|
|||
Вопрос IV. Средняя классика: Левкипп, Демокрит, софисты, Сократ.Вопрос IV. Средняя классика: Левкипп, Демокрит, софисты, Сократ. Атомисты – последовательно материалистическая философская школа, которая отстаивала идею о том, что строительным материалом, «первокирпичиком» всего сущего являются микроскопические материальные частицы – атомы. Первым эту идею выдвинул Левкипп, а Демокрит ее обосновал и развернул. Левкипп впервые выдвинул принцип причинности. Демокрит (460 – 370 до н.э.) – это первый последовательный и сознательный философ материалистического направления (линия Демокрита). Главная работа – «Великий диакосмос». ü весь мир состоит из пустоты и атомов – мельчайших неделимых частиц, «первокирпичиков» всего сущего; ü атомы едины и неделимы, неизменны и неуничтожимы; ü существует бесконечное количество, как самих атомов, так и их разновидностей; ü атомы различаются формой, порядком и положением; ü атомы от природы обладают свойством движения, и это движение передается посредством столкновения атомов; ü движение выступает основным источником развития, при этом Демокрит отрицал первичное движение, перво-толчок, ибо движение – способ существования атомов; ü Демокрит выделяет три формы движения: 1) хаотическое движение – подобно рассеиванию пыли по всем направлениям; 2) вихреобразное движение, побуждающее похожие атомы соединяться, а различные – разъединяться, в результате чего и порождается мир; 3) движения атомов, образующих испарения вещей: идолы, флюиды, запахи; ü все происходит по необходимости, все определяется механическим движением атомов, Демокрит полностью отрицал случайность и конечную причину (цель); ü существует круговорот атомов: вещи и живые организмы существуют и распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые вещи и живые организмы; ü впервые поставил проблему пространства и времени. Пространство – это великая пустота, в которой движутся атомы. Кроме того, пространство – это пустые промежутки внутри тел, благодаря которым возможно сжатие и расширение тел. Пространством Демокрит называл и протяженность тел; ü пространство прерывно, Демокрит отрицал его бесконечную делимость; ü впервые четко и аргументировано объяснил различие между чувственным и рассудочным познанием; ü исходный пункт познания – чувственный опыт. Однако он дает лишь темное, неполное и недостоверное знание, ибо атомы чувству недоступны; ü чувственное познание Демокрит объяснил наивно-материалистической теорией идолов: с поверхности предметов отделяются тончайшие истечения – их образы (идолы), которые и воздействуют на наши органы чувств _ ü воспринимаемые качества существуют лишь «по мнению», а причина разнообразия ощущений – в разнообразии атомов, составляющих вещи; ü «по истине» существуют только атомы и пустота, их существование можно постичь только разумом, рациональным познанием; ü душу (являющуюся движущим началом и органом ощущения и мышления) он трактует тоже материалистически: душа – это соединение круглых и легких атомов, она смертна и погибает вместе с телом _ ü впервые рационально обосновал атеизм, люди пришли к вере в богов под влиянием существования грозных явлений природы: грома, молнии, затмений солнечных и лунных; ü в логике Демокрит впервые написал специальную работу по индуктивной логике, где впервые предложил определять понятия; ü жизнь зародилась из первичной влаги. В каждом живом теле заключено известное количество огня. Больше всего огня в душе и в голове. Мысль – это своего рода движение и потому она везде вызывает движение; ü впервые выдвинул тезис: основным стимулом развития общества является удовлетворение потребностей; ü сторонник рабовладельческой демократии; ü этика индивидуализма. Цель жизни – блаженство и бодрость, их достигают путем воздержания и самовоспитания, при этом Демокрит – противник всяких излишеств.
Софисты – философская школа IV в. до н.э., ориентированная не на разработку теоретической системы, а на обучение людей философии, риторике и другим видам знаний и умений. Они культивировали искусство красноречия (риторику), искусство спора (эристику) и искусство доказательства – диалектику. Для софистов характерно: ü критическое отношение к окружающей действительности; ü стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; ü неприятие основ старой традиционной цивилизации; ü отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанных положениях; ü стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; ü понимание норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; ü субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. Свою правоту софисты доказывали с помощью особых логических приемов-уловок – софизмов, благодаря которым правильное вроде бы умозаключение оказывалось в итоге ложным, а собеседник запутывался в собственных рассуждениях и мыслях. Например, «Рогатый»: ü то, что ты не потерял, ты имеешь; ü ты не потерял рога; ü значит, ты их имеешь. Данный результат достигается путем некорректного использования логических смысловых операций. В этом софизме 1 посылка ложная, но выдается за правильную… Самый известный представитель софистов – Протагор (V в. до н.э.). Его главный тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности было выдвинуто субъективное мнение человека. Протагор считал: ü он придерживался материализма: вне человеческого сознания ничего не существует; ü нет ничего раз и навсегда данного; ü что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; ü если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности; ü вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека (сенсуализм). Однако противоположности, заключенные в материальном объекте, познаются лишь односторонне _ познание относительно: «то, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким» _ ü окружающий мир относителен; ü объективное (истинное) познание недостижимо; ü существует только мир мнения. Хотя деятельность софистов вызвала неодобрение и властей, и других философских школ, тем не менее, они внесли вклад в философию и культуру. Они ü критически взглянули на окружающую действительность; ü распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан полисов (_ именование «древнегреческие просветители); ü первыми предложили перенести центр внимания из области природы на человека; ü первые попытки анализа и систематизации приемов умозаключения и рассуждения, особенно доказательства (истоки логики); ü анализ языка как средства передачи мнений и знаний, изучали смысловые оттенки и многозначность слов, синонимы и т.п.
Сократ (469 – 399 до н.э.) – выдающийся мудрец-философ, полемист. Выступая против софистов, он в своем творчестве выражал зачастую именно их подходы, в частности перенос центра внимания философии на человека, его нравственность и сущность знания. Он сделал философию «народной», ибо вел свою просветительскую деятельность в гущи народа (на площадях, на рынках) в форме открытой беседы-диалога по актуальным общечеловеческим проблемам: добро и зло, любовь, счастье, честность и т.п. Основной метод Сократа – майевтика, сущность которой – не поиск или обучение истине, а в том, чтобы с помощью логических приемов и наводящих вопросов подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ отстаивал идеи этического рационализма, т.е. рационального обоснования религиозно-нравственного мировоззрения: ü истинная мораль должна исходить из признания духовного начала в самом человеке (душа) и в природе – бог; ü мир – творение божества, а сущностью мира выступает «духовный принцип» _ рациональный идеализм; ü основа понимания этики, отношения к полису и религии – это самопознание; ü любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания, ведь именно познание добродетели является основной предпосылкой нравственной жизни; _ ü истинная нравственность есть знание того, что есть благо и прекрасное. Это помогает постичь смысл жизни и добиться счастья; ü основные добродетели: сдержанность, мужество и справедливость. Их общий смысл – умение различать добро и зло; ü основной этический принцип – совесть – «внутренний голос», который является гарантией постижения подлинной истины. «С помощью совести боги придают смысл всему мирозданию». Сократ не был понят официальными властями и большинством граждан, его воспринимали как обычного софиста, подрывающего устои общества, сбивающего с толку молодежь и не чтящего богов. За это в 399 г. до н.э. он был приговорен к смерти и принял чашу с ядом. Историческое значение и заслуга Сократа в том, что он ü способствовал распространению знаний и просвещению граждан; ü искал ответы на извечные проблемы человечества: добра и зла, любви, чести и др. ü отстаивал объективность и общеобязательность гносеологических и этических норм; ü открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; ü ввел диалогический метод нахождения истины – путем ее доказательства (через выявление противоречий в утверждениях и рассуждениях – субъективная диалектика!) в свободном диалектическом споре, а не декларировании, как это делали прежние философы; ü впервые стал применять индуктивный метод доказательства; ü антидогматизм и плюрализм («я знаю, что ничего не знаю»); ü воспитал много учеников-продолжателей своего дела (Платон).
|
|||
|