Дружба». Помощник». Осенние листья». Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)
«Я сам»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Ложка – это ложка, (Сжав руку в кулак, подносят её ко рту)
Ложкой суп едят. («едят суп».)
Тряпка – это тряпка, (Вращая кистью руки, «вытирают стол».)
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка, (Двумя руками «надевают шапку на голову».)
Оделся и пошёл.
«Дружба»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Дружат в нашей группе (Обхватываем правой ладонью левую и покачиваем в ритме стихотворения.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Обхватываем левой ладонью правую и покачиваем в ритме стихотворения.)
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять. (Соединяем пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединяем пальчики, начиная с мизинца.)
Пять, четыре, три, два, один.
«Помощник»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Топором дрова колю (Имитируем действия топора, двигаем вместе ладошками вверх – вниз.)
А потом пилой пилю. (Имитируем действия пилы, двигаем вместе ладошками вперёд – назад;)
Отнесу их бабушке, (Показываем ладоши.)
Чтоб испечь оладушки. (Хлопаем ладонями друг о друга.)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Белка Скачет белка-шалунишка, («бегают» пальчиками по столу) Рвет с сосновых веток шишки. (сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках) Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках) И несет в свою кладовку. («бегают» пальчиками по столу)
Белочка Сидит белка на тележке, (хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно) Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому – (загибают по одному пальцы, начиная с большого) Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. (ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)
Белочки Раз, два, три, четыре, пять, (выставить пять пальцев) Пришли белки поиграть. (спрятать руку за спину) Одна куда-то подевалась, (выставить четыре пальца) Четыре белочки осталось. (спрятать руку за спину) А теперь скорей смотри – Их уже осталось три. (выставить три пальца) Ну и ну, какая жалость, (спрятать руку за спину) Только две у нас осталось. (выставить два пальца) Эта новость так грустна – (спрятать руку за спину) Осталась белочка одна. (выставить один палец) Пока мы с тобой считали, Белочки от нас сбежали. (спрятать руку за спину)
Голодная мышка Мышка съела сыр и пышку, Тыкву, рыбу, дыню, шишку, Съела сливы и блины, И сушеные грибы. (загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка) Целый день она жевала, Но все мышке было мало! (разводят руками)
Динозавры Динозавров на рассвете (сжатые в «замок» руки) Увидали в парке дети, Испугались, задрожали, (изображаем дрожь, испуг) Быстро к дому побежали, («бегают» пальчиками по столу) Динозавр же, верь не верь, Только тра-во-ядный зверь. (сжатые в «замок» руки)
Ежик Мы нашли колючий шарик, Нам его не удержать. Шарик крутится в ладошках, Шарик хочет убежать. (дети крутят между ладонями массажные мячи) Шарик наш живой и теплый, На кого же он похож? (смотрят на мяч, держа его в ладонях) Прыгнул шарик на дорожку — Оказалось…это еж! (дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу)
Ежик топал по дорожке Ежик топал по дорожке И грибочки нес в лукошке. (растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения) Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать. (дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке; в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)
Животные зимой Спят зимой барсук и ежик, И медведь зимой спит тоже. Спят пчела и муравей, Ждут весенних теплых дней. (дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку)
Зайка Мчится без оглядки, (хлопаем в ладошки) Лишь сверкают пятки. (ударяем кулачками друг о друга) Мчится что есть духу, (руки сцепляем в замок и шевелим пальчиками) Хвост короче уха. (ударяем кулачками друг о друга) Живо угадай-ка: Кто же это? (хлопаем в ладошки) Зайка! (показываем указательными пальцами «зайку»)
Зайчик Жил-был зайчик, Длинные ушки, (пальцы в кулаке, выставляют два пальца – «ушки») Отморозил зайчик Носик на опушке. (поглаживают указательный и средний пальцы) Отморозил носик, (поглаживают безымянный палец и мизинец) Отморозил хвостик И поехал греться (растирают ладони) К ребятишкам в гости. Там тепло и славно, волка нет. (сжимают и разжимают кулаки) И дают морковку на обед! (стучат пальцами по столу)
Звери У зверей четыре лапы. (поднимаем и опускаем четыре пальца на ручках) Когти могут поцарапать. (пальцы двигаются как коготки) Не лицо у них, а морда. (соединить пальчики двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальчики, опуская их) Хвост, усы, а носик мокрый. (волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа) И, конечно, ушки (растираем ладошками свои ушки) Только на макушке. (массажируем две точки темени)
Зоопарк В зоопарке мы бродили К каждой клетке подходили И смотрели на зверят – Медвежат, волчат, бобрят. (на каждую строчку стиха, поочередно соединяем большой палец с другими пальцами руки)
Крокодил Крокодил плывет по речке, (ладонь ребенка выставлена вперед параллельно полу) Выпучив свои глаза. (указательный и большой пальцы соединены) Он зеленый весь, как тина, (большой палец руки находится под ладонью) От макушки до хвоста. (прижать и выставить вперед указательный и мизинец)
Кролик Маленький кролик (кисти прижать к голове, как ушки) С большими ушами, Розовым носом, (дотронуться до носа) Смешными усами. (указательные пальцы прижаты к губам) Норку глубокую роет себе (роем норку) Сильными лапками В мягкой земле. Чистит он шёрстку себе («чистим шёрстку») Или спит. (руки кладём под щёку) Кролик ушами всегда шевелит. (шевелим «ушами») Слышит шаги и лисиц, и волков, Прячется в норку свою от врагов. (закрыть лицо ладонями)
Кто живет в лесу Кто в лесочке живет? (переплести пальчики, имитируя лес) Под корягой — старый крот, За горой — лисенок, В ельнике — лосенок. Под кустом — лисичка, На сосне — синичка! (загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца) Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать. (сжимать и разжимать кулачки)
Лесное население Животных следы мы как книгу читаем. (ладонями рук дети изображают открытую книгу) В лесу кто живет мы легко отгадаем: (закрываем «книгу») Вот лисьи следы, Вот волчьи, лосиные, Кабаньи и заячьи, Медвежьи, ежиные. Вот беличьи, рысьи, А это — оленьи. (загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных) Какое большое в лесу население! (поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз)
Прятки Первый зайчик под листочком, (загибают большой палец) А второй забрался в бочку. (загибают указательный) Третий заинька косой Сидит тихо за сосной. (загибают средний) На пеньке сидит четвертый. (загибают безымянный) Пятый на бревно залез, (загибают мизинец) С бревна спрыгнул и исчез. (разгибают мизинец и «прячут» в кулачок другой руки)
Серый волк Волк серый, зубастый, (сгибают и разгибают кулачки) По полю рыщет, («ходят» пальцы по столу) Добычу себе ищет. Как найдет, (сжать кулаки) Волчатам отдает.
Серый зайка Зайка серенький сидит (руки сжаты в кулачки) И ушами шевелит. (разгибают и сгибают кулачки) Надо лапочки погреть, (растирают пальцы и кисти рук) Зайке холодно сидеть.
Скачет зайка Скачет зайка маленький (показываем «зайку») Около завалинки. (показываем «лавочку», складывая руки перед собой) Быстро скачет зайка, (показываем зайку) Ты его поймай-ка. (покрутить кистями рук)
Слон В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает. Больше всех на суше он, Очень, очень добрый слон. Видно, даже у зверей Тот и больше, кто добрей. (Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой — указательным и большим. Шевелить средним пальцем, качать кистью.)
У оленя дом большой - У оленя дом большой, (руки с растопыренными пальцами приложить к голове, изобразив рога, затем сделать руками над головой домик, соединив пальцы и разведя локти рук в разные стороны; разводим руки в стороны: показываем, какой большой дом) - Он глядит в свое окно. (обе руки сгибаем под прямым углом в локте, держим предплечья и ладошки параллельно полу, одна руку держим на уровне груди, другую чуть выше головы, смотрим в получившееся «окно») - Зайка по лесу бежит (показать руками, какие у зайки ушки, с помощью ладошек; показать на столе, как бегут ножки, или имитировать бег) - В дверь к нему стучит: - «Тук-тук дверь открой, («стучим в дверь» кулачком в воздухе, делаем движение, похожее на открывание двери) - Там в лесу охотник злой» (указываем в сторону, затем изображаем оружие: вытянув одну руку в перед, указательный палец выпрямляем, остальные пальцы сжимаем в кулак; приложить вторую руку, согнутую в локте, вытянутый вперед указательный палец согнутой руки прижимаем боком снизу к локтю прямой руки) - «Поскорее забегай, - Лапку мне давай» (показываем движение ладошкой, когда кого-то зовут, и протягиваем ладонь, как для рукопожатия)
Утро Утром на лужайке Просыпались зайки. (рука с «зайцами» кладется на стол тыльной стороной вниз) – Здравствуй, солнце красное! (поднимается большой палец) – Здравствуй, небо ясное! (поднимается указательный, большой остается поднятым) – Здравствуй, ёлка! (поднимается средний, большой и указательный остаются поднятыми) – Здравствуй, пень! (поднимается безымянный, большой, указательный и средний остаются поднятыми) – Здравствуй, здравствуй, Новый день! (поднимается мизинец — все зайчики проснулись)
Шуба Шуба серая у волка, Шуба ежика в иголках, Шуба рыжая лисы — Удивительной красы. Шуба белая у зайца, У медведя — бурая. (поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб») Не страшны ему дожди И погода хмурая. (качают головой из стороны в сторону)
|