Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос II. Античная философия, ее основные особенности и этапы развития.



Вопрос II. Античная философия, ее основные особенности и этапы развития.

Античная философия, т.е. философия древних греков и римлян зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э., когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу (Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Это тысячелетие развития демонстрирует удивительную общность, обязательную направленность философской мысли на объединение в едином космическом универсуме природы, человека и богов. Во многом это объясняется языческими (политеистическими) корнями греческой философии. В основном она была создана греческими мыслителями, которые жили не только на территории современной Греции, но и в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, а также в эллинистических государствах Азии и Африки. Философия Древнего Рима зачастую отождествляется с древнегреческой и объединяется под общим названием – «античная философия».

Материальной основой древнегреческой философии был расцвет полисов – торгово-ремесленных городских центров. Дробная, нецентрализованная структура полисной государственности определила относительно мягкое социально-политическое устройство греческого общества, доминирование гражданского общества и плюралистическую атмосферу духовной жизни.

Античная философия – это первая попытка (методологически последовательного) системно-рационального постижения окружающего мира. Началась античная философия с выяснения причинно-следственных связей, а потом постепенно перешла к построению теорий как целостных систем логических рассуждений.

Характерные признаки и свойства античной философии:

ü Космоцентризм – восприятие мира как космоса, т.е. единого, целостного и нерасчлененного. Еще нет понимания специфики отдельных сфер мира: человека, общества.

ü созерцательность и пассивность: рассмотрение мира-космоса вне человеческой деятельности, вне его практического освоения человеком, а также – в единстве природы, богов и человека.

ü натурализм восприятия и понимания мира. Для античных греков природа – главный абсолют, она даже не сотворена богами, боги сами составляют некую часть природы. У греков боги – лишь олицетворение природных стихий. Все явления рассматриваются в контексте природы.

ü рационализация человеческого познания и поведения. Человеческий разум у греков постепенно освобождался от абсолютной власти богов. Разумеется, цивилизованный эллин богов уважает и не будет их оскорблять. Но в своей повседневной жизни человек будет все же опираться на доводы разума, полагаться на самого себя, зная, что «Не потому человек счастлив, что любим богами, но потому боги любят человека, что он счастлив».

ü широкое использование мифологических образов и сюжетов в целях образной передачи философских идей и понятий, при обязательном условии философского переосмысления этих мифологических образов (например, Психея у Платона).

ü специальный научно-философский понятийно-категориальный аппарат сформировался впервые именно в античной Греции.

ü основной способ и метод философствования – интуиция, интуитивно-описательное прозрение, постулирование истины – без развернутой системы доказательств и аргументации. Движение мысли происходит еще не последовательно, путем логичных рассуждений, а скачками, от одного озарения к другому.

ü античная проблематика – это диалектика идеи и материи, которая воплощалась в виде чувственно-материального упорядоченного космоса, движимого космической душой, управляемого космическим умом и созданного сверхдушевной и сверхумственной судьбой (или первоединством).

ü наивная и стихийная диалектика. Которая воспринималась древними греками как нечто само собой разумеющееся, а не теоретически разработанное. Греков весьма интересовала противоположность материи и идеи (вместе они образуют космос), однако эта диалектика еще не логически-категориального, рационально-теоретического характера, а скорее интуитивно-описательного.

ü гилозоизм – представление о всеобщей одушевленности космоса, при этом душа трактовалась как единственный источник самодвижения любого природного объекта, включая и человека.

ü идея судьбы как вне личностного принципа объяснения всего целесообразного и нецелесообразного в мире-космосе Þ фатализм.

ü идеологический плюрализм, постоянный и устойчивый диалог, взаимодействие и полемика различных философских школ и направлений в Древней Греции.

Периодизация античной философии:

В развитии античной философии можно выделить четыре основных периода:

1. Ранняя классика (VII – V вв. до н.э.) – это период зарождения греческого философского мышления и господства натурфилософии: Милетская школа, Пифагор, Гераклит, элеаты и др. Иногда этот период определялся как досократовский, а философы того времени – как досократики.

2. Средняя классика (середина V – начало IV в. до н.э.) – это период зарождения и оформления гуманизма и политической демократии: атомисты, софисты, Сократ.

3. Высокая классика(IV в. до н.э.) – период большого синтеза и появления энциклопедических философских систем: Платон, Аристотель.

4. Эллинистическаяфилософия (конец IV в до н.э. – III в. н.э.) – период формирования крупной централизованной античной государственности и индивидуалистической философии: киники, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, эклектизм.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.