Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Может, дети должны учиться сами?



Может, дети должны учиться сами?

Вспоминаю свою школу: мы рылись в библиотеках как бобры — в осиннике. Грызли всё, что попадётся, записывались на книги в очередь, передавали из рук в руки, делали за дикие деньги копии и переписывали десятки страниц от руки, читали ночами книгу, которую утром надо было отдать (с ужасом вспоминаю прочитанного за сутки Августина Блаженного «О граде божием» и законспектированный в галопе двухтомник Монтеня — да, в нашей гимназии и такое читали). Дети 21 века даже представить себе не могут, почему мы были такими медленными в поиске и обработке информации: к их услугам мировое хранилище данных на любых языках с автопереводом (мы переводили сами, со словарём).

И тут должны прозвучать фанфары, потому что есть решение для этого гордиевого узла: самообразование. Образовательные платформы просто дерутся за людей, готовых получать образование, пусть и бесплатно. Работодатели готовы платить за тех, кто проходит курсы — за будущих специалистов. Вузы готовы размещать курсы — потом эти люди придут к ним на платное обучение. Преподаватели создают личные бренды и набирают академический вес (и финансовую весомость). При этом можно выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию так, чтобы не заплатить и копейки, но получить солидные дипломы, сертификаты, а главное — знания.

Есть, конечно, и проблема — не все дети понимают, зачем им учиться. Здесь должна выстраиваться система профориентации, государство и бизнес (а особенно кентавры госкорпораций) должны вливать деньги в рассказы о себе и своих потребностях, о том, как здорово работать в госкорпорации, например, инженером по ракетостроению. Педалировать тезис, что ребёнок должен сам проявлять инициативу, понимать пользу в образовании и иметь высокую мотивацию — это как разводить синих сферических лошадей в вакууме. Глупо. Невозможно. Преступно даже.

Поясню, почему преступно: большинство родителей не имеют знаний, квалификации и даже желания раскрывать перед ребенком прекрасный мир науки, народного хозяйства и самообучения. И, знаете, эти свойства ведь не появляются у взрослых людей с рождением ребёнка. Это все равно, что верить в то, что женщина должна варить борщ, потому что у неё это в генах заложено (подлинная цитата из разговора).

Не имея возможностей и желания, родители оставляют перед ребёнком узкую тропку собственного опыта — как в Средние века. Он по ней и идёт

Но для этой тропки не нужно знание продуктового дизайна или языка Котлин (штойта такое, ась?) — достаточно школьной программы на тройку. Таким образом происходит выбивание, вымывание миллионов потенциальных высококлассных специалистов из производственного оборота. Управленцев — тоже, но, поскольку у нас кастовая структура сложилась уже в социуме, я об этом даже не говорю: «сын отца» — это уже профессия в России, причём наследственная.

Лишившись специалистов, страна стремительно откатывается в демодернизацию. Почему стремительно? Думаете, это красивый оборот такой? Нет. Я утверждаю это определённо потому, что дети, ушедшие по средневековой тропке родителей вперед, лет так через 18-20 создадут новых детей, которым покажут что? Верно, ту же средневековую тропку. И чем глубже поколения россиян будут уходить по «путям отцов», тем сильнее будет кадровый голод.

Решение проблемы видится в структурах, наподобие Олимпиады НТИ, Кружкового движения, Кванториумов. Но всё это офлайновые паллиативы, а основная масса информации, шквал и цунами, должен изливаться отовсюду. Но основной проводник его — школа.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.