышали о Кришне, Харе Кришна маха‑мантра привлекает на нашу сторону тысячи людей. В некоторых местах люди, услышав её, уже через несколько дней начинают подражать преданным – обривают головы и повторяют Харе Кришна маха‑мантру. Пусть это всего лишь подражание – подражание чему‑то хорошему можно только приветствовать. Некоторые из тех, кто сейчас просто подражает, со временем захотят получить посвящение и обратятся за ним к духовному учителю.

 

Посвящение получает тот, кто искренен. Этот этап духовного развития называется бхаджана‑крийей . Приняв посвящение, преданный начинает заниматься служением Господу по‑настоящему, регулярно повторяя Харе Кришна маха‑мантру (по шестнадцать кругов каждый день), исключив из своей жизни недозволенный секс, одурманивающие и возбуждающие средства, мясо и азартные игры. Бхаджана‑крийа помогает человеку очиститься от скверны материального существования. Он перестает ходить в рестораны, где подают «изысканные» блюда из мяса с луком, прекращает курить, пить чай и кофе. Он не только избегает недозволенного секса – он вообще отказывается от секса. И он не желает больше впустую тратить время на биржевые спекуляции и азартные игры. Таким образом человек очищается от всех пороков и нежелательных привычек (анартха‑нивртти). Слово анартха относится ко всему нежелательному. Человек избавляется от анартх, по мере того как растет его привязанность к сознанию Кришны.

 

Когда человек освобождается от всего ненужного, он становится непоколебимым в служении Кришне. Более того, он начинает ощущать привязанность к своему служению и, занимаясь им, испытывает экстаз. Это называют бхавой, началом пробуждения дремлющей в нас любви к Богу. Таким образом обусловленная душа освобождается от пут материального существования и утрачивает интерес к телесной концепции жизни, материальному достатку, материальным знаниям и всем прелестям материальной жизни. В этот момент ей открывается природа Верховной Личности Бога и Его майи.

 

Преданный, достигший стадии бхавы, остается невозмутимым даже в присутствии майи, поскольку знает ее истинное место. Майа означает забвение Кришны. Забвение Кришны и сознание Кришны всегда вместе, как свет и тень. Тот, кто остается в тени, лишен возможности пользоваться преимуществами, которые предоставляет свет, а тому, кто находится на свету, нет дела до тьмы, царящей в тени. Развивая в себе сознание Кришны, преданный со временем достигает освобождения и выходит на свет. Его уже не может коснуться тьма. Об этом сказано и в «Чаитанйа‑чаритамрите» (Мадхйа, 22.31):

 

кршна – сурйа‑сама; майа хайа андхакара 

йахан кршна, тахан нахи майара адхикара 

 

«Кришна подобен солнцу, а майа – тьме. Где светит солнце, там нет места тьме. Как только человек принимает сознание Кришны, тьма иллюзии тотчас рассеивается, и он выходит из‑под влияния внешней энергии».

 

 

Текст 8

 

тан‑нама‑рупа‑чаритади‑сукиртанану‑ 

смртйох крамена расана‑манаси нийоджйа 

тиштхан врадже тад‑анураги‑джананугами 

калам найед акхилам итй упадеша‑сарам 

 

тат – Господа Кришны; нама – святое имя; рупа – форма; чарита‑ади – качества, игры и так далее; су‑киртана – обсуждением или воспеванием; анусмртйох – и памятованием; крамена – постепенно; расана – язык; манаси – и ум; нийоджйа – занимая; тиштхан – поселившись; врадже – во Врадже; тат – к Господу Кришне; анураги – привязанные; джана – люди; анугами – следуя; калам – время; найет – нужно использовать; акхилам – все; ити – так; упадеша – советов или наставлений; сарам – сущность.

 

Все наставления сводятся к следующему: необходимо стремиться все время – двадцать четыре часа в сутки – сосредоточенно повторять божественное имя Господа, воспевать Его трансцендентный образ, качества и вечные игры, и всегда помнить о них, постепенно занимая ими свой язык и ум. Для этого следует поселиться во Врадже [Голоке Вриндавана‑дхаме] и служить Кришне, выполняя указания преданных. Необходимо идти по стопам возлюбленных преданных Господа, которые очень привязаны к преданному служению Ему.

 

Комментарий:

 

Ум может быть как нашим другом, так и врагом, поэтому нам нужно с помощью специальной практики сделать ум своим другом. Движение сознания Кришны придает исключительное значение подготовке ума, цель которой – занять его постоянным служением Кришне. Ум хранит сотни тысяч впечатлений не только этой, но и множества предыдущих жизней. Налагаясь друг на друга, эти впечатления порою складываются в противоречивые образы. Вот почему деятельность ума может представлять серьезную опасность для обусловленной души. Тем, кто изучает психологию, известно о различных психологических изменениях в уме. В «Бхагавад‑гите» (8.6) сказано:

 

йам йам вапи смаран бхавам 

тйаджатй анте калеварам 

там там эваити каунтейа 

сада тад‑бхава‑бхавитах 

 

«О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, этого состояния он непременно достигнет».

 

В момент смерти ум и интеллект живого существа создают тонкую форму определенного типа тела, которое живое существо получает в следующей жизни. Если в этот момент в уме неожиданно всплывет какой‑нибудь нелепый образ, в следующей жизни человеку придется родиться в соответствующем теле. Но если в момент смерти человек будет думать о Кришне, он перенесется в духовный мир, на Голоку Вриндавану. Переселение души – очень тонкий процесс; поэтому Шрила Рупа Госвами рекомендует преданным подготовить свой ум таким образом, чтобы они всегда помнили о Кришне и только о Нем. Точно так же язык нужно приучить говорить исключительно о Кришне и вкушать только кришна‑прасад. Шрила Рупа Госвами далее советует нам: тиштхан врадже – поселитесь во Вриндаване или в любом месте Враджабхуми. Враджабхуми – это окрестности Вриндавана площадью в восемьдесят четыре кроши. Одна кроша равна пяти квадратным километрам. Поселившись во Вриндаване, необходимо найти прибежище у стоп продвинутого преданного. Это даст нам возможность все время думать о Кришне и Его играх. Шрила Рупа Госвами подробно разъясняет этов своей книге «Бхакти‑расамрита‑синдху» (1.2.294):

 

кришнам смаран джанам часйа 

прештхам ниджа‑самихитам 

тат‑тат‑катха‑раташ часау 

курйад васам врадже сада 

 

«Преданный должен всегда жить в трансцендентной обители Враджа и заниматься кришнам смаран джанам часйа прештхам , то есть помнить о Шри Кришне и Его возлюбленных спутниках. Следуя по стопам Его спутников и отдав себя под их вечное покровительство, человек проникается неотступным желанием служить Верховной Личности Бога».

 

Далее в «Бхакти‑расамрита‑синдху» (1.2.295) Шрила Рупа Госвами говорит:

 

сева садхака‑рупена 

сиддха‑рупена чатра хи 

тад‑бхава‑липсуна карйа 

враджа‑локанусаратах 

 

«В трансцендентной обители Враджа [Враджа‑дхаме] нужно служить Верховному Господу Шри Кришне с тем же чувством, что Его приближенные, и, приняв непосредственное руководство одного из приближенных Кришны, идти по его стопам. Этим методом пользуются как на стадии садханы [духовной практики для живых существ, находящихся в материальном рабстве], так и на стадии садхйи [осознания Бога], когда человек уже является сиддха‑пурушей – душой, достигшей духовного совершенства».

 

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур так прокомментировал этот стих: «Тот, в ком еще не проснулся интерес к сознанию Кришны, должен отбросить все материальные желания и укротить ум, следуя регулирующим принципам, благоприятным для духовного развития, то есть повторять имя Кришны, воспевать Его образ, качества, игры и помнить о них. Почувствовав вкус к подобным занятиям, следует поселиться во Вриндаване, где под покровительством и руководством опытного преданного проводить время в постоянных размышлениях об имени, славе, играх и качествах Кришны. Вэтом суть всех наставлений, касающихся преданного служения.

 

На начальном этапе необходимо все время слушать кришна‑катху . Этот этап называется шравана‑дашей , стадией слушания. Постоянно слушая трансцендентное святое имя Кришны и описания Его трансцендентного облика, качеств и игр, человек достигает стадии признания, называемой варана‑дашей . На этой ступени у него развивается привязанность к слушанию кришна‑катхи. Обретя способность в экстазе повторять святые имена, он достигает уровня смаранавастхи , памятования. Вспоминание, погруженность в размышления, медитация, постоянное памятование и транс – таковы пять ступеней поступательного развития кришна‑смараны . Вначале памятование о Кришне может временами прерываться, но затем оно становится непрерывным. Непрерывное памятование переходит в сосредоточение, называемое медитацией. Когда медитация углубляется и становится постоянной, ее называют анусмрити. Непрерывная и непрекращающаяся анусмрити приводит человека на стадию самадхи, духовного транса. Достигнув совершенства в смарана‑даше, или самадхи, душа приходит к осознанию своего естественного изначального положения. В этот момент она обретает совершенное и ясное представление о своих вечных взаимоотношениях с Кришной. Это называется сампатти‑дашей , совершенством жизни.

 

«Чаитанйа‑чаритамрита» советует неофитам оставить все корыстные желания и, руководствуясь указаниями писаний, заняться регулируемым преданным служением Господу [садхана‑бхакти]. Таким образом у неофита постепенно разовьется привязанность к имени Кришны, Его славе, образу, качествам и т.д. Развив в себе такую привязанность, он сможет служить лотосным стопам Кришны спонтанно, даже не следуя регулирующим принципам. Эту стадию называют рага‑бхакти – преданным служением в спонтанной любви. На этой стадии преданный может следовать по стопам одного из вечных спутников Кришны во Вриндаване. Такое служение называют рагануга‑бхакти. Рагануга‑бхакти, спонтанным преданным служением, можно заниматься, находясь в шанта‑расе. При этом преданный стремится стать коровой Кришны, Его посохом, флейтой в Его руках или цветами, украшающими Его шею. В дасйа‑расе преданный следует по стопам таких слуг Кришны, как Читрака, Патрака или Рактака. В дружеской сакхйа‑расе он может стать другом Господа, подобным Баладеве, Шридаме или Судаме. В ватсалйа‑расе, отношениях родительской любви, можно идти по стопам Нанды Махараджа и Йашоды, ав мадхурйа‑расе, любовной расе, стать подобным Шримати Радхарани, таким Ее подругам, как Лалита, или таким служанкам (манджари), как Рупа и Рати. В этом суть всех наставлений, касающихся преданного служения».

 

 

Текст 9

 

ваикунтхадж джанито вара мадху‑пури татрапи расотсавад



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.