|
|||
Рассуждение ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 4. Рассуждение Рассуждение – функционально-смысловой тип речи с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение. Цель рассуждения – изложить соображения по какому-либо вопросу, представить доказательства в поддержку чего-либо или против чего-либо, установить логические связи между обсуждаемыми фактами. Объект рассуждения – идеальное поле предмета: его восприятие кем-либо, мысли, идеи, касающиеся спорного предмета. Формула (структура) рассуждения: посылка (тезис) + аргументы = вывод. В качестве аргументов могут выступать описание и повествование. Рассуждения имеют обычно вневременной, глобальный обобщающий характер. Разновидности текстов-рассуждений: ● собственно рассуждение: в качестве вывода появляется новое умозаключение, которого не было в посылке; ● текст-доказательство: с помощью аргументов подтверждается или отрицается какое-либо умозаключение, т. е. вывод повторяет или отрицает тезис. Элементы рассуждения: а) иллюстрации-примеры (эпизоды, цифры, цитаты); б) оценки: позитивная или негативная, рациональная или эмоциональная: ● оцениваться может достоверность, вероятность текста, трудность восприятия: конечно, трудно поверить, сомнительно, легко заметить, хорошо; ● могут использоваться слова, которые указывают на эмоциональную оценку изображаемого: к сожалению; к счастью; удивляет тот факт, что; рад, что; ● употребляются слова, которые выделяют авторскую позицию: по-моему, на наш взгляд, автор полагает, я думаю; ● фразеологизмы со значением оценки: оставляет желать лучшего, быть на уровне чего-либо, узкое место (о недостатках), общее место, называть вещи своими именами. Тот, кто выдвигает тезис, как правило, положительно оценивает высказывания, подтверждающие тезис, и отрицательно – высказывания, вступающие с тезисом в противоречие; в) связки, которые соединяют аргументы в логически правильный текст: ● глаголы: – глаголы, определяющие логику текста: начать, перейти, продолжить, сопоставить; – глаголы, фиксирующие аргументацию: приводить примеры, ссылаться, опираться, аргументировать, обосновывать, иллюстрировать, подтверждать, доказывать, сравнивать, сопоставлять, соотносить, противопоставлять, исходить, цитировать; – глагольные формы, используемые для обобщения: делать вывод, приходить к выводу, подводить итоги, подытоживая, обобщая, суммируя; ● слова, которые указывают на логические связи между фрагментами текста и на их расположение: начнем с, перейдем к, прежде всего, выше отмечалось, я уже говорил, итак, в заключение, вследствие, остановимся на, отметим следующее, перейдем к; ● слова, имеющие значения причины, следствия, цели: поэтому, потому что, далее, помимо, поскольку; ● вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, итак; ● слова, содержащие типичную информацию: как правило, типично, характерно, обычно, чаще всего, в большинстве случаев, как принято, как всегда. ● указание на источник информации выражается следующими словами: по мнению, данным, утверждению, словам, соображениям, сообщению; как утверждает, отмечает, замечает, сообщает, указывает, считает, говорит, пишет; ● причастные и деепричастные обороты (начиная с, переходящий в); ● вопросно-ответный ход (Что это значит? Это значит…). Рассмотрим виды рассуждения в различных стилях. В художественной литературе рассуждения обычно обнаруживаются в авторских отступлениях, замечаниях, комментариях по поводу описываемых событий, поступков персонажей. В деловом стиле – это рекомендательные письма, реклама, содержащая выгодные предложения в сфере ипотечного кредитования и др. В научном – обоснование какого-либо проекта, исследования. Приведем пример рассуждения: Все это занимало меня сильно; хотя, конечно, я и прежде мог предугадывать главные толстейшие нити, связывавшие предо мною актеров, но все-таки окончательно не знал всех средств и тайн этой игры. Полина никогда не была со мною вполне доверчива. Хоть и случалось, правда, что она открывала мне подчас, как бы невольно, свое сердце, но я заметил, что часто, да почти и всегда, после этих открытий или в смех обратит все сказанное, или запутает и с намерением придаст всему ложный вид. О! она многое скрывала! Во всяком случае, я предчувствовал, что подходит финал всего этого таинственного и напряженного состояния (Ф. М. Достоевский. «Игрок»). Выделим жанры рассуждения. ● Обоснование темы (проекта, предложения). Обоснование темы: Нам с детства внушали, что в жизни всегда есть место подвигу. И так всегда хотелось с этим поспорить. Обоснование нового архитектурного проекта: В нашей стране резко увеличилась рождаемость, следовательно, нужно создавать новые проекты многоэтажных комфортабельных зданий. Характерные черты обоснования предложения: – должна быть показана актуальность темы; – через обоснование темы осуществляется связь текста и действительности (В нашей стране экономические проблемы, следовательно, нужно придумывать новые способы переработки сырья); – применяются клише (позвольте предложить); – могут использоваться аргументы к делу, к человеку (мой проект не требует больших экономических затрат, но зато он принесет прибыль). ● Рассказ-рекомендация. Таковы, например, рекомендации к покупке квартиры, изучению иностранного языка. Характерные черты рассказа-рекомендации: – это рекламный жанр; – цель – доказать необходимость чего-либо; – схема аргументации в рекламном тексте: приобретите товар, так как он такой-то и даст вам то-то. При этом для доказательства могут использоваться три вида аргументов: 1) аргументы к человеку: к имиджу покупателя и тем психологическим и социальным последствиям, которые он будет иметь в результате пользования товаром (Каждая великолепная женщина должна иметь роскошную квартиру, в центре города; Нет ничего лучше, чем приехать в страну и говорить на ее родном языке); к авторитетам, мнение которых может показаться покупателю заслуживающим доверия (именно поэтому на рекламном листе с надписью Обратитесь в РОСГОССТРАХ, получите лучший тариф КАСКО размещена фотография Федора Бондарчука; другой пример: в рекламе препарата от боли в суставах читаем: Живокостом [это название препарата] лечили своих пациентов Авиценна и Парацельс, его же применяли для врачевания самого Ивана Грозного); к имиджу фирмы, которая оценивается как гарантия высокого качества товара; 2) аргументы к делу – те потребительские свойства товара, которые привлекательны для покупателя (Английский язык – это мировой язык, изучение которого необходимо, в нашей фирме вы получите максимальные знания, практику за рубежом; Обивка стен из натурального дерева, еврообои, пластиковые окна, которые защищают от шума, безопасность, долговечность); 3) эмоционально-оценочные аргументы – эпитеты (великолепные учебники, квалифицированные преподаватели; светлые комнаты, большие окна; свойства чудо-растения в нем полностью сохранены); моделирование конкретной ситуации по принципу ассоциаций (Каждый респектабельный человек должен иметь большую квартиру в центре города. Я респектабельный человек, следовательно, должен иметь квартиру в центре города, следовательно, должен ее купить в этой фирме). Главное при рекомендации – создать у человека ощущение, что для приобретения какого-либо качества, ему нужно купить данный товар. Важную роль играет удачно подобранная иллюстрация – фотография или рисунок (стройная девушка – рядом текст рекламы средств для похудения, создается ассоциативная связь, моделируется ситуация интереса). Прямая связь иллюстрации и текста имеет и дополнительное воздействие, внушает чувство доверия к тексту, так как мы фактически созерцаем результат. Происходит создание дополнительного образа или смысла за счет обнаружения ассоциативной связи. Другой пример: реклама копировальных аппаратов – фотография курицы (оригинал) и орла (копия). Текст: «Что лучше – оригинал или копия?» Моделируется ситуация общения с читателем через риторический вопрос. Внутренний ответ – копия (орел), вновь устанавливается положительная связь с иллюстрацией. Задание: 1. Знать содержание лекции. 2. Написать конспект лекции(кратко) ВНИМАНИЕ! Проверка работ будет осуществляться следующим образом: 1. Фото выполненных письменных заданий необходимо отправлять в личные сообщения по ссылке https://vk.com/club193334107
|
|||
|