Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос V. Высокая классика: Платон, Аристотель.



Вопрос V. Высокая классика: Платон, Аристотель.

В период зрелой классики интуитивное философствование постепенно сменяется на логичное рассуждение на основе все более и более абстрактных понятий и категорий, носивших акцентировано объективный характер. Содержанием этого философствования являлась диалектика идеи и материи как абстрактно-всеобщих категорий.

 

Платон(427 – 347 до н.э.) крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы (Академии), основоположник идеалистического направления в философии на рациональной основе. Платон стал первым сознательным разработчиком понятийного мышления (сама идея принадлежала Сократу). Именно Платон первым создает всеобъемлющую энциклопедическую философскую систему. В истории философии Платон первым сознательно поставил вопрос об отношении духа и материи и проанализировал его с разных позиций. Платоновский идеализм означал в онтологии:

ü материальные вещи изменчивы, непостоянны, возникают и исчезают;

ü весь окружающий чувственно-предметный мир (мир вещей) также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

ü реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи («эйдосы»);

ü эти идеи истинны, вечны и постоянны;

ü любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи, например, конкретные кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна;

ü весь мир является отображением чистых идей (эйдосов);

ü содержательно идеи – это общие (родовые) понятия о сущности предмета, оторванные от этих материальных вещей и превратившиеся в самостоятельную, единственно реальную действительность.

Область идей не является однородной, она образует своего рода иерархию:

1. идеи высшего порядка – это идеи блага, истины, прекрасного, справедливого.

2. идеи, выражающие физические явления и процессы: огонь, покой, движение, цвет, звук.

3. идей, отражающие отдельные разряды существ, например, животных и человека.

4. идеи конкретных предметов и отношений.

Диалектика этого мира определяется вечным конфликтом бытия и небытия, идеи и материи. Ведь в чувственно-предметном мире нет ничего вечного, все здесь изменяется, развивается и гибнет. Но развитие в чувственном мире определяется движением и развитием в царстве чистых идей. Ведь вначале должно возникнуть то, что движет само себя. А это не что иное, как душа, ум. Как видим, Платон не просто отстаивает позицию объективного идеализма, но и рационально обосновывает, аргументирует ее (впервые в истории философии).

Кроме того, Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: единого, ума и души.

1. Единое:

¨ является основой всякого бытия;

¨ не имеет никаких признаков: ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания и т.д.

¨ есть ничто;

¨ выше всякого бытия, выше всякого мышления, всякого ощущения;

¨ первоначало всего – всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств.

2. Ум:

¨ происходит от единого;

¨ разделен с «единым» и противоположен «единому»;

¨ является сущностью всех вещей;

¨ есть обобщение всего живого на Земле.

3. Душа:

¨ подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;

¨ душа может быть мировой и душой отдельного человека. Более того при гилозоическом подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

¨ душа человека (вещи) есть часть мировой души;

¨ душа бессмертна;

¨ при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

¨ постоянство души и смена телесных форм – естественный закон Космоса.

Теория познания Платона основана на его идеалистической картине мира.

ü поскольку материальный мир является всего лишь отображением мира идей, то предметом познания должны стать прежде всего чистые идеи;

ü чистые идеи невозможно познать с помощью чувственного познания, которое дает лишь «мнение», а не достоверное знание;

ü чистые идеи можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности;

ü такой духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные и образованные – интеллектуалы, философы;

ü содержание познания есть воспоминание: душа вспоминает идеи, которые она знала а тот период, когда она еще не соединилась с телом и свободно существовала в царстве идей.

Все выше изложенное Платон называл диалектикой, под которой он понимал и логику, и учение о познании, и учение о методе, и учение о бытии, об идеях и их родах, а также разумное познание всех этих истинно-сущих родов реального бытия.

Космология (в диалоге «Тимей») – под явным влиянием Пифагора и его математической мистики: Космос имеет шаровидную форму, он не вечен, ибо был сотворен, и он конечен. Демиург (создатель) придал миру соответствующий порядок. Мир – это живое существо, обладающее душой, которая находится однако не в нем самом, а окружает собой весь мир. Мир состоит из элементов земли, воды, огня и воздуха, которые организованы в определенные пропорциональные соединения на основе закона чисел. В мировой душе господствуют числовые отношения и гармония. К тому же мировая душа обладает также познанием.

Структура мира троична:

1. божественный ум (демиург);

2. мировая душа;

3. мировое тело – космос: его центр – Земля, вокруг планеты и неподвижные звезды. Живые тела, существа творит бог, он же создает и души.

Платон распространяет на структуру идеи математические закономерности. А поскольку идея тесно связана с вещью, то на вещах отражается и математическая структура идеи. Например, огонь состоит из телец, обладающих формой пирамиды, воздух – формой восьмиугольников.

Учение о душе. Душа человека бестелесна, бессмертна и обладает способностью переселяться из тела в тело. Жизнь дается нам не нами _ лишить человека жизни может лишь бог. В пользу бессмертия души Платон приводит целый ряд аргументов:

1. Если все имеет свою противоположность и рождается из противоположного, то и в противопоставлении «жизнь – смерть» одно должно порождать другое. Значит, души умерших где-то существуют, и в свое время возвращаются обратно в этот мир, но уже в другое тело.

2. Раз познание есть воспоминание, то сама способность познавать сущности доказывает существование души до жизни. Из мира идей душа уносит представление об общем, т.е. об идеях.

3. Только то, что является сложным, может быть разделено. Душа же проста и неделима. Простое не может изменяться, начинаться или заканчиваться.

4. Все видимые вещи временны, а невидимые – вечны. А раз душа невидима, то – вечная.

Сама душа состоит из трех упорядоченных частей:

1. разум, рассудительность;

2. воля и благородные желания;

3. влечения и чувственность.

В соответствие с тем, какая часть души преобладает, человек (его тело) ориентирован на дурное или благородное. Только правильное воспитание может обеспечить соответствие этих трех начал в данной душе. Но если между этими 3 частями несоответствие, то – загробное наказание.

Социальная и политическая философия. Практически все предшественники Платона (от Фалеса) были «физиками, занимались в первую очередь поисками первоначала мира и объяснением явлений природы, но не общества. Отдельные замечания досократиков об устройстве общества были интуитивными и рационально не обосновывались. Платон впервые разрабатывает целостную и рационально обоснованную систему философских взглядов на общество и государство. При этом он фактически отождествлял общество и государство.

Когда человек не может удовлетворить самостоятельно своих главных жизненных потребностей, тогда и возникает государство. Любое государство суть организация общества. Основной закон общественной организации: «каждый должен заниматься своим и только своим делом» [2]. Однако далее Платон вместо анализа реальных общественных и государственных процессов конструирует свою теорию идеального государства.

В этом идеальном государстве полностью реализуется вышеуказанный закон общественный жизни, который одновременно служит и критерием справедливости. В соответствии с этим законом все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники. Работники (т.е. крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага и могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью. Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости участвуют в военных действиях. Философы (мудрецы) разрабатывают философские теории, познают мир, учат и управляют государством. При этом и философы, и воины не должны иметь частной собственности. Все жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы) и вместе отдыхают. Не существует брака, все жены и дети общие. При этом женщины имеют одинаковые права с мужчинами. Существует и поощряется рабство. Рабы – это, как правило, варвары, захваченные в плен.

Данные три сословия соответствуют трем частям души. Для правителей характерно преобладание развитой разумной части души, мудрости. Для воинов – воля и благородная страсть. Для работников – чувственность и влечения. При этом разделению по преобладанию части души соответствует и морально-нравственная дифференциация. Идеальное государство обладает 4-ми добродетелями, из которых три присущи трем сословиям соответственно:

ü мудрость присуща правителям-философам;

ü храбрость – воинам, стражникам;

ü умеренность – всем работникам. А четвертая добродетель является общей: «чтобы каждый делал свое и только свое дело».

При этом нравственные качества воинов и правителей- философов Платон ставит выше нравственности работников. Таким образом, идеальное государство Платона обладает одновременно чертами и политической, и нравственной организации. Это дает возможность успешно решать важнейшие государственные задачи:

¨ защита государства от врагов;

¨ осуществление систематического снабжения граждан;

¨ развитие духовной культуры общества в целом и граждан.

Идеальное государство Платона состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции совершенно без учета личных интересов и потребностей. Сплоченность государства обеспечивается за счет жесткого ограничения и существенного обеднения личной жизни граждан, людей [3]. Сделав «счастливыми» всех, социальная утопия Платона приносила в жертву отдельного человека. Можно сказать, что Платон впервые в истории философии обосновал (но не сформулировал) принцип полного подчинения личности государству.

В идеальном государстве полностью реализуется указанный закон общественной жизни. Все реально существующие типы государства отклоняются от реализации этого закона в большей или меньшей степени. Эти реально существующие типы государства Платон разделил на:

ü монархия – справедливая власть одного человека;

ü тирания несправедливая власть одного человека;

ü аристократия – справедливая власть меньшинства;

ü олигархия – несправедливая власть меньшинства;

ü демократия – справедливая власть большинства;

ü тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, то стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Платон впервые распространил диалектику на сферу политики. По его мысли, наличие чего-либо в излишней степени приводит к своей противоположности. Избыток свободы приводит к рабству, а тирания рождается из демократии как максимальной свободы.

Этика Платона построена на идеалистическом понимании души. Основой этики является осознание человеком врожденных добродетелей. Соблюдение этих врожденных добродетелей ведет к справедливости. При этом важное место отводилось религии. Платон неоднократно подчеркивал значение набожности и почитания богов.

Историческое значение философии Платона:

ü впервые философом было оставлено целое собрание фундаментальных произведений, выражавшая всеобъемлющую энциклопедическую теоретическую систему;

ü положено начало и рациональное обоснование идеализму как крупному философскому направлению («линия Платона»);

ü были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить и определить фундаментальные философские категории: бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, делимое – неделимое и др.

ü впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.

ü была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи и продолжатели Платона.

 

Аристотель (384 – 322 до н.э.) великий философ [4], создавший самую обширную и всеобъемлющую научно-теоретическую систему античности, опиравшуюся на огромный эмпирический материал. Написал > 150 научных трудов. По существу Аристотель был и первым историком философии: именно он впервые глубоко и систематически проанализировал все доступные ему работы предшествующих мыслителей.

Аристотель систематизировал науки, сформулировал предмет и методы многих отдельных наук. Философию он определил как совокупность научно-теоретического знания о действительности, придав ей практическую и эвристическую направленность. При этом Аристотель стремился изгнать из философии мифологические образы и неоднозначность понятий, поставить ее на научную основу. Аристотель предложил делить философию на три вида:

1. теоретическая – изучает проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений;

2. практическая философия – о деятельности человека, устройстве государства;

3. поэтическая философия;

4. логика (добавлена позже).

Критика Платона и его учения об идеях. Разделение бытия на идеи и вещи не имеет под собой рационального обоснования, т.к. идеи – это просто копии чувственных вещей и тождественны им по содержанию. Отделение Платоном идей от вещей привело лишь к удвоению того, что должно быть объяснено. Ведь, по Платону, вещи должны быть объяснены при помощи идей. Но при этом Платон отрицает какую-либо причинную зависимость между идеями и вещами. Платоновская идея как сущность оторвана от самой вещи. Вот этот разрыв между вещью и ее сущностью – главная мишень Аристотеля. II аргумент: если вещь многообразна, то она должна иметь несколько образцов-идей, а это нонсенс. Следовательно, не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью. Существуют только единичные и конкретно определенные вещи.

Онтология Аристотеля. Исходный пункт – признание существования объективного мира, который материален и чувственно познаваем. Сущность находится в самих вещах. Вещи первичны, а идеи вторичны, это только названия, наименования вещей.

Поскольку бытие не есть «чистые идеи» (эйдосы) и их материальное отражение (вещи), то возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос Аристотель пытается через высказывания о бытии, т.е. через категории (в переводе с древнегреческого – высказывание).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос о бытии. При этом лишь одна из категорий говорит непосредственно о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Эти 10 категорий:

ü сущность (субстанция);

ü количество;

ü качество;

ü отношение;

ü место;

ü время;

ü положение;

ü состояние;

ü действие;

ü страдание.

Таким образом, по Аристотелю бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие. Бытие – это субстанция, а субстанция – это единство материи и формы.

Теория материи. Каждая конкретная чувственная вещь – это единство материи и формы. Материяэто потенция, пассивное начало. Она у Аристотеля лишена каких-либо конкретных характеристик. Формаэто сущность вещи, она нематериальна. Но в то же время она не есть нечто внешнее по отношению к материи. Материя и форма – это то, из чего состоят все вещи. Каждая вещь выступает как оформленная материя. Например, медный шар – это единство меди (вещества) и шаровидности (формы). Но медь может выступать материей по отношению к одному предмету (скажем, шару) и формой по отношению к другому предмету, скажем, физическим элементам. _ Противоположность материи и формы относительна. Медь может не быть оформленной, но в то же время в потенции она содержит форму как возможность _ форма есть реализованная возможность материи. Так у Аристотеля происходит соотносительный переход от материи к форме, и наоборот. Материя и форма представляют собой единство, взаимосвязь. Так Аристотель преодолевает разрыв между миром реальным и идеальным, столь разительный в системе Платона.

А развитие явлений Аристотель понимал как оформление материи. Следовательно, реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи. Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета. Иерархия форм приводит к высшей форме – богу (Перводвигателю), имеющему бытие вне мира.

Теория Аристотеля о форме и материи впервые ввела в философию два новых важных понятия – возможность и действительность. Эти категории указывали на источник движения, который рассматривался уже не как внешний по отношению к вещи, а как лежащий внутринее. Природа здесь выступает как превращение возможности в действительность.

Аристотель различал «первую» и «вторую» материю. «Первая» материя – это основа всякого бытия. Она – только возможность, которая может выступить любой действительностью, но сама она действительностью не является. Она только мыслится, образуя потенциальную предпосылку существования. «Вторая» материя – и возможность какой-либо формы, и в то же время действительность, ибо эта материя обладает определенными свойствами.

Но Бог у Аристотеля противостоит и «первой» материи в качестве абсолютно бестелесной формы форм и Перводвигателя. Бог – это источник творческой активности, наделяющей все тела их особой формой и целесообразностью. Бог заодно – и перво-материя.

Космология Аристотеля является шагом назад по сравнению с атомистами и пифагорейцами. Он резко отрицал гелиоцентризм. В центре шарообразного мира находится неподвижная Земля – тоже шарообразной формы. Земля не совершает круговые движения, а стремится к центру мира. Вокруг Земли в процессе вращения находятся сферы, на них закреплены планеты и небо со звездами. Позже эта схема была тщательно разработана Птолемеем.

Учение о причинах. Аристотель выделил 4 вида причин:

1. материальная причина или просто материя: из чего вещь состоит?

2. формальная причина или форма. Ведь именно под воздействием формы материя превращается в действительность.

3. действующая причина – это то, что создает вещи.

4. конечная причина или цель.

Например, строится дом. Здесь материальная причина – это кирпичи, формальная причина – форма и устройство дома, действующая причина – деятельность строителя, а цель – назначение дома. Именно Аристотель впервые дал развернутую характеристику видов причин.

Движение понимается как переход от потенции к акту. Тем самым движение становится практически универсальным свойством сущего. Аристотель специально подчеркивает, что «движения помимо вещей не существует» [5]. Проглядывает некоторая ограниченность и даже наивность подхода, ведь Аристотель понимал движение исключительно в смысле непосредственного воздействия одного предмета на другой. Очевидна и противоречивость взглядов Аристотеля в вопросе об источнике движения. С одной стороны, движение присуще самим вещам и является самодвижением (в «Физике»). А с другой стороны, Аристотель в «Метафизике» использует объяснение источника движения при помощи неподвижного Перво-двигателя. Этот Перво-двигатель (Бог) служит внешней причиной всякого движения, ему же движение не сообщается ниоткуда. Только ему одному движение присуще имманентно. На основе своей трактовки бытия Аристотель предложил онтологическую структуру форм движения:

ü изменение в субстанции, т.е. возникновение и разрушение;

ü изменение в качестве, т.е. превращение свойств;

ü изменение в количестве, т.е. увеличение и уменьшение;

ü изменение по месту, т.е. перемещение в пространстве.

Изменение – это термин, подходящий для всех 4-х форм, движение, напротив, применимо лишь к последним 3-м, особенно к 4-ой. Во всех этих 3-х формах предполагается наличие субстрата (бытия потенциального), которое переходит от одного какого-либо состояния к противоположному:

ü возникновение – это принятие формы со стороны материи;

ü разрушение – это потеря формы;

ü альтерация (превращение) – это изменение качества;

ü возрастание и убывание – это переход от общего к малому, и наоборот;

ü трансляция – это переход от одного пункта к другому.

Главный из всех видов движения для Аристотеля это движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видов движения, и к которому в конечном итоге сводятся все остальные виды. В свою очередь, движение в пространстве Аристотель подразделял на три вида:

    круговое движение;

    прямолинейное движение;

    сочетание прямоугольного движения с круговым.

Элементы. Природа состоит из 4-х элементов: огня, воды, воздуха и земли. Эти элементы представляют собой определенную промежуточную ступень между «первой материей», которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувствами вещей можно различить две пары противоположных свойств – тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединений этих свойств характеризуют четыре основных элемента:

ü огонь – это соединение теплого (активного) и сухого (пассивного);

ü воздух – это соединение теплого (актив) и влажного (пассив);

ü вода – это соединение холодного (актив) и влажного (пассив);

ü земля – это соединение холодного (актив) и сухого (пассив).

Эти 4 элемента – основа реальных, чувственно воспринимаемых вещей. Вопреки элеатам и Эмпедоклу Аристотель понимал эти 4 элемента (точнее, образующие их пары противоположностей) как взаимообратимые. Ведь все они являются в принципе конкретными модификациями одной и той же «первой» материи. Такой подход позволил ему углубить и обосновать понимание процессов зарождения и распада.

Кроме 4-х основных (подлунных) элементов существует еще и пятый – эфир. Эфир заполняет все мировое пространство, из него состоят все небесные тела. При этом по своей природе эфир принципиально отличается от других 4-х элементов: эфир обладает свойством неизменности и совершенства.

Сочетание 4-х стихий (элементов) в различных количественных соотношениях образует сложное материальное тело, в котором эти стихии взаимопроникают и взаиморастворяются. В этом выражается у Аристотеля текучесть и изменчивость явлений в мире, в природе. Аристотель выдвигает таким образом теоретически обоснованную идею всеобщей связи, идею взаимопереходов и взаимосцепленности явлений.

Критика атомизма. Аристотель выступал категорически против атомистического подхода. Неделимых частиц материи не существует, т.к. даже самая маленькая частица материального тела состоит из 4-х элементов, иначе эти частицы не обладали бы теми качествами, которыми обладает все данное тело.

Телеология пронизывает всю натурфилософию Аристотеля. Любое явление предполагает возможность изменения и цель, к которой стремится это изменение. Осуществление, реализацию данной цели Аристотель называет «энтелехия» – своего рода программа изменения. В живых организмах понятие цели Аристотель связывает с понятием души. Но фактически Аристотель переносит целесообразные функции души на весь материальный мир в целом Þ телеологичность [6] всего мирового процесса, который стремится к единой цели. Правда, целенаправленное движение природы осуществляется бессознательно.

О душе. Живые существа отличаются от неживых тем, что они обладают началом, дающим жизнь – душой. Если тело – это материальный субстрат, потенциал, то душа – это форма живого тела. Поскольку главные функции и феномены жизни бывают по Аристотелю 3 видов:

ü вегетативного: рождение, питание, рост;

ü чувственно-моторного характера: ощущение и движение;

ü интеллектуального характера: познание, установление и выбор,

то на этом основании Аристотель вводит разделение души на три уровня-типа:

1) душа вегетативная – управляет и регулирует биологическую активность;

2) душа чувственная – регулирует три функции: ощущение, аппетит (вожделение) и движение;

3) душа разумная – мышление и познание.

Растения имеют только душу вегетативную, животные – душу вегетативную и чувственную, а люди – душу вегетативную, чувственную и разумную. Суждения Аристотеля по этим вопросам во многом наивны. Так, сравнивая чувства животных и человека, Аристотель отмечает превосходство осязания человека, но связывает это исключительно с наличием разума. Исходя из этого, Аристотель выдвигает довольно странный тезис: душа человека помещается на кончиках пальцев.

Теория познания. Ее исходное положение – независимо от человека существует объективный мир, который материален. Само познание Аристотель трактует как развивающийся процесс. Этот процесс познания развивается от простейших элементарных чувственных ступеней к предельно абстрактным. Аристотель выделяет здесь следующие этапы:

1. ощущение (чувственное познание) – это отражение внешнего мира, отпечатки форм познаваемых предметов. Чувство для Аристотеля – это способность принимать чувственные формы без материи. Но ощущения дают знание лишь единичного. В целом чувственное познание Аристотель считал истинным, а ощущение – непосредственно отражающим индивидуальное бытие. Именно это и приводит к ошибкам.

2. представление – это тоже ступень чувственного познания, результат повторяемости ощущений.

3. опыт.

4. искусство.

5. наука – это создание общих понятий при помощи теоретической деятельности мышления, это нахождение общего в отдельном. Наука – вершина познания именно потому, что она постигает необходимое и всеобщее.

Логика как одно из главных орудий познания впервые систематически была разработана именно Аристотелем в его фундаментальном труде «Органон» (орудие). Для самого Аристотеля логика – это наука о доказательствах и формах мышления, применяемых при познании. Аристотель понимал ее как систему методологических положений при исследовании. В логике мысль делает явным и проверяемым свой путь. Основной метод логики Аристотеля – это сведение, состоящее в том, чтобы различать условия, при которых осуществляется доказательства. Аристотель четко сформулировал законы мышления:

1. закон тождества: понятие должно употребляться в данном суждении в одном и том же значении.

2. закон противоречия: два несовместимых друг с другом суждения об одном и том же объекте не могут быть одновременно истинными, по крайней мере одно из них необходимо ложно.

3. закон исключенного третьего: если даны два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинным может быть только одно.

Аристотель дал определение суждения как формы мышления, разработал учение о категориях и впервые предложил их классификацию. Большой вклад внес Аристотель в создание теории дедукции, теории категорического силлогизма. Силлогизм – это вывод от общего к частному, дедуктивное рассуждение. Но Аристотель признавал и индукцию, которую трактовал как путь познания общего. Аристотель разработал правила силлогизма как умозаключения, приводящего к доказательству. На этой основе он сформулировал принципы доказательства:

1. доказательство должно осуществляться последовательным рядом шагов, начиная с аксиом, как наиболее очевидных утверждений;

2. принятие конкретных правил, которые гарантируют формальную правильность выводов.

Антропология, социальная и политическая философия. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считал, что человек

1. по своей биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

2. отличается от животных наличием мышления и разума;

3. имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными, т.е. в коллективе. Именно Аристотель впервые охарактеризовал человека как общественное существо: «человек есть политическое животное».

Именно социальная природа человека приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. В отличие от утописта Платона Аристотель предпочитал анализ реально существующего (античного) общества и его государственных форм.

Греческое общество свободных людей состоит из 3-х классов граждан: очень богатых, крайне бедных и средний слой. Большое богатство – результат «противоестественного способа» приобретения. Поэтому Аристотель против чрезмерного богатства, которое разрушает единство и стабильность общества. Þ Благополучие общества определяется средним слоем (впервые!). Именно крестьяне-общинники (мелкие собственники) являются опорой прочной и эффективной власти.

Аристотель – защитник рабовладения как естественного строя, существующего от природы. Для него раб – это только «говорящее орудие».

Аристотель отождествлял общество и государство. Сущность государства он определил как «политическое сообщество людей, которые соединились для достижения определенных благ». Аристотель создал классификацию государственных форм, основанную на двух критериях: политическом (источник власти) и этическом (всеобщее благо).

ПРАВИЛЬНАЯ ФОРМА НЕПРАВИЛЬНАЯ ФОРМА
монархия тирания
аристократия олигархия
полития демократия

Наилучшей формой государства является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса».

Этика Аристотеля близка в целом взглядам Сократа и Платона. Государство-общество должно и вправе требовать от всех граждан добродетельного поведения. Добродетели Аристотель разделяет на две группы: этические (основанные на привычке и обычае) и дианоэтические (основанные на разуме, рассуждении). Этические добродетели деятельны, а дианоэтические созерцательны, хотя и связаны с поведением.

Основу благополучной жизни Аристотель видел в умеренности. Нравственность состоит в соблюдении определенной меры. Через всю этику Аристотеля проходит принцип активной деятельности человека. Эта активность не должна быть паразитической (власть) и «животной» (наслаждение), но лучше – теоретической: познавательная деятельность, основанная на жизни по добродетели. Среди добродетелей Аристотель особо выделял и ценил справедливость. Справедливость бывает двух видов: уравнительная и распределительная. I вид относится к благам отдельных лиц и имеет отношение к обмену в соответствии с количеством и качеством труда (всем поровну). II вид имеет дело с общими благами и направлен на разделение благ в соответствии с достоинством граждан.

Творчество Аристотеля – вершина античной философской мысли. Эта наиболее обширная, обоснованная и разработанная теоретическая система. Историческая заслуга Аристотеля:

ü систематизировал и обобщил достижения древнегреческой мысли;

ü систематизировал знания и выделил ряд научных областей, направлений и дисциплин;

ü дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

ü дал определение бытия через категории;

ü впервые выделил 10 философских категорий;

ü определил сущность материи;

ü внес существенные коррективы в философскую систему Платона, рационалистически критикуя его учение о «чистых идеях»;

ü впервые выделил шесть типов государства и создал теорию происхождения государства;

ü заложил основы логики как науки и общенаучной методологии: дал понятие дедукции, обосновал систему силлогизмов, сформулировал законы логики

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.