|
|||
Повествование3. Повествование Повествование – функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях. Цель повествования – последовательно рассказать о событии, показать ход его развития (что было сначала, что потом, чем закончилось). Объект повествования – развивающиеся действия. Формула повествования: действие 1 + действие 2 + действие 3. Структура повествования: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение. Черты (признаки) повествования: ● динамичность (смена временно´го плана); ● хронологическая (логическая/временная) последовательность. Характерные особенности повествования: ● семантические ряды глаголов со значением последовательности действий; ● глаголы прошедшего времени совершенного вида (что сделал?); ● видовые формы глагола со значением возникновения и мгновенности действия; ● обстоятельственные слова со значением временной последовательности (в прошлом году, раньше, сначала, потом, тогда, затем, наконец); ● даты, цифровые и другие обозначения времени; ● союзы со значением чередования, сопоставления (не только… но и; как… так и) или возникновения действия. Рассмотрим виды повествования в разных стилях. Деловым повествованием является объяснительная записка, отчет, расписка. Композиционная структура художественного текста-повествования представлена такими частями, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Биографические справки, тексты об истории научных открытий или изучения какой-либо научной проблемы, процессуальные работы, т. е. тексты о последовательной смене этапов, стадий какого-либо явления, изменениях или развитии какого-либо объекта, последовательности работы механизма, проведении эксперимента – примеры повествования в научной литературе. Повествовательные жанры – рассказ и пересказ. Рассказывать можно о событии, которое произошло в действительности с рассказчиком или кем-то другим. Пересказывать можно тексты, кем-то уже созданные; в этом случае описания и рассуждения первичного текста опускаются рассказчиком, сжато передается только фабула, развитие действия, причем обычно затрагивается только основная сюжетная линия. Такой рассказ или пересказ, как правило, отвечает на типичные для повествования вопросы: кто участники событий? как они взаимодействуют? кто совершил какое-то действие? что произошло потом? чем все закончилось? Прочитайте, к примеру, фрагмент пересказа, который ведется от лица главного героя художественного произведения: Но есть еще один дневник, небольшая тетрадь с неразборчивым почерком. Ее писал Макар Иванович Ратманов… Если хочешь, я так расскажу, без черновика… Крузенштерн отдал приказ, чтобы ни один человек на корабле ничего у жителей острова для себя не выменивал… Ну, слушай дальше. Приказу Крузенштерна все подчинились. И Резанов был вынужден подчиниться, но оскорбился: опять капитан командует посланником и камергером. Через 2 дня Крузенштерн отменил приказ, однако приходилось смотреть, чтобы товары не разбазаривали (В. П. Крапивин. «Острова и капитаны»). А вот как один школьник, возможно, пересказал бы другому содержание романа «Евгений Онегин»: Ну, главный герой этой книги – франт. Зовут его Евгений. Он приезжает в деревню, а там такая дыра и дядька его как назло умер. Короче, там мужик один был, Ленский, Володька, по-моему, что ли. Дружили-дружили, а потом друг друга постреляли, ну, ты понимаешь, любовь-морковь. А дальше я еще не прочитал Характерные черты пересказа: ● это жанр разговорной речи; ● пересказ ведется свежо, непринужденно и естественно; ● используется разговорная лексика (дыра, как назло, любовь-морковь, мужик); ● рассказчик обращается непосредственно к слушателям (ты понимаешь); ● обязательно присутствует оценка событий с точки зрения автора (в данном случае – школьника). Еще одна разновидность повествования – комментарий динамического видеоряда, например голос за кадром в кинофильмах. В телесериале «Семнадцать мгновений весны» эта черта является характерной особенностью: «А Штирлиц в это время думал о том, что…». За примером можно обратиться и кинофильму «Берегись автомобиля!», в котором есть лирическое отступление о погоне: «Погоня! Какой современный детектив обходится без этого…». Характерные черты комментария: ● выполняет не информативную функцию, а носит характер краткого дополнительного сообщения; ● отстраненность говорящего: взгляд со стороны, обо всем говорится в 3-м лице, как личность автор не присутствует (подумал Штирлиц); ● обычно не используются средства выразительности. Рассмотрим особенности рассказа о себе. Характерные черты рассказа о себе: ● это жанр разговорной речи; ● используется разговорная лексика; ● дается максимум информации личного свойства; ● активно используются гиперболы (всю жизнь занимаюсь спортом, мне всегда не везет); ● многое зависит от коммуникативной установки. Рассказ о себе своей подруге или другу будет отличаться от того, что мы сообщаем о себе, когда приходим устраиваться на работу: в первом случае перед нами – ситуация обиходно-бытового общения, характеризующаяся максимальной искренностью (особое внимание обращается на собственные увлечения). В резюме при устройстве на работу (ситуация официально-делового общения) дается информация, которая не всегда соответствует действительности. Очень часто такое резюме напоминает брачные объявления. Нужно писать все, что знаете о себе хорошего: каких вершин карьеры уже достигли, в каких областях преуспели, какими владеете иностранными языками, какие знаете специфические компьютерные программы, имеете ли водительские права. Описываете, какой вы замечательный человек: общительный, работоспособный, любящий дальние командировки и т. д. Проверять никто не будет, но, если в вашем рассказе будет заметно какое-то противоречие или вы в порыве чувств наградите себя всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами, работодателя это насторожит. Обязательная информация – возраст, семейное положение, образование.
|
|||
|