Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Операционно-деятельностный



Операционно-деятельностный

1. Разделение и работа по группам. Приём динамических групп; эвристическая беседа, записи в тетрадь, словарная работа; метод творческого чтения, работа с текстом художественного произведения. Учитель: Чтобы выяснить, какие уроки нравственности извлёк наш герой, нам с вами предстоит проанализировать поведение Вити и левонтьевских ребятишек, сравнить их семьи и отношение к жизни. Для выполнения этого задания мы разделимся на четыре экспертные группы. В ходе обсуждения произведения первая группа должна будет работать с отрывком текста, в котором описывается жизнь семьи Левонтия и фиксировать её особенности, быт; вторая группа будет работать с описанием семьи Вити; третья группа будет анализировать эпизод похода за ягодами; четвёртая группа будет работать с заключительным эпизодом, в котором разрешается внутренний конфликт Вити. * Пояснение к работе: класс разделён на четвёрки, дети работают каждый со своим отрывком текста, делают необходимые записи. Предварительно учитель раздаёт пронумерованные карточки с вопросами к эпизодам. После индивидуальной работы дети объединяются в группы со своими номерами для обсуждения своей части текста, выбирают представителя от группы, который проведёт презентацию. После работы в группах дети возвращаются на свои места и начинается общее обсуждение, записи в тетради, составление общего вывода. (В ходе работы учитель будет обращаться к следующим обществоведческим терминам:дружба, воспитание, семья). Группа-1: 1. О чём и почему мечтали все деревенские ребятишки?  2.Чем интересна семья Левонтия, зачитайте описание дома, в которм она жила. 3. Как левонтьевское семейство вело хозяйство? 4. Найдите в тексте абзац, подчеркивающий нерадивость хозяйки Весени. 5. Чем заканчивался праздник в доме Левонтия? Группа-2: 1. С какой посудой дети отправились в лес? Сравните. 2. Какой эпизод указывает на то, что дети не любят друг друга и не уважают жителей соей деревни? 3. Почему возникла драка на увале?  4. Кого из левонтьевских ребят выделяет автор? 5. Какие чувства испытывал герой рассказа? 6. Докажите, что один дурной поступок (высыпал ягоды) влечет за собой другой. 7. День закончился. Дело к вечеру. Пора возвращаться домой. Санька дает совет. Какой? 8. Передайте внутреннее состояние мальчика, когда он остался один в тайге, левонтьевские драчуны бросили его одного. Группа-3: 1. Как вы можете охарактеризовать бабушку и дедушку Вити? Каково их отношение к труду и ведению хозяйства? 2. Доверяла ли бабушка Петровна своему внуку? 3. Что же терзало нашего героя? 4. Почему наш герой снова оказался вместе с левонтьевскими «орлами»? 5. В какой момент наш герой снова попадает под влияние Саньки и выполняет его требования, совершив еще один проступок. 6. Что мучает его? 7. Можно ли сказать, что в мальчике проснулась сила противостояния злу? Группа-4: 1. Ребята, вы знаете, что наш герой оказался в другом конце села. Хотел остаться ночевать у тети Фени, но она, выслушав его, взяла за руку и отвела домой. В чем проявилась ее мудрость? 2. Найдите в тексте наивысшую точку переживаний нашего героя. 3. Как дедушка помог внуку выйти этого тяжелого положения? 4. Легко ли это было сделать? 5. Как заканчивается рассказ? Выполняют задание учителя: индивидуальная работа, объединение по группам; общее обсуждение; презентация; словарная работа. Делают выводы и проводят обобщение информации.   Первая группа делает вывод о жизни левонтьевского семейства: Семья многодетная. Родители не показывают детям положительных примеров. Не благоустраивают свой дом, не обрабатывают огород, не приучают детей к труду. Все у них кое – как. Живут одним днем. Вывод второй группы о поведении левонтьевских ребят: Наблюдая за поступками левонтьевских ребят, мы пришли к выводу, что эти дети не приучены родителями к труду (не смогли набрать земляники). Считают, что им все дозволено, поэтому воруют (залезли в чужой огород). У них нет чувства жалости (разорвали рыбку и убили чижа). Растут жестокие дети (посоветовали обмануть бабушку Петровну; угрожали, что все ей расскажут; заставляли мальчика воровать калачи; бросили одного в тайге). И еще есть одна деталь. Вывод третьей группы о поведении Вити: Наблюдая за героем, мы заметили, что автор обращает наше внимание на внутренний мир мальчика. Он в напряжении. Смотрит на мост, из-за которого должна приплыть бабушка. К нему даже нехорошие мысли пришли (пусть лодка опрокинется). Но он уже внутренне раскаялся в содеянном. Сделал решительный шаг - дал отпор Саньке, отказавшись ему подчиняться. А сбежал от стыда перед бабушкой. Мальчику было стыдно оттого, что бабушка ему доверяла. Вывод четвёртой группы о семье Вити: Наблюдая за этими героями, мы пришли к выводу, что это добрые люди. И не зря бабушку в селе называют уважительно по отчеству Петровна. Разрешили пойти в лес за земляникой, чтобы мальчик сам заработал себе на пряник. Эти старики не только добрые, трудолюбивые, но и мудрые. Дедушка поддержал внука, пожалел его, подсказал, как надо повести себя в эту трудную для него минуту. А бабушка Петровна простила и подарила пряник. И это правильно. Внук вырос, но бабушкины мудрые уроки не забыл.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.