|
|||
Институт коррекционной педагогики Российской академии образования:Стр 1 из 3Следующая ⇒ Институт коррекционной педагогики Российской академии образования: https://ikp-rao.ru/ Федеральный ресурсный центр по сопровождению детей с ОВЗ: https://ikp-rao.ru/frc-ovz/ Специальные требования к реализации учебных дисциплин. Вариант 5.2
1. Наименование предметных областей:«Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература»
2. Предусмотрено внесение изменений и дополнений в следующие разделы рабочих программ учебной дисциплины/дисциплин - в раздел «Пояснительная записка» Цели и задачи образовательно-коррекционной работы: · освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; · расширение номенклатуры языковых средств и формирование умения их активного использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации;
Содержание учебных предметов Преобразуется перечень произведений для литературного чтения и заучивания наизусть.Изменения в перечень вносятся в соответствии с рекомендуемыми специальными условиями реализации дисциплин филологической направленности.
Принципы и подходы к реализации Освоение образовательной программы на основной ступени обучения характеризуется преимущественным обращением к вербализованным материалам различной степени сложности. Работа с текстом выходит на первый план, что определяет необходимость особой организации обучения для детей, имеющих нарушения речи. Эффективность освоения образовательной программы ребенком с нарушениями речиповышается при условии индивидуализация обучения, которая реализуется через создание среды,позволяющей максимально использоватьиндивидуальныевозможностидетейи подтягивать слабые звенья их развития. Взаимодействие учителя-логопеда, учителей-предметников, педагога-психолога обеспечивает понимание специфики освоения образовательной программы ребенком,позволяет выделитьведущуюстратегию обучения, определяемую егоиндивидуальнымиособенностями и,как следствие, установить существующие и спрогнозироватьвозможные трудности. Такой психолого-педагогический и речевой профиль может служить отправной точкойдля определения тактики и методических приемов обучения, учитывающих особенности каждого ребенка. Так. индивидуализация обучения может осуществляться в классе через систему специальных заданий (карточки, дополнительный раздаточный материал и т.п.). Одним из ключевых для специальной педагогики является принцип опоры на сохранные анализаторы в процессе обучения, который может рассматриваться как создание полисенсорной основы обучения. Обучение детей с нарушениями речи опирается на максимальное включение в работу основных анализаторов: зрительного, слухового, тактильногои др. Получение новой информации обеспечивается сразу несколькими анализаторными системами, с опорой на сохранные, что способствует формированию более прочных и полных знаний и умений.Принесформированностифонематическоговосприятиякомпенсация происходитчерез зрительный имоторный анализаторы, при оптико-пространственныхзатрудненияхосуществляетсяопора на проговаривание и т.д. Обучение происходит на основе формирования умения «вслушиваться в обращенную речь», понимания смысла готовых текстов, что помогает учащимся выявить причинно-следственные отношения, отобрать речевые средства для продуцирования высказывания, создать зрительные образы, связанные с текстом и облегчающие построение самостоятельного высказывания. Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание текста), зрительных (картины, схемы, языковая наглядность) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала. Опора на сохранные звенья в процессе обучения позволяет временно перевести нарушенные функции на другой боле низкий и доступный уровень их осуществления У детей с речевыми нарушениями зачастую выявляется недостаточный уровень развития словесно-логического мышления, операций абстрагирования. Привлечение максимальной наглядности, активное применение рисунков, схем, символов других невербальных сигналов способствует более эффективному, сознательному и быстрому усвоению и запоминанию материала.Использование наглядности рационально при реализации методов моделирования и конструирования вербальных моделей и конструкций. Актуальным принципом обучения является необходимость учета операционального состава нарушенных действий. Особая роль этого принципа отмечается в работе с текстовым материалом, когда необходимо продемонстрировать ребенку систему операций, произведя которые можно построить свой текст или проанализировать (а затем понять) чужой.Необходимо составитьразвернутые модели создания текстов, задать последовательность, реализация которой приведет к искомому результату.В этих моделях обязательно должны учитываться лингвистические характеристики текстов различных типови жанров, а также индивидуальные особенности ребенка (нарушенные звенья механизмов порождения и понимания текста), т. е. необходимо соотнести имеющиеся трудности с тем текстовым материалом, который предъявляется детям на уроках. Пооперационное выполнение действий способствует наработке способа действия, формированию динамического стереотипа, что также является необходимым условием развития языковых умений и навыков для детей с нарушениями речи. Помимо этого, расчлененное выполнение действий позволяет более точно выявить нарушенное звено в серии операций, а также дает возможность формировать осознанный самоконтроль. Это является особенно важным, посколькувсвязи с невозможностью опираться на чувство языка в обучении детей с нарушениями речи доля сознательности в роцессе восприятия и порождения текстов резко увеличивается. Принцип коммуникативности диктует необходимость формирования речи как средства общения и орудия познавательной деятельности. В обучении детей с ТНР остро стоит проблема формирования и развития положительной коммуникативной мотивации, потребности в активном взаимодействии с участниками коммуникативного акта, активизации мыслительной деятельности. В свете этого ведущая роль отводится речевой практике, активизации самостоятельной речи учащихся, созданию таких ситуаций, которые бы побуждали их к общению. Не менее важен в обучении принцип взаимосвязи речи с другими психическими функциями, который обеспечивает достижение личностных результатов в ходе развития речи. Такие компоненты деятельности как умение планировать и контролировать свою деятельность необходимо формировать в рамках речевого высказывания. Данный принцип предполагает работу над анализом собственной речевой продукции, формирования критериев ее оценивания и умения редактировать. Индивидуальный и дифференцированный подход определяется степенью недоразвития речи, а также спецификой структуры нарушения. Исходя из особенностей развития у младших подростков, к особым образовательным потребностям необходимо отнести: - обязательность непрерывности коррекционного процесса, тесная взаимосвязь реализации целей и задач освоения предметных областей и коррекционной работы (индивидуальных (групповых) логопедических занятий); - создание условий, нормализующих /компенсирующих состояние речевой деятельности, других психических функций, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; - постоянный мониторинг динамики формирования личностных, метапредметных и предметных результатов с целью оптимизации процесса развития речемыслительной деятельности; - применение специальных методов и приемов, средств обучения, в том числе, компьютерных технологий, дидактических пособий, обеспечивающих реализацию принципа «обходного пути», повышающих контроль за устной и письменной речью; - профилактика и коррекция социокультурной дезадаптации путем максимального расширения социальных контактов, обучения умению применять эффективные коммуникативные стратегии и тактики.
|
|||
|