Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





в раздел «Описание ожидаемыхрезультатов обучения»



- в раздел «Описание ожидаемыхрезультатов обучения»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения всех образовательных областей и учебных дисциплин расширяются и дополняются следующими показателями.

Личностные результаты:

  • владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликты, находить компромисс в спорных ситуациях;
  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей;
  • овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные результаты:

  •  способность использовать русский и родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
  • умение использовать различные способы поиска в справочных источниках в соответствии с поставленными задачами; уметь пользоваться справочной литературой;
  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (устно и письменно);
  • осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Предметные результаты

Дисциплина «Русский язык»:

- иметь представление о богатстве и выразительности русского языка, о важности соблюдения в устной речи и на письме норм современного русского литературного языка;

- различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: монолог (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог;

- распознавать основные признаки текста, условия членения текста на абзацы;

- использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части;

- после предварительного анализа распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова);

- владеть различными видами аудирования: выборочным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- с помощью учителя осуществлять изучающее чтение или аудирование текстов;

- понимать содержание прослушанных и / или прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 100 слов: устно и письменно (с помощью учителя) формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста, адаптированного в лексическом и грамматическом отношении, после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 60 слов; для сжатого изложения – не менее 70 слов);

- с помощью учителя анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи (повествование); использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смыслового типа речи в практике его создания на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; распознавать тексты различных функциональных разновидностей;

- с помощью учителя осуществлять информационную переработку прослушанного и прочитанного текста: составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

- устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 60 слов после предварительного анализа;

- создавать по заданному алгоритму устные монологические высказывания объемом не менее 20 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, научно-учебных и художественной литературы (монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование);

- участвовать в диалоге на темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 2 реплик;

- представлять сообщение на заданную тему после предварительного анализа;

- осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом после предварительного анализа;

-  после предварительного анализа создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений или объемом не менее 1–2 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 0,3–0,5 страницы);

- после предварительного анализа восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец в устной или письменной форме в зависимости от структуры нарушения;

- соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; уметь употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности;

- по заданному алгоритму характеризовать звук как единицу языка, раскрывать смыслоразличительную роль звука; объяснять соотношение звуков и букв, характеризовать систему звуков, в том числе гласных и согласных звуков, иметь представление о свойствах русского ударения, изменении звуков в речевом потоке, делить слова на слоги;

- различать способы обозначения [й'], мягкости согласных, использование прописных и строчных букв;

- распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетический анализ слов; использовать на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов;

- иметь представление об орфографии как системе правил написания слов, использовать понятие орфограммы, различать буквенные и небуквенные орфограммы;

- применять знание о правописании разделительных ъ и ь; ыи после ц;

- распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;

- с помощью учителя различать и использовать основные способы толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту);

- с помощью учителя распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;

- проводить лексический анализ слова с опорой на схему;

- применять знания по лексике при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике на доступном уровне;

- использовать разные виды лексических словарей и иметь представление об их роли в овладении словарным богатством родного языка;

- характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка;

- распознавать виды морфем в слове; находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулем звука) в частотных случаях;

- проводить морфемный анализ слова; применять знания по морфемике при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания, неизменяемых на письме приставок и приставок на з (с); ы – и после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми (в рамках изученного), чередующимися гласными; корней с проверяемыми, непроверяемыми (в рамках изученного), непроизносимыми согласными; ё-о после шипящих в корне слова;

- уместно использовать слова с частотными суффиксами оценки в собственной речи; использовать словообразовательные нормы русского языка на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

- понимать грамматическое значение слова, части речи как лексико-грамматические разряды слов, систему частей речи в русском языке (распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы);

- по заданному алгоритму определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи; определять лексико-грамматические разряды имен существительных; различать типы склонения имен существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные; характеризовать синтаксическую роль имени существительного;

- соблюдать нормы словоизменения, произношения имен существительных на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения, постановки в них ударения (в рамках изученного), правописания имен существительных (безударных окончаний, ое (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, суффиксов –чик - (-щик-); -ек- – -ик, корней с чередованием о//а: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – -рос-; -гор- – -гар-, -зор- –-зар-; употребления/неупотребления ьна конце имен существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными, правописание собственных имен существительных);

- по заданному алгоритму определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи; различать полную и краткую форму имён прилагательных; соблюдать нормы словоизменения имен прилагательных, произношения, постановки в них ударения (в рамках изученного) на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения, правописания имен прилагательных (безударных окончаний, ое после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, кратких форм имен прилагательных с основой на шипящие; слитное и раздельное написание не с именами прилагательными);

- по заданному алгоритму определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также – в речи; различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные; называть грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого времени) глагола; определять спряжение глагола, распознавать разноспрягаемые глаголы, уметь спрягать глаголы; соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного), правописания глаголов (корней с чередованием е//и, использования ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами);

- проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, глаголов с опорой на план анализа;

- применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике на доступном уровне;

- с помощью учителя распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); выделять словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова, назвать средства связи слов в словосочетании; различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью; характеризовать интонацию предложения; определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные; находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них; находить предложения с обращением, с прямой речью;

- осознавать пунктуацию как систему правил расстановки знаков препинания, раскрывать назначение пунктуации на основе конкретных образцов;

- соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложном предложении; оформлять на письме диалог;

- с опорой на схему проводить синтаксический анализ словосочетания и простого предложения; проводить пунктуационный анализ простого осложненного и сложного предложений;

- применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

- соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения (в том числе во время списывания текста объемом 60-70 слов; словарного диктанта объемом 10-15 слов; диктанта на основе связного текста, адаптированного в лексическом и грамматическом отношении, объемом 70-80 слов, содержащего не более 8 орфограмм и 2−3 пунктограмм и не более 3 слов с непроверяемыми написаниями).

Учебный предмет «Литература»:

Предметные результаты демонстрируются на материале конкретного списка литературы, определенного учителем для изучения детьми с ТНР, а также с учетом специальных условий изучения предмета.

В предметные требования вносятся следующие изменения (по сравнению с общей ООП):

- на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения выразительно читать наизусть не менее 3 поэтических произведений (ранее не изученных), включенных в конкретную рабочую программу (передавать эмоциональное содержание произведения, воспроизводить стихотворный ритм);

- по заданному алгоритму на основе предварительного обсуждения создавать собственный письменный текст: давать развернутый ответ на вопрос (объемом не менее 30 слов), связанный со знанием и пониманием литературного произведения; дорабатывать собственный письменный текст по замечаниям учителя.

 

Предметные результаты по учебным предметам «Родной язык и родная литература» - без изменений (с учетом специальных условий изучения предметов).

- в раздел «Примерное тематическое планирование обучения»:

Примерная программа предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам обучения и четвертям (триместрам)

Примерное количество часов, отводимых на дисциплины:

Русский язык – 6 часов в неделю

Литература – 5 часов в неделю

 

Предметная область «Родной язык и родная литература» включается в вариативную часть учебного плана по усмотрению образовательной организации.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.